“Телемыло” как способ освоения средств

Что бы кто ни говорил, а есть в нынешнем экономическом кризисе и позитивные моменты.

Автор статьи: Павел ВОСКРЕСЕНСКИЙ

Что бы кто ни говорил, а есть в нынешнем экономическом кризисе и позитивные моменты. Недавно, например, я услышал, что резко ограничивается выделение денег на производство отечественных телесериалов, которые в больших количествах создавались в последние годы. Думаю, это как раз та строка расходов, которую давно стоило если не перечеркнуть, то кратно уменьшить. Без какого-либо урона для государства и общества.

В массовом порядке отечественные сериалы начали создаваться лет пять-шесть назад, когда на их почти полное отсутствие обратил внимание тогда еще глава государства Владимир Путин. Руководство страны посчитало, что потреблять исключительно заокеанское «мыло» российскому зрителю не пристало. И хотя качество той кинопродукции оставляло желать лучшего, среди российских домохозяек (а на ранних этапах и среди мужской части населения) душещипательные истории из аргентино-мексикано-бразильской жизни пользовались огромной популярностью.

Указание Владимира Путина о съемках собственных, отечественных сериалов было исполнено с таким рвением и энтузиазмом, с каким исполнялись немногие его задания. И это имело свою причину, речь о которой пойдет ниже.

Конвейер производства незатейливой телепродукции был запущен на полную мощь в кратчайшее время (вот бы так научиться организовывать, скажем, производство хороших автомобилей). Если при Сталине в стране ежегодно выпускали три фильма, то здесь бросились в другую крайность — фильмы стали выскакивать, как пирожки из печи. Загадка этого феномена проста — делались сериалы, как правило, на государственные деньги, больших претензий к их художественным достоинствам никто не предъявлял, а саму продукцию с удовольствием закупали основные телеканалы.

Однако этот процесс в подавляющем большинстве случаев был абсолютно далек от творчества. На студиях практически не снимались фильмы в старом, еще советском понимании этого слова, а шел банальный коммерческий процесс по освоению денег, и неплохих денег. Результаты этого освоения можно сегодня тут и там наблюдать на экранах. Достаточно даже несведущему в кинематографе человеку включить с середины неизвестное кино, как он, наткнувшись на современное отечественное «мыло», тут же это понимает. Его основные темы — бандиты, жизнь Рублевки, красивый бизнес, не имеющий отношения к реальности, постные до банальности мелодрамы или это же в каком-либо ином сочетании.

За последние пару десятилетий произошло нечто парадоксальное, чему я до сих пор не найду объяснения, — запросы аудитории резко снизились в унисон со снижением качества телепродукции. Публика, воспитанная на довольно добротном и качественном советском и зарубежном кино, вдруг оказалась неожиданно падкой на зрелище, которое, как говорится, ни уму, ни сердцу. А в ответ на вопрос, как такое вообще можно смотреть, мои собеседники неизменно отвечают: «Ну, больше же ничего не показывают… ».

Возможно, кто-то скажет, что сегодня зритель волен выбирать: не нравятся сериалы — переключись на другой канал, сейчас их десятки. Однако это справедливо лишь для больших городов. Основная же часть россиян живет в малых городах, поселках и селах, где их антенны принимают лишь основные каналы, как раз и забитые под завязку описанной телепродукцией. Так что этим зрителям смотреть действительно больше нечего.

Не секрет, что телевидение стало основным и чуть ли не единственным институтом, формирующим эстетические, художественные, а то и морально-нравственные установки современного россиянина. А «телемыло» в массе своей не только не пытается приподнять человека, но и норовит окунуть его с головой во всю ту мерзость, которая, увы, существует в нашей жизни. И после общения с телеэкраном складывается впечатление, что кроме этой мерзости уже ничего и не осталось.

У индустрии телесериалов есть и другая сторона. В годы высоких цен на углеводороды и относительного финансового благополучия наши лучшие режиссеры, те же Рязанов и Говорухин, выбивались из сил, чтобы найти деньги на съемки своих фильмов, в то время как «мыло» не знало со средствами никаких проблем. И это при том, что большинство телесериалов имеет одноразовое применение, — о них тут же забудут, как только прокрутят на основных каналах.

Хотел бы оговориться, что веду речь не обо всех фильмах из нескольких серий. За последние годы создан ряд очень неплохих, на мой взгляд, картин, которые заслуживают называться, как минимум, «многосерийными фильмами», а не дискредитировавшей себя пометкой «Т/с». Однако это как раз те исключения, которые подчеркивают всю серость и безликость общих «правил».

Время кризиса заставило наконец государство считать деньги, и в процесс производства телевизионного кино это должно внести некоторое отрезвление. Для применения здесь формулы «лучше меньше, да лучше» настало самое подходящее время. Только на это и надеюсь.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще