От сердца к сердцу

Есть такая древняя легенда: когда Бог создавал Землю, каждому народу он отвел свой кусочек территории. Забыл лишь о балкарцах.

Есть такая древняя легенда: когда Бог создавал Землю, каждому народу он отвел свой кусочек территории. Забыл лишь о балкарцах. И вот пришли они к Всевышнему: “За что не дал Ты нам земли? У всех народов есть она, а мы оказались обездоленными”. И сказал Творец: “Остался на Земле лишь один край, который я приберег для себя, так прекрасен он. Но, чтобы не свершилась несправедливость, я его отдам вам”. И теперь живут на той земле балкарцы.

В сюжет этой легенды можно бы вписать и карачаевцев. Ведь эти две половинки одного небольшого тюркского народа, которых татары по праву могут считать своими единокровными братьями, живут по обе стороны от одной из жемчужин мира – двуглавой горы Эльбрус, которая считается высочайшей вершиной Европы.

По территории двух северокавказских республик – Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии – пролег в этом году маршрут нашей гуманитарной акции “Молодежь Татарстана – молодежи Северного Кавказа”, в которой принял участие постоянный участник проекта “Открытый Татарстан – Время молодых” газеты “РТ” вокально-хореографический ансамбль “Мирас” из Заинска.

Тесен Кавказ, но друзьям он рад

Эта земля всегда была сродни большому вулкану: так бурно кипела тут жизнь с самых древних времен. Как не поверить той же легенде, если тут на относительно небольшом пространстве разместилось более шести десятков только коренных народностей, которые относятся к разным языковым группам и даже семьям? По итогам Всероссийской переписи населения 2002 года, количество жителей восьми северокавказских субъектов Федерации (семь республик и один край) составляет 6,9 млн. человек (для сравнения, в Татарстане – около 3,8 млн.).

Здесь все – рядышком. Вроде только что большой группой в тридцать человек мы выгрузились в Пятигорске, а вот она – граница Карачаево-Черкесии, где нас торжественно встречают представители властных структур республики, общественности, в том числе и члены местной национально-культурной автономии татар.

Музыка, девушки в национальных нарядах протягивают каравай, чак-чак и айран. Хозяева явно рады нам. Правда, в глазах определенное сомнение: что, мол, за разномастная такая группа. Это недоумение мы потом будем встречать практически при каждой встрече.

Но только до выступления. Когда же на сцене выстраивается цельная, яркая программа “Мираса”, зрители понимают: настоящие артисты. Даже четыре наши крохи из заинского детского сада “Василек” – уже со своими номерами. Координатор нашей акции на Северном Кавказе, известная балкарская писательница Лидия Жабелова, в первые минуты встречи тоже глядевшая с некоторым сомнением на этих малышей, потом с уважением заметила: “Талантливые, трудяги…”.

А пока мы знакомимся с Карачаево-Черкесией. Эта республика появилась в планах акции буквально в последние дни до приезда. Понимаю, как хлопотно организовать трехдневное пребывание такой большой группы, но правительство республики постаралось на славу. Насыщенный график подарил нам множество встреч, показал, как здесь рады татарстанцам, как искренне хотят дружить с нами.

Не скрою, до поездки было некоторое беспокойство. Кавказ в нашем представлении из-за “стараний” определенной прессы, стремящейся в погоне за рейтингом и тиражами выискивать только жареные факты, вызывающие негативные эмоции, ассоциируется с чувствами опасности и страха…

Но перед нами предстали люди, которые живут обычной жизнью. Пашут землю, сеют пшеницу, растят детей, ходят в гости, встречают нас, гостей. А мы заново открывали для себя этот удивительной красоты мир, преодолевая собственные стереотипы и косность.

Без восклицательных знаков рассказывать о здешних красотах не получается. Ах, какие здесь пейзажи! Высокогорные озера (их только на территории этой республики полторы сотни), огромное множество горных водопадов и сотни рек и речушек. Самые крупные – Кубань, Большой и Малый Зеленчук, Уруп, Лаба. Здесь же находится и Кубанское водохранилище, Большой Ставропольский канал. На территории республики проживают представители более восьми десятков национальностей. В ее десяти муниципальных районах живет более 435 тысяч человек, из них карачаевцев – около 180 тысяч.

Карачаевские встречи. Или как Домбай дал нам “прикурить”

Уже через три часа после приезда – первая концертная программа. Нас ждут во Дворце культуры районного центра Усть-Джегуты.

Небольшой городок расположен на правом берегу реки Кубань, в пятнадцати километрах от столицы республики Черкесска. И городок по-своему знаменит. Именно здесь родился и рос победитель международного конкурса “Евровидение-2008” Дима Билан. Родители будущей звезды, как рассказал нам глава Усть-Джегутинского муниципального района Анзор Лайпанов, жили и трудились в поселке Московском, который ныне является частью Усть-Джегуты. Уже отсюда семья перебралась в Набережные Челны, к бабушке певца.

А еще микрорайон Московский известен как место компактного проживания татар. Наших здесь много. Большой зал Дворца культуры был уже полон к приезду коллектива из Татарстана.

И первая же встреча нас просто потрясла. Пока наши юные артисты выгружали кофры с костюмами, ко мне подошел невысокой седой мужчина.

– А нет ли тут у вас кого-нибудь из… Заинска? – с волнением интересуется он.

– Так мы все из Заинска.

– А может, кто живет на улице Ленина?

– Я там живу, в 32-м доме, – к нам подходит наша солистка Регина Емилова, студентка музыкального факультета ТГППУ. – А как ваша фамилия?

– Емилов…

Немая сцена. И слезы…. Оказалось, это брат дедушки Регины. К нам подбегает еще одна наша, Эльвина Емилова. Девчонки были совсем крошечными, когда виделись в последний раз с двоюродным дедом. Вот такая неожиданная встреча.

А потом был концерт. В зале, не стесняясь, плакали. Многие впервые видели татарскую молодежь. Немало было тех, кто приехал из Черкесска и Карачаевска специально для того, чтобы побывать на этом выступлении.

– В Карачаево-Черкесской Республике, по переписи 2002 года, проживает более двух тысяч татар, – рассказывает нам заместитель председателя национально-культурной автономии татар “Якташ” Альфия Зайнутдинова, начальник общего отдела ОАО “Черкесское ордена Трудового Красного Знамени химическое производственное объединение имени З.С. Цахилова”. – В самом Черкесске татар около тысячи. Среди них есть и такие известные, как неоднократный лауреат всероссийских конкурсов Загидулла Шафигулович Хазиев, который и в свои семьдесят лет продолжает радовать нас своими песнями. Автономию сегодня возглавляет авторитетный в республике человек Рамазан Галлеев, главный государственный инспектор по надзору за взрыво-опасными и химически опасными объектами.

 Во второй раз провели мы в прошлом году Сабантуй, главным спонсором которого стал Анвар Шахмаев, генеральный директор ОАО “ЧХПО”. Наша организация только встает на ноги. Есть определенные трудности, в том числе и организационные. Но благодаря тем, кому не безразлична судьба своего народа, думаю, мы сможем окрепнуть. Это такие наши активисты, как Разиф Султанович Адеев, Ирек Гарипович Сафин, Альфия Хасановна Марнусова, Суфуя Хасибулловна Халиулова, Зульфия Зуфаровна Фасхиева, Елена Анатольевна Рыбалко и другие.

Благодаря активной помощи исполкома Всемирного конгресса татар мы возрождаем свою самобытность, в планах – открытие курсов татарского языка, обучение песням и танцам. И ваш приезд – это мощный стимул для наших детей. Да и жители нашей республики увидят, какое прекрасное и талантливое поколение растет в Татарстане, а это и в наших делах станет подспорьем.

Низкий поклон от татар Карачаево-Черкесии газете “Республика Татарстан”, придумавшей такой проект. Искренняя благодарность Председателю Госсовета Татарстана Фариду Мухаметшину, взявшему под свою эгиду это начинание. Как хорошо то, что вы задумали и осуществляете! Тут ведь говорить особо не надо, как живет ваша республика, достаточно посмотреть на этих ребятишек, которые не просто хорошо воспитаны, свободно владеют и русским, и родным татарским языком. Они талантливы, их заботливо пестуют. И это пример для подражания.

…Жаль, времени было мало для общения. Дело в том, что хозяева, чтобы дать нам возможность насладиться красотами своего края, решили поселить нас на Домбае. А тут начала портиться погода. В горах повалил снег. Поскольку дорога предстояла сложная, нужно было выехать засветло. Пока ехали по равнине, куда ни шло. Но потом такое началось!

Говорят, такого снегопада не было за всю зиму. Знаменитая климатическая рекреация находится в горной котловине у подножия северного склона Главного, или Водораздельного, хребта Большого Кавказа при слиянии рек Аманауз, Домбай-Ельген и Алибек. Домбай известен прежде всего как горнолыжный центр, хотя его потенциал и как летнего климатического курорта огромен. 

Утром Домбай нас просто ошарашил. Мы проснулись в сказке.  Густой бесшумный снегопад из мириад крупных мягких хлопьев накрыл все вокруг метровым одеялом. Гостиница “Золотой Мустанг”, в которой нас разместили, оказалось, находится в самом центре Домбайской поляны в окружении вековых хвойных деревьев на берегу бурлящей реки Алибек, которая берет свое начало на одноименном леднике.

Пока мы завтракали, собирались на выступление в город Карачаевск, где нас ждали в одном из старейших университетов Кавказа, наши хозяева поменяли планы. К сожалению, с Домбаем пришлось попрощаться, потому что снег не переставал валить, и возвращение сюда на большом автобусе могло стать проблемой. Снежная и скользкая высокогорная дорога-серпантин всегда таит неприятные сюрпризы. Рисковать не стали, и следующую ночь мы провели в Черкесске.

Эльбрусоид – страна неравнодушных

И вот мы в Карачаево-Черкесском государственном университете. Нас встречает его ректор Бурхан Тамбиев. Небольшая экскурсия по художественно-графическому факультету. Опять жалеем, что мало времени. Здесь есть что посмотреть и чему поудивляться.

Этот университет по праву считается центром образования, науки и культуры, кузницей профессиональных кадров для всей Карачаево-Черкесии. А специальность “декоративно-прикладное искусство и народные промыслы” и вовсе одна из самых молодых здесь. Она была создана для сохранения и развития декоративно-прикладного искусства народов Карачаево-Черкесии и возрождения древних художественных ремесел и промыслов. Кстати, сам ректор – великолепный живописец, а в последнее время увлекся еще и художественной фотографией.

Еще одна неожиданная для меня встреча произошла в этом учебном заведении. Ко мне подошел Руслан Башлаев. Он возглавляет в КЧР отделение фонда “Эльбрусоид”.

Идея создания этого общественного фонда и сайта под тем же названием принадлежит бизнесмену и меценату Алию Тоторкулову и его друзьям. При обсуждении задач и целей проекта зародился и его девиз – “Чистые помыслы – добрые дела”. Сайт мне знаком уже года четыре, с нашей первой поездки в Нальчик. Нравится тем, что люди там собрались неравнодушные, искренне переживающие за свой народ, его будущее.

– Перед сайтом ставилась предельно простая и в то же время большая задача: рассказывать своим посетителям обо всем добром и достойном в истории и современности карачаево-балкарского народа, а также оказывать посильную помощь в осуществлении идей, направленных на духовное и материальное развитие народа, – рассказывает Руслан Сагитович. – Сайт изначально не преследует никаких политических или коммерческих целей. Мы остаемся вне политики и вне наживы.

А на встречу “эльбрусоид” Башлаев и его коллеги пришли с подарками для татарстанских артистов.

Программу концерта хозяева построили таким образом, чтобы выступившие в самом начале со своей полуторачасовой программой татарстанцы могли оценить таланты карачаевцев. Ладони мы отбили уже на первых номерах. Студенческий ансамбль “Шохлукъ”, преподаватель музыкального факультета Лейла Гагуа, знаменитый гармонист Ислам Салпагаров с коллегой Казимом Хыбыртовым – один номер ярче другого. Мы были потрясены.

– А мы потрясены вами, – заметил, провожая нас, Бурхан Тамбиев. – И дело не только в высоком уровне вокала, в интересной хореографии, а в вашей открытости и желании жить в мире в нашем большом доме – России. А главное, что вы дарите это желание и другим!

Расставаться было жаль. Теплая, незабываемая атмосфера. Но впереди нас ждал Малокарачаевский район с его удивительными Медовыми водопадами, где нас встретил директор одноименной турбазы Мусса Боташев, личность уникальная во всех отношениях.

Мир, дружба, хычын!

Мы в ущелье реки Аликоновки. Справа возвышаются стены древних доломитов, слева – скалы, чередующиеся с крутыми склонами, поросшими травой и зарослями орешника. А в долине горной речки, уже на территории турбазы, шесть живописных водопадов, два скальных ущелья, древние крепости и скифские курганы, замок “Коварства и любви”, Рим-гора, Кольцо-гора, плато Бермамыт с красивейшим видом на Эльбрус и Главный Кавказский хребет, минеральные источники и альпийские луга. Самый большой водопад Медовый низвергается с высоты восемнадцати метров. Это облако воды надо видеть своими глазами!

Наши ребята с восторгом идут по тропам, проложенным вдоль водопадов через пороги и палеозойские граниты. Легенда говорит о том, что когда-то в этих скалах жили дикие пчелы и во время весеннего паводка от меда, который вымывался, вода в речке становилась сладкой. Отсюда и название местности.

Приходилось мне тут бывать лет шесть назад. Изменений столько, что просто диву даешься. Сама база стала куда более комфортной, да и просто интересной. Появилось “Карачаевское подворье” с оригинальным музейным уголком. Да и кухня заметно изменилась, теперь в меню много национальных блюд. Среди которых не только уже знакомый нам айран и мясо в разных вариациях, но и вкуснейшие хычыны. Язык не поворачивается назвать их пирожками, но что-то близкое к этому. Скорее, тонкие блины, внутрь которых каким-то чудом поместили начинку. Кстати, как приготовить настоящие хычыны, мы расскажем в очередной рубрике “Рецепты наших читателей”.

Все преобразования в курортной жемчужине Карачаево-Черкесии стали возможными только с появлением на турбазе в качестве ее директора Муссы Боташева, активного пропагандиста культуры родного карачаевского народа. Он оказался еще и моим коллегой. Выпускает популярный журнал “Кавказское гостеприимство”, а кроме этого стал организатором фестиваля бардовской песни, куда едут исполнители со всех концов России.

Мусса, несмотря на всю свою занятость, продолжил путь с нами. Дорога лежала в районный центр Учкекен (в переводе – Три Куста). В селе нас ждали как самых дорогих гостей. Мало того что в зале местного Дворца культуры оказалось несколько наших соплеменников, к нам подошла тележурналистка из здешнего “Центра информационных технологий” Мадина Джанибекова, которая заговорила с нами на чистейшем татарском языке. Оказалось, эта девушка выросла в Аксубаевском районе. По ее же признанию, ко дню своего приезда на родину она куда лучше знала татарский, который учила с детских лет, нежели родной карачаевский язык.

И вот еще один бросок. На границе Карачаево-Черкесии нас ждет пересадка. Переносим вещи в другой автобус и трогаемся в Кабардино-Балкарию. Минуя ее столицу Нальчик, едем прямиком к знаменитому Эльбрусу.

Возвращение к истокам

В Приэльбрусье грохотала артиллерия. Буквально перед нашим приездом сюда. Да и сами пушки, еще не остывшие от выстрелов, стояли вдоль дорог.

Это Эльбрусский противолавинный отряд Северо-Кавказской военизированной службы Росгидромета обстрелял пятнадцать лавинных очагов, принудительно спустив пять лавин. Федеральная автодорога Тырныауз-Азау, по которой мы ехали чуть позже этих событий, была перекрыта в районе поселка Нейтрино снежным выносом шириной в восемьдесят метров. Кроме того, лавина шириной около ста двадцати метров перекрыла эту же автотрассу в районе поляны Азау, где через три дня мы должны были показать свой концерт в День возрождения балкарского народа.

Если на равнине было тепло, то тут опять снег и ночью минусовая температура. Это – горы. Невольно вспомнились строки знаменитого балкарского поэта Кайсына Кулиева: “Все потонуло в снежной белизне// Стоят деревья тихо и сурово// Так тихо все вокруг, что страшно мне// Вдохнуть неловко иль промолвить слово…”.

Строки эти были написаны уже после тех ужасающих лет, которые выпали на долю балкарского (как, впрочем, и карачаевского) народа, пережившего депортацию, едва не приведшую к гибели целой нации. В ночь восьмого марта по приказу Сталина оцепили все населенные пункты, где жили балкарцы, и, сгоняя как стадо, не позволяя ничего брать с собой, загрузили в теплушки, отправив на вечное, как было сказано, изгнание в Среднюю Азию.

Большинство из тех, кому сейчас за пятьдесят, родились в изгнании. Известный балкарский балетмейстер и этнохореограф Мухтар Кудаев вспоминает, что если удалось его маме с малышом на руках пережить тот жуткий переезд, то только потому, что молоденький солдатик-татарин шепнул ей, чтобы взяла еду и теплую одежду.

А сегодня Мухтар Чукаевич занят тем, что по крупицам восстанавливает не просто танцы своего народа. Этот труд куда более эпохален по своему значению. Ведь он возвращает память. Каждое движение в балкарской хореографии уходит в глубокое прошлое, поднимая пласты фольклора, возвращая к обычаям, нравам, приметам, легендам, преданиям и даже – нормам поведения. Тут танец – это не примитивное “и раз, и два”, а целое повествование с глубоким смыслом. Будто Всевышний вел Мухтара Кудаева с ранней юности по этому пути. Десятки блокнотов были исписаны им, сотни километров пройдены в поисках собеседников.

Легко ли сегодня семидесятилетнему педагогу ежедневно проделывать путь в десятки километров по горным дорогам, чтобы давать свои уроки хореографии в сельских школах, в деревенских клубах? Вот это и есть настоящий подвиг во имя будущего своего небольшого народа.

Балкарцев на этом свете и в самом деле совсем немного. По всей России их чуть больше ста тысяч. Первые упоминания о них содержатся у автора IV века Ибн А. Котины в связи с событиями более древнего периода (его сведения сохранились в “Истории Армении” Мовсеса Хоренаци, V век), а также в латинском “Анонимном Хронографе” 354 года. В этногенезе балкарцев участвовали не только древнейшие, коренные для этих мест народы. В них, как и в нас, нынешних татарах, есть кровь жителей Великой Болгарии, которая располагалась на заре первого тысячелетия в этих краях.

 Мало того, мы частенько в шутку, но с удовольствием повторяли, что мы сюда не в гости приехали, а – вернулись. Ведь именно отсюда много веков назад ушел на Волгу один из сыновей великого Кубрат-хана Кодраг, основавший государство Волжская Булгария – далекую предшественницу нынешнего Татарстана.

Сегодня КБР – многонациональная республика с десятью муниципальными районами, где живет около 900 тысяч человек, среди которых и более трех тысяч наших соплеменников.

К большому сожалению, не могу написать здесь, как живет татарская диаспора в этой гостеприимной республике. Четыре года назад я уже рассказывала о состоянии дел в местных общественных организациях наших со-племенников. Оказывается, тогда еще было совсем неплохо. Ныне же попытка провести прошлым летом Сабантуй закончилась тем, что руководитель культурного центра, обиженный (и по делу!) на свою “паству”, просто отказался возглавлять его дальше. А кто-то иной видит эту деятельность только как возможность лишний раз съездить в Казань или провернуть свои торговые дела.

Мало того, оставшееся руководство центров “Туган тел” и “Мирас” даже не смогло в полной мере воспользоваться приездом большого коллектива, с тем чтобы организовать концерт для татарской диаспоры.

А между тем желание быть вместе у большей части кабардино-балкарских татар огромное. Те, кто услышал о программе наших выступлений в Нальчике, пришли в Академию культуры и искусства на концерт. После концерта мы собрались в одном из кабинетов вуза, разговор был нелегкий. Видя, с каким восторгом принимала творчество юных татарстанцев аудитория, наши соотечественники воодушевились. Ведь многие пришли сюда со своими детьми, внуками.

– И наша молодежь увидела, как это здорово – быть частицей такого великого народа, как татарский, – со слезами на глазах заметила известный врач Ирина Мрасова. – И у нас есть талантливые дети, которых хотелось бы показать Татарстану.

Тот же студент здешнего университета Игорь Земсков, обладатель уникального голоса, который выучил родной язык по Интернету, а песни – по записям, мечтал бы получить музыкальное образование в Казани. Жаль, что поздно узнали мы об Игоре, иначе помогли бы ему принять участие в прекрасном конкурсе “Татар моны”, который прошел недавно в нашей республике. Думается, мэтру нашей эстрады Ильгаму Шакирову понравилось бы исполнение Игорем классического “Кара урман”. По крайней мере, наши педагоги-вокалисты дали ему высокую оценку.

А потом мы вернулись в Приэльбрусье…

Горы любят тех, кто любит горы

Есть ли в мире другая такая гора, которая бы имела столько имен? Народы, живущие за сотни километров от Эльбруса, очарованные его красотой и величием, дали ему за многие века десятки и десятки названий на своих языках.

Кабардинцы назвали гору Ошхамахо – Гора счастья. Чеченцы и ингуши называют ее Башлам – Главная гора. В старинных песнях ногайцев и калмыков говорится об Асхартау. Это слово переводится на русский язык как “Снежная гора народа Асов”. Арабские путешественники и завоеватели тоже видели Эльбрус и, восхищенные его величием, дали ему свое имя – Эбул Жебал (Отец Гор).

У балкарцев в ходу другое название – Минги Тау, что означает “Одна из тысячи”.

И вот здесь, у Эльбруса, нам предстояло провести три дня, в течение которых нас тепло опекал глава сельского поселения Эльбрус Узеир Курданов. А разместили нас в гостинице “Чегет”. Кто не знает, сообщаю: именно здесь ежегодно проходит прославленный бардовский фестиваль “ЧЕГЕТиЯ”. И находится эта гостиница под самой горой Чегет. Так что нам, благодаря гостеприимному Узеиру Дахировичу, довелось разом и на эту знаменитую возвышенность подняться, и полпути до двуглавого Эльбруса одолеть.

Мы поднялись по канатной дороге на высоту 3500 метров. Здесь находится станция “Мир”, и тут есть небольшой музей, куда нас привела наш экскурсовод Изольда Петуева, которая, как нам стало ясно, знает историю каждого камешка на этих склонах. В музее множество экспонатов, и все они связаны с историями восхождений на Эльбрус, который не умеет прощать ошибок. Уже в зале к нам подошел пожилой смотритель дядя Миша Павленко, прослышавший, что мы из Татарстана: “А знаете, ведь тут и ваш погиб в 1942 году, когда шли бои за Эльбрус. Это был рядовой Ахтямов…”

Подошли к памятной доске. Так ведь не один татарин тут сложил свою голову в тех боях. Еще старшины Хисамутдинов, Хасанов и Хусаинов. Мы непременно расскажем о подвиге этих достойных сынов татарского народа в одном из наших будущих материалов. Постояв молча и почтив память наших земляков, мы спустились вниз, к горе Азау, на отметку в 2300 метров. Тут продол-жалась жизнь.

Впервые День возрождения балкарского народа отмечался на такой высоте, шутили зрители. Концерт, как потом отмечала местная пресса, прошел на славу при большом стечении зрителей, среди которых немало было гостей из соседних республик, балкарских сел. С благодарностью был принят и подарок Татарстана – выступление “Мираса”. Как заметил депутат Тырныаузского горсовета Борис Непеев, такой подарок весьма символичен: есть дети – есть будущее.

С медом на устах и жизнь слаще

В этой старой поговорке, которую мне не уставала повторять бабушка, – огромный смысл. “Не жалуйся на жизнь, не обижай ближнего, не сквернословь. Будь открыт и отзывчив. Только тогда тебе будет легче переносить все тяготы жизни”. Вот сколько смысла в простенькой фразе. И всякий раз находишь подтверждение тому, что мудрость народа не зависит от сиюминутных политических амбиций.

Доброе, а главное, искреннее слово, идущее от сердца к сердцу, может сделать куда больше помпезных торжеств. Есть такое понятие – народная дипломатия. И наша акция “Молодежь Татарстана – молодежи Северного Кавказа” как раз из ее средств. Только узнавая друг друга ближе, только общаясь, мы и можем почувствовать, что живем в одном доме, понять, что Россия – это в первую очередь ее регионы. И от того, насколько комфортно живется в ней каждому этносу, самому крошечному, зависит будущее всей страны.

На каждой из наших встреч, проходила ли она в большом зале или в маленькой аудитории, мы говорили о том, как живет Татарстан, сколько сделано у нас за последние годы. Мы не пытались советовать. Мы могли только предложить нашу дружбу и наш опыт построения отношений в многонациональной республике.

Но мы и наблюдали. Да, здесь жизнь не из легких. И дело не столько в экономических трудностях. Нынешнее состояние межнациональных отношений в этом регионе можно охарактеризовать как сложное и неоднозначное. Открытых массовых выступлений на этнической почве нет. Да и органы государственной власти и местного самоуправления проводят многочисленные мероприятия, направленные на создание межнационального мира и согласия. В печати постоянно подчеркивают многонациональный характер населения субъектов Южного федерального округа. Но межэтнические отношения в так называемых двунациональных республиках, куда относятся Кабардино-Балкария и Карачаево-Черкесия, остаются достаточно сложными. И проблема не в том, что кто-то кого-то недолюбливает. Властям досталось тяжелое этническое и даже этическое наследство, которое тянется со сталинских времен.

Депортация двух народов, грозившая им исчезновением, раздача их родовых земель, тяжелое возвращение – этого из памяти не сотрешь. Многие нынешние проблемы растут оттуда, из тех лет. Но о них нужно говорить. Даже если не хочется. Даже если трудно.

Не устану повторять слова Фарида Мухаметшина, сказанные им на одной из встреч в рамках Ассамблеи народов Татарстана, председателем которой он является: “Только открыто обговаривая проблему, можно ее решить. Каким бы ни был трудным и неприятным разговор, он должен иметь место и быть впереди действий…”.

Такой разговор был у нас в Нальчике. Скажу честно, мы избегали острых национальных тем. Они сами нас находили. К примеру, на пресс-конференции в лицее № 2. Нальчикские школьники попросили наших ребят ответить на ряд вопросов. К примеру, их интересовало, что отличает молодежь Татарстана. “Дисциплина”, – признались наши артисты. На вопрос: “Как татары могут себя охарактеризовать?” – они ответили: “Как людей терпеливых”.

А вот на другой вопрос татарстанские школьники ответить не смогли. Их спросили: “А кто по национальности твой друг? Ты спрашиваешь национальность человека, если хочешь с ним подружиться?”  Наши растерялись. “У дружбы нет национального лица”, – сказал потом кто-то из них. И эта “растерянность” юных татарстанцев – лучший итог того, что было сделано в нашей республике за годы ее суверенитета.

Мы – открытый Татарстан…

От редакции: Мы искренне благодарим главу Заинского муниципального района Татьяну Воропаеву за активное содействие в организации акции “Молодежь Татарстана – молодежи Северного Кавказа”.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще