Экологи республики обеспокоены стремительным ростом автомобильных выхлопов
Как душно в большом городе летом! В таких случаях мы ругаем обычно погоду: мол, чем выше за окном температура, тем труднее дышать. А между тем не только климат тому виной. Возьмите автомобили, выхлопы которых буквально пропитывают атмосферу мегаполисов.
Наиболее токсичными компонентами выхлопных газов бензиновых двигателей являются углеводороды, оксиды углерода и азота, а в случае применения этилированного топлива – свинец. Эти химические элементы раздражающе действуют на слизистые оболочки глаз, носа, рта, cпособствуют развитию заболеваний легких, вызывают у человека головную боль, головокружение, быструю утомляемость, сонливость, даже нарушения сердечного ритма.
В скопившихся над асфальтом облаках автомобильных выхлопов под воздействием солнечного света происходят всевозможные химические реакции. Так, разложение оксидов азота приводит к образованию озона, который активно вступает в реакции с частичками влаги и другими соединениями. При этом образуется стойкая смесь мутного смога, раздражающего глаза и легкие. Выбросы оксидов азота участвуют также в формировании кислотных дождей.
Такие вот нерадостные факты, от которых, увы, не отмахнуться.
Доля вредных выбросов в атмосферу от автомобильных выхлопов в республике в настоящее время превышает 50 процентов от общего их объема, а в Казани, Набережных Челнах, Бугульме, Чистополе – и все 70. Связано это, с одной стороны, с ростом количества машин (их общее число в Татарстане в 2011 году превысило 970 тысяч), с другой – с несовершенной экологической экипировкой автотранспортных средств, многие из которых физически и морально устарели и чадят без меры. Не случайно охрана атмосферного воздуха и борьба с его загрязнением именно автомобилями являются приоритетными в экологической политике Татарстана.
Ежегодно с июня по сентябрь в республике проводится операция «Чистый воздух», во время которой специалисты Министерства экологии и природных ресурсов совместно с инспекторами ДПС осуществляют выборочный инструментальный контроль автотранспортных средств на магистралях республики. Так выявляются автомобили, которые эксплуатируются с нарушением экологических требований, содержание загрязняющих веществ в отработанных газах которых превышает нормативы. Владельцы таких машин-нарушителей привлекаются к административной ответственности.
В прошлом году на предприятиях республики и автомагистралях были проверены 5920 машин, из которых 946 эксплуатировались с нарушением нормативов. Было оформлено 932 протокола, в том числе 7 – на должностных лиц. Общее число штрафов составило 152 тысячи рублей.
Примечательно, что в нынешнем году каждый желающий может присоединиться к выявлению нарушений природоохранного законодательства, разместив в Интернете на портале https://uslugi.tatar.ru в разделе «Народный контроль» фотографии объектов, осуществляющих выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, в том числе автотранспорта с указанием государственных регистрационных знаков.
Ваш автомобиль болен…
Нескончаемым потоком мчатся машины по автомагистрали при въезде в Казань мимо стационарного поста полиции «Лаишевский». Полицейский поднимает руку, следует решительный взмах «волшебной палочкой» – и очередное транспортное средство покорно паркуется у обочины дороги.
Первая фраза водителя: «За что, я же ничего не нарушил!»
Специалистам Государственной инспекции экологического контроля Минэкологии, которые два раза в неделю дежурят на этом посту, приходится терпеливо объяснять суть операции «Чистый воздух» и необходимость проверки выхлопных газов проезжающего транспорта.
Небольшой компактный прибор газоанализатор работает просто: шнур от него подсоединяется к выхлопной трубе автомобиля, и через 30 секунд на экране высвечивается результат – содержание оксида углерода и углеводородов в отработанных газах.
Молодой человек, управлявший «Ладой-Калиной», очень удивился, узнав, что его машина, такая приличная с виду, «дышит» грязно: в отработанных газах зафиксировано превышение двуокиси углерода почти в полтора раза.
Главный специалист Госинспекции экологического контроля Юлия Ханова тут же стала составлять административный протокол – за это нарушение предусматривается штраф от 100 до 300 рублей. Водитель, естественно, недоволен, оправдывается, что не подозревал о плохом качестве выхлопов своего авто, интересуется, может ли уплатить штраф прямо на месте.
Юлия Ханова разъясняет:
– Мы вас только предупреждаем, а величину штрафа определит комиссия в зависимости от того, насколько вами были превышены нормативы. Вы должны будете в назначенное время подъехать на улицу Павлюхина, 75, в Казани. Если не сможете, сообщение о штрафе придет по почте. Оплата – в банке. Что же касается неисправностей вашего автомобиля, то их устранят специалисты на станции ТО после проведения диагностики. Это в любом случае выгодно, потому что при неполадках расход бензина увеличивается.
У обочины дороги останавливается «Ока», ее водитель – пожилой мужчина. Процедура проверки качества выхлопных газов повторяется, на этот раз прибор показывает нули – машина чистая.
– Это может показаться неожиданным, но люди старшего поколения, которые ездят, как правило, не на новых машинах, реже нарушают природоохранное законодательство, – комментирует ситуацию Юлия Ханова. – В силу своего менталитета и привычки жить экономно они тщательно ухаживают за машиной. Но это исключение. Основными нарушителями являются как раз старые автомобили отечественного производства, а новые, особенно иномарки, как правило, «дышат» чисто.
Юлия рассказала, что с начала операции «Чистый воздух» сотрудниками Минэкологии проверены около полутысячи автомашин, превышения установленных нормативов выбросов выявлены у 66 транспортных средств, 59 владельцев привлечены к административной ответственности.
Рубим сук, на котором сами сидим
Все бы ничего, но тут есть серьезная проблема, которую в силах решить только законодатели. Инспекторы-экологи констатируют, что до устранения неполадок автотранспортное средство запрещается к дальнейшей эксплуатации. Но, как показывает практика, это правило не соблюдается. Более того, заплатив 100-200 рублей штрафа и получив на руки соответствующую бумажку, водитель может беспрепятственно кататься на своем неисправном автомобиле до конца года – второй раз за сезон привлекать его к ответственности за одно и то же нарушение контрольные органы не имеют права. Так что кому-то даже выгодно разок «проштрафиться» и не ходить затем по инстанциям, не исправлять неполадки и не платить за это деньги. Аферу можно повторять из года в год, штраф-то мизерный…
Экологи знают об этом, но пока не в силах самостоятельно разрулить ситуацию – у них нет соответствующих полномочий. Ведь они даже не имеют права останавливать транспорт для проверки – это делают сотрудники ДПС. А ситуация такова, что численность автомобильного «стада» на улицах наших городов растет не по дням, а по часам. И оставлять в сфере контроля за автомобильными выхлопами все как есть – значит обрекать городское население на незавидную жизнь в отравленной атмосфере. К чему это приводит – смотрите выше.