Проблемы, связанные с сокращением количества электричек, лежат на совести региональных властей. Но не татарстанских…
На днях на железнодорожной станции Чебоксары сорок человек, которые не поместились в вагоны поезда «Чебоксары – Канаш», перекрыли путь составу. Стихийную акцию протеста удалось прервать только благодаря тому, что чувашские чиновники и железнодорожники предоставили «неудельным» пассажирам автобусы для доставки до определенных пунктов. Причина конфликта кроется в том, что руководство Чувашии (и, к сожалению, не только этого региона) решило существенно сократить объем внутренних и межрегиональных пригородных перевозок.
Еще один пример: недавно по вине администрации Владимирской области ОАО «Волго-Вятская пригородная пассажирская компания» было вынуждено отменить движение по своей территории 16 из 29 электричек на маршруте Нижний Новгород – Гороховец, что привело к росту социальной напряженности среди населения и Владимирской, и Нижегородской областей. Только благодаря вмешательству в эту ситуацию губернатора Нижегородской области Валерия Шанцева и начальника Горьковской железной дороги (ГЖД) Анатолия Лесуна функционирование поездов было восстановлено.
Между прочим, такая проблема не обошла стороной и татарстанцев. Об этом и других актуальных вопросах, связанных, в частности, и с подготовкой к Универсиаде-2013, – наш разговор с заместителем начальника Горьковской железной дороги по Казанскому региону Александром Черемновым.
Опять от тебя сбежала…
– Александр Павлович, скажите прямо, кто виноват в сложившейся ситуации и каким образом она коснулась населения нашей республики?
– Виноваты региональные власти, но татарстанское руководство к этому не имеет отношения. Хотя пассажиры нашей республики тоже пострадали, поскольку из-за сокращения составов и отмены некоторых пригородных поездов люди не могут выехать в соседние регионы, где у них находятся дачные участки, проживают родственники.
Начну по порядку. С прошлого года электрички находятся в ведении пригородных пассажирских компаний, которые предоставляют регионам расчеты экономически обоснованного уровня тарифов на перевозки. На этой основе субъекты Российской Федерации принимают решение о стоимости проезда и возмещении из регионального бюджета убытков пригородных перевозчиков. То есть расходы по организации таких передвижений, согласно федеральному законодательству, должны нести региональные власти, которые отвечают за формирование транспортного комплекса на местах.
– Давайте рассмотрим возникшую проблему конкретно на примере Казанского региона ГЖД.
– Хорошо. Пригородное сообщение Казанского региона ГЖД курирует пассажирская компания «Содружество», деятельность которой распространяется на Татарстан, Марий Эл, Мордовию, Башкортостан, Чувашию, Удмуртию, Кировскую и Свердловскую области, Пермский край. Это предприятие является перевозчиком, а заказчиком – перечисленные регионы. Если субъект Федерации заказал необходимый для обеспечения его населения объем перевозок и при этом полностью компенсирует убытки, которые несет перевозчик, то в данном случае никаких вопросов не возникает. И в прошлом году, и в нынешнем Татарстан полностью компенсировал все выпадающие доходы «Содружества» с учетом тех тарифов, которые определены республикой. А вот Чувашия, Удмуртия, Марий Эл не в полном объеме покрывают наши расходы. В связи с этим компания «Содружество» была вынуждена сократить количество межрегиональных рейсов. Так, пришлось снять часть поездов по направлениям из Казани и других татарстанских населенных пунктов на Чебоксары, Канаш, Урмары, Алатырь и так далее. Сами понимаете, бесплатно сегодня никто работать не будет.
– Но ведь межрегиональные пригородные перевозки обеспечивают трудовую миграцию населения, способствуют развитию рынка труда. В конце концов, оказывают мультипликативный эффект на экономику страны…
– Полностью с вами согласен. Поэтому руководство Российских железных дорог очень обеспокоено сложившимся положением дел. Понимаем недовольство граждан, которые постоянно пользовались этими услугами. А альтернативные способы передвижения между определенными населенными пунктами существуют далеко не в каждом субъекте России. И не каждый человек владеет автомобилем, так что отмена поездов негативно отражается прежде всего на простых людях. Если соответствующие регионы выразят готовность компенсировать выпадающие доходы «Содружества», то мы готовы обеспечить их пригородными перевозками в полном объеме.
– То есть пока эта ситуация не близка к разрешению?
– К сожалению, нет. К примеру, руководство Чувашии не учло интересы своего населения, работающего на предприятиях Татарстана, и уменьшило число межрегиональных электричек с 37 до 21 поезда. Но как только поступят заявки от субъектов о возобновлении пригородных маршрутов с гарантией оплаты – мы удовлетворим эти пожелания. Тем более что в новом графике движения поездов, введенном в конце мая текущего года, предусмотрены те пригородные нитки, которые мы были вынуждены сократить. Допустим, раньше мы использовали новый современный подвижной состав по маршруту от Казани до некоторых населенных пунктов Марий Эл. Но в связи с тем, что нет понимания со стороны руководства данной республики, поезд был снят с этого рейса и переправлен на буинский участок.
Думаю, решение проблемы не за горами. В настоящее время стадию согласования проходит законопроект «О регулярном железнодорожном сообщении в РФ», в соответствии с которым изменение графика движения межрегиональных поездов будет возможным только по согласованию органов власти всех субъектов Российской Федерации, по чьим территориям проходят данные составы. Это позволит предотвратить создание административных барьеров, ограничивающих транспортную подвижность населения.
Пассажиров должны избавить от дискомфорта
– Организация транспортного обслуживания сегодня рассматривается прежде всего с точки зрения подготовки к Универсиаде-2013. Ожидаются какие-либо нововведения со стороны Горьковской железной дороги, а именно – ее Казанского региона?
– Безусловно. На днях вице-президент ОАО «Российские железные дороги» Олег Тони инспектировал железнодорожные объекты, реконструируемые и возводимые в рамках подготовки к Всемирным летним студенческим играм 2013 года. Он положительно оценил ход работ, в том числе строительство железнодорожной ветки для интермодальных перевозок от станции «Казань-1» до международного аэропорта «Казань». Аэроэкспресс сократит время доставки пассажиров от пункта «А» до пункта «Б» до 25 минут. В связи с этим в историческом красном здании центрального железнодорожного вокзала будут оказываться все необходимые для интермодального пассажира услуги – кафетерии, комнаты отдыха и прочее. Площади позволяют – мы просчитали количество пассажиров с учетом транзитного потока с нового вокзала «Казань-2» (станции «Восстание-пассажирская»), который открыт на улице Воровского 27 мая этого года.
Главное, хочу отметить, что вся железнодорожная инфраструктура, которая сейчас строится, реконструируется и капитально ремонтируется, приводится в соответствие с федеральной целевой программой «Доступная среда». Чтобы человек-инвалид не чувствовал себя беспомощным и имел свободный доступ в пределах нашей епархии, планируется установка лифтов к крытому пешеходному мосту на всех платформах центрального казанского вокзала, эскалаторов в зданиях вокзального комплекса и так далее.
– Но 27 мая введен в строй не весь транспортно-пересадочный узел «Казань-2»…
– …Только первая очередь этого объекта. На сегодня здесь имеются зал ожидания, санитарные комнаты, кассы, помещение для хранения багажа, информационные стенды, терминалы, подземный пешеходный переход с выходом на платформы. Полностью запущена вся инфраструктура на платформенном и путевом хозяйстве. На этот транспортно-пересадочный узел переведены транзитные поезда и ряд пригородных. А составы казанского формирования и те, чьим конечным пунктом является столица республики, остались на вокзале «Казань-1».
20 июля планируем сдать в эксплуатацию весь комплекс вкупе с автовокзалом.
– Сейчас довольно сложно подъехать к вокзалу «Казань-2», к тому же припарковаться негде. И проложена всего лишь одна пешеходная дорожка…
– К 20 июлю будет все для того, чтобы пассажир не испытывал дискомфорта. Построим и автодороги, которые обеспечат подъезд к привокзальной площади и выезд в город, и пешеходные подходы. Согласен, что на сегодняшний день земельные площадки, которые расположены вокруг вокзала, еще не обустроены. Пока мы навели там элементарный порядок. Сейчас обсуждается вопрос о том, чтобы построить здесь такую же подземную парковку, как на привокзальной площади станции «Казань-1». В любом случае будет проведено благоустройство территории, и перечисленные вами аспекты учтутся.
А вообще, на «Казань-2» предусматривается создание транспортно-пересадочного комплекса, к которому подвязано в том числе и метро – в первой половине 2013 года завершится строительство станции с рабочим названием «Московская», на нее можно будет попасть прямиком из здания вокзала. От здешнего автовокзала будут отходить автобусы как пригородных, так и городских маршрутов. Сейчас из-за тех неудобств, которые создают строительство метро и наши недостроенные объекты, полностью не спланирована логистика. Когда завершатся работы и к вокзальному комплексу будут подведены все транспортные средства, тогда и логистика нормализуется. Будет реализована концепция доставки пассажиров по всем направлениям, о чем не раз говорилось на встречах Президента Татарстана Рустама Минниханова и руководства РЖД.
– А в каких направлениях будут курсировать междугородние автобусы?
– На этот счет поступают разные предложения. И есть ряд компаний-операторов, которые хотят взять на себя обязательства по оказанию автотранспортной услуги. Не буду озвучивать названия этих предприятий и предполагаемые маршруты, поскольку окончательного решения еще не принято. Но одно скажу: железнодорожники этим видом деятельности заниматься не будут.