Активное обсуждение проблемы законности установки, преимуществ и недостатков газоразрядных источников света в фарах головного света автомобилей обусловлено совсем не техническими аспектами. Они-то как раз понятны. С точки зрения приверженцев тюнинга отечественных машин, ксенон — это шаг вперед по пути технического прогресса. К тому же это модно, ярко. Но вот безопасно ли? С одной стороны, разве плохо, когда вместо болезненно желтых фонарей, подслеповато высвечивающих пятачок перед самым капотом, путь вам на сотни метров вперед осеняет мощный голубовато-белый ксенон. Да в его магических лучах не то что пешеходов — собак и мышей на тротуарах и обочинах видно. Это безопасность? С позиций сидящих в салоне автомобиля — безусловно. А с позиций идущих и едущих навстречу? А с позиций специалистов по светотехнике?
Комментарий заведующего отделом перспективных световых приборов ФГУП НИИ автомобильной электроники, кандидата технических наук Леонида Новаковского:
— По сравнению с лампами накаливания газоразрядные (ксеноновые) источники света имеют большую долю паразитной засветки. Если проще, то ослепляют тех, кто попадает в их «зону влияния», потому что ксеноновые фары дают более рассеянный и мощный пучок света. А специалисты компании «Филипс» утверждают, что нить накаливания и электрическая дуга совершенно по-разному формируют световой поток. Отражатели галогенных и ксеноновых фар совершенно разные. Никакая регулировка фар, конструкция которых не приспособлена для установки газоразрядных источников света, не спасет от ослепления! Яркий свет с длиной волны менее 470 нм (ксеноновые лампы) способен вызвать отслоение сетчатки глаза.
Какие же аргументы способны поставить окончательную точку в «страстях по ксенону»?
Закон! Он, как известно, суров, но… все равно закон.
Но прежде приведем две цитаты из ГОСТ Р 51709-2001 «Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки», на который так активно, но опрометчиво, свидетельствуя против себя, ссылаются поборники модернизации светотехники исконно российских автомобилей.
Раздел 4.3 «Требования к внешним световым приборам и светоотражающей маркировке.
Пункт 4.3.1. „Изменение мест расположения и демонтаж предусмотренных эксплуатационной документацией АТС (автотранспортных средств) фар, сигнальных фонарей, световозвращателей и контурной маркировки не допускается“.
Пункт 4.3.2.3. „… установка других фар, сигнальных фонарей и световозвращателей, не предусмотренных изготовителем в эксплуатационной документации АТС, не допускается“.
Существенное замечание, которое борцы за права „ксенона“ предусмотрительно игнорируют: ГОСТ — это документ для эксплуатационников! А вот права и обязанности участников дорожного движения регламентируются Правилами дорожного движения. И только ими одними! Ответственность же за нарушения ПДД предусмотрена Кодексом РФ об административных правонарушениях.
Проследим взаимосвязь ГОСТ Р 51709-2001, Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств и статей 12.4, 12.5 КоАП РФ.
„Настоящий Перечень устанавливает неисправности автомобилей… при которых запрещается их эксплуатация. Методы проверки приведенных параметров регламентированы ГОСТ Р 51709-2001… “
Установка газоразрядных (ксеноновых) источников света в фары отечественных автомобилей — прямое нарушение п.3.4 Перечня: „На световых приборах отсутствуют рассеиватели либо используются рассеиватели и лампы, не соответствующие типу данного светового прибора“. Кстати, определить соответствие несложно — на рассеивателях нанесена заводская маркировка: CR — двухрежимные лампы накаливания, HCR — галогеновые источники света, DCR — фары с газоразрядными источниками света.
Заменить всю фару в сборе запрещает п.3.1 Перечня: „Количество, тип, цвет, расположение и режим работы световых приборов не соответствуют требованиям конструкции транспортного средства“.
Еще более категоричен пункт 7.18 Перечня: „В конструкцию транспортного средства внесены изменения без разрешения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел России или иных органов, определяемых Правительством Российской Федерации“.
И, наконец, последнее звено цепочки — КоАП РФ.
Частью 1 статьи 12.4 определено: «… установка световых приборов, цвет огней и режим работы которых не соответствует требованиям Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностям должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, влечет наложение административного штрафа: на граждан — 2500 рублей с конфискацией указанных приборов и приспособлений;
— на должностных лиц — 15 000 — 20 000 рублей с конфискацией приборов и приспособлений;
— на юридических лиц — 400 000 — 500 000 рублей с конфискацией приборов и приспособлений.
Частью 3 статьи 12.5 определено: „… управление транспортным средством, на передней части которого установлены световые приборы, цвет огней и режим работы которых не соответствует требованиям Основных положений по допуску… влечет лишение права управления на срок от 6 месяцев до 1 года с конфискацией данных приборов и приспособлений“.
Так что никаких лазеек в законе на этот счет, увы, не имеется.
И еще одно замечание: административный штраф в размере 100 рублей, предусмотренный частью 1 статьи 12.5 КоАП РФ, может быть наложен на владельцев автомобилей, конструкцией которых предусмотрена установка фар с газоразрядными источниками света (ксеноновые лампы), но регулировка их не соответствует требованиям ГОСТ Р 51709-2001, или фары загрязнены.
Вот, собственно, и все, что можно и нужно принимать во внимание, отвечая самому себе на вопрос: „Да ксенону или нет?“ Получается, что — нет.
Рауль ТИНЧУРИН