Подвигом предков должны гордиться потомки

Сегодня даже самому молодому участнику Великой Отечественной – уже за восемьдесят. Большинство же победителей ушли в мир иной. Вспоминая их, задумываемся ли мы, в каком состоянии находятся захоронения бывших солдат, обеспечен ли надлежащий уход за могилами?

Автор статьи: Андрей ЛЕБЕДЕВ

Сегодня даже самому молодому участнику Великой Отечественной – уже за восемьдесят. Большинство же победителей ушли в мир иной. Вспоминая их, задумываемся ли мы, в каком состоянии находятся захоронения бывших солдат, обеспечен ли надлежащий уход за могилами? И не только в преддверии 9 Мая, но и весь год.

Нескольких ажурных светильников по вине юных вандалов лишилась недавно аллея Героев в райцентре Черемшан. Сообщая эту пренеприятную новость, местная газета напомнила, что аллея вместе с памятником воинам Великой Отечественной войны была открыта всего полтора года назад, в канун очередной годовщины районного центра. Светильники хулиганы сначала изуродовали, а затем безжалостно вырвали “с корнем”. Кое-где серьезно пострадала и декоративная плитка, которой выложена аллея, ведущая к главному постаменту.

Многострадальная полуторка

Подобные сообщения в СМИ сейчас, увы, не редкость. И вызывают они тревогу. Ведь отношение к воинским мемориалам – своеобразный показатель духовного здоровья общества. Но разве назовешь его здоровым, если факты надругательства над памятью о подвиге наших предков стали обыденной реальностью.

“РТ” решила проверить, в каком состоянии находятся мемориальные комплексы в Казани, в частности в Сквере Славы на проспекте Победы и городском Парке Победы.

Отрадно, что в день рейда здесь царили чистота и порядок. У Вечного огня лежали букеты цветов.

Но после беседы с работниками коммунальных служб выяснилось, что благопристойный внешний вид мемориалов обманчив. И здесь не редкость выходки вандалов. Чаще всего от их набегов страдают скамейки, светильники и цветники, а также экспонаты Музея военной техники под открытым небом. Например, легендарная “ГАЗ”-полуторка, установленная в Парке Победы, недавно в очередной раз испытала на себе силу местных “добрых молодцев”, которые потренировали крепость своих кулаков на фанерных “заплатках”, выполненных на месте лобового окна старого автомобиля. Практика показала, что стекло на этом окне не выдерживает и неделю – вот и приходится устанавливать вместо него более дешевые материалы. Защитную “амуницию” из-за продолжающегося насилия со стороны хулиганов постоянно заменяют, а заодно мешками вывозят мусор, который посетители щедро “складируют” в салоне этого и соседних автомобилей-экспонатов.

“Отечеством” уполномоченные

Немало в столице республики и воинских захоронений времен Великой Отечественной войны. Мониторинг за тем, в каком они состоянии, осуществляет общественное поисковое объединение “Отечество”. Подчеркнем: не государство, не его уполномоченные структуры, а добровольцы-поисковики. Благодаря им воинские захоронения в республике – на строгом учете. В последние полтора десятка лет “Отечеством” проведена большая работа по их систематизации.

Наша справка. Могилы защитников Отечества подлежат строгому учету и охране государства. Это предусмотрено Законом РФ “Об увековечении памяти погибших при защите Отечества”, вступившим в силу 14 января 1993 года.

В январе 2006 года издан указ Президента РФ №37 “Вопросы увековечения памяти погибших при защите Отечества”. В соответствии с ним на Министерство обороны России возложены полномочия по увековечению памяти погибших – в первую очередь, в годы Великой Отечественной войны. Президент России назначил Минобороны полномочным федеральным органом исполнительной власти в этой сфере.

Уполномоченными по реализации данного указа на местах являются, как правило, районные военкоматы. Однако, как свидетельствует практика, их возможности по защите интересов участников войны серьезно ограничены.

Начиная с 1994 года в Центральном архиве Минобороны РФ и архиве военно-медицинских документов Военно-медицинского музея Минобороны казанские поисковики подняли дела, в которых имелись сведения о госпиталях (только в Казани общим числом 61), находившихся с 1941 по 1946 год на территории Татарской АССР. Из них были позаимствованы достаточно полные данные о солдатах и офицерах, похороненных на территории республики. При составлении списков захоронений использовались также документы других хранилищ – например, архива бывшего городского треста похоронного обслуживания, региональных “Книг Памяти”, а также надписи на кладбищенских надгробиях.

В дальнейшем на основе базы данных редакции республиканской “Книги Памяти” был создан электронный банк данных “Воинские захоронения Республики Татарстан”. По казанским кладбищам были составлены полные схемы захоронений бойцов Великой Отечественной войны, введена новая нумерация надгробий, соответствующая банку данных, установлены фамилии солдат, могилы которых не сохранились.

Созданному реестру захоронений был придан статус охранного. Его утвердила администрация Казани, приняло к руководству коммунальное предприятие “Ритуал”. На шести стелах, установленных в центральной части Арского кладбища, выбиты имена более двух тысяч солдат, чьи могилы не сохранились. Кроме того, в центральную часть кладбища были перенесены останки воинов из 263 отдаленных могил.

Аналогичная исследовательская работа была проведена и на Архангельском кладбище, где в День Победы год назад торжественно открыли две стелы с именами 536 советских воинов, умерших от ран в госпиталях города и похороненных на этом кладбище, но по разным причинам могилы которых не сохранились.

“Подвинули” могилы…

Напомним: в начале девяностых годов журналисты не раз били тревогу по поводу кощунства, творимого прежде всего на Арском кладбище. Здесь уничтожались красноармейские захоронения. Студенты из поисковых отрядов во время субботников на кладбищах собирали десятки табличек от уничтоженных надгробий.

Оправдывая происходящее, работники кладбища утверждали, что имеют право уничтожать могилы, не посещаемые родственниками, а потому разрушающиеся. Увы, большинство умерших от ран солдат до сих пор остаются в числе пропавших без вести, и родственники, если они есть, не знают о месте их захоронения, а у других и родственников-то в живых уже нет.

Недавняя проверка воинских могил активистами объединения “Отечество” на Арском кладбище показала, что могилы воинов продолжают исчезать – в 2002 и 2005 годах было зафиксировано по два подобных случая, в 2007-м – один. А вот в прошлом году на месте восьми воинских могил образовались… гражданские могилы. Правда, в отличие от прежних лет, когда тумбы с именами воинов бесследно пропадали, воинские могилы были “просто” отодвинуты в сторону. Естественно, вернуть их на прежнее место не представляется возможным.

Летом прошлого года рабочая группа “Отечества” провела обследование воинских захоронений и в сельских районах республики.

Спасибо энтузиастам

Поисковики и ранее запрашивали в администрациях районов и райвоенкоматов информацию о наличии на подведомственных территориях воинских захоронений. Каждый раз поступающая информация отличалась от прежней. Не стал исключением минувший год: военкоматы некоторых районов прислали данные о новых, отсутствовавших в прошлых отчетах, воинских могилах, а в некоторых районах “исчезли” прежде учтенные. Неясной для поисковиков, например, остается история захоронений при госпитале в Мензелинске. По данным райвоенкомата, в городе были похоронены два умерших во время лечения воина. Однако в новых отчетах воинские могилы уже не числятся.

Одно из таких захоронений оказалось в кукморском селе Ядыгерь. Заслуга в том, что оно было заново открыто, принадлежит поисковому отряду из соседнего села Яныль. По словам его активистов, на деревенском кладбище расположено семь могил воинов, умерших в период формирования в районе воинской части. Вероятно, в Ядыгере располагалось одно из подразделений 147-й стрелковой дивизии, сформированной в Кукморском районе в начале 1942 года.

К сожалению, на кладбище имен воинов не сохранилось. Как рассказал поисковикам имам-хатыб мечети Ядыгеря Фаиз Якупов, вначале на могилах стояли деревянные пирамидки, со временем они обветшали. Один их вернувшихся с фронта солдат узнал, что на кладбище его родного селения утрачены могилы воинов, и организовал их восстановление по памяти – по сохранившимся следам удалось найти те самые семь могил. Но имен похороненных уже никто не помнил.

Жители села до сих пор ухаживают за этими могилами, они обозначены бетонными бордюрами, к ним проложены дорожки. В день визита казанцев сельчане прибрались здесь, скосили траву, обновили покраску звезды и текста на памятном знаке. Поисковики провели измерение, фотографирование могил, составили схему территории.

Обследовали воинские захоронения активисты “Отечества” в прошлом году также в Арске, Агрызе, Бугульме, Нурлате, Чистополе, а также елабужком селе Тарловка и спасской Кузнечихе. По результатам обследований подготовлен к изданию каталог госпитальных воинских захоронений на территории республики. И эту работу поисковики продол-жают.

Но подчеркнем еще раз: мало найти и восстановить могилы воинов, святая задача властей, общественности – сделать все, чтобы благоустройство, оформление захоронений соответствовали их высокой миссии: хранить память для поколений о великом подвиге наших соотечественников.

В очередных номерах “РТ” мы продолжим публикацию материалов на эту тему. Очередная корреспонденция – из Набережных Челнов.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще