“Отказаться от привычки быть спрятанными…”

Открытие пресс-центра Казанско-Вятской епархии Русской православной старообрядческой церкви на улице Островского состоялось на днях в Казани.

Автор статьи: Павел ВОСКРЕСЕНСКИЙ

Открытие пресс-центра Казанско-Вятской епархии Русской православной старообрядческой церкви на улице Островского состоялось на днях в Казани. Журналисты получили уникальную возможность познакомиться с жизнью одного из наиболее закрытых религиозных сообществ столицы, многие столетия хранящего в неизменности свои традиции, встретиться и поговорить с членами общины и протоиереем отцом Геннадием (Четверговым).

Решение старообрядческой церкви начать прямой диалог со средствами массовой информации, думается, довольно разумно даже исходя из того, что представление об этом религиозном течении у большинства людей или почти отсутствует, или сложилось не совсем верное. А чтобы объективно рассказать о жизни и взглядах членов общины и их духовных наставников, всегда предпочтительнее прямой диалог. И, как мне показалось, он получился, а открытие постоянно действующего пресс-центра позволит его продолжить.

Веротерпимость для всех, кроме…

Вся история существования старообрядческой церкви за последние несколько веков состоит из гонений и притеснений ее приверженцев. После того как в 1652 году на московский патриарший престол вступил Никон, который в союзе с царем Алексеем Михайловичем провел церковную реформу, среди православных христиан произошел раскол. С нововведениями Никона не согласилась значительная часть верующих. Были среди них и такие известные в истории люди, как епископ Павел Коломенский, протопопы Аввакум, Иоанн Неронов, Логгин, Даниил. Все они подверглись пыткам, ссылке и умерли мученической смертью, но не отреклись от своего учения.

Однако гонениям подвергались не только известные в религиозных кругах деятели, но и простые верующие, не принявшие нововведений. Старообрядцам отрезали уши, носы, языки, отсекали руки, сажали в тюрьмы, казнили и лишали имущества. Многие из них сознательно шли на смерть, сжигая себя в срубах, но не соглашались отказываться от своей религиозной философии и обрядов.

Гонения приверженцев этой веры за всю историю России несколько ослаблялись лишь в годы правления Екатерины II и в короткий период 1905-1917 годов, который сами старообрядцы называют “золотым временем”.

Примечателен и такой факт: когда Петр I ввел принцип веротерпимости в государстве, он коснулся всех основных конфессий, представленных в стране, но только не старообрядцев. В эти годы их уже не сжигали массово, но казни были явлением довольно частым. К тому же Петр обложил их двойным налогом, сбором за ношение бороды (что предусмотрено старообрядческими канонами), они не обладали никакими гражданскими правами.

А Анна Иоанновна даже решилась на войсковую операцию против скрывавшихся приверженцев старой веры за пределами России.

Преследования не поколебали их веру

В Казани история старообрядчества ведет свое начало со второй половины ХVII века – с трагического раскола Русской православной церкви. Здесь, как и по всей России, осталось немало приверженцев старой веры, а к концу века к ним прибавились и стрельцы, высланные из Москвы за участие в бунтах, среди них также было немало старообрядцев. Селились они в основном в районе Суконной слободы.

Несмотря на преследования властей, в ХVIII веке в городе произошло даже некоторое укрепление старообрядчества – при Екатерине II открыто существовали два основных течения: община старообрядцев, приемлющих священство, бывшая наиболее многочисленной, и беспоповцы Поморского согласия (эта часть верующих отвергала после реформ Никона наличие священников). Старообрядцы, приемлющие священнослужителей, имели даже свой скит – каменный храм-часовню с кельями, который располагался на пересечении современных улиц Университетской и Островского.

Однако в ХIХ веке ограниченная веротерпимость вновь сменяется преследованиями. Храм был отдан общине единоверцев, которые сохраняли старообрядческие каноны, но вместе с тем признавали главенство официальной церкви. До начала прошлого века церковные служения старообрядцев совершались в частных домах. У них осталась лишь часовня, располагавшаяся в доме на бывшей Большой Проломной улице (ныне – Баумана), где сейчас находится “Дом чая”.

В “золотое время” – после принятия закона о веротерпимости в 1905-1906 годах до прихода большевиков – был освящен храм Во имя Покрова Пресвятой Богородицы, расположенный в начале нынешней улицы Ульяновых, несколько церквей открылись и в других населенных пунктах.

Главной социальной основой казанского старообрядчества было купечество. В конце ХIХ – начале ХХ веков в городском обществе видными фигурами являлись старообрядцы Афанасьев, Барабановы, Свечниковы, Четверговы и другие. Они стояли во главе городского управления, финансово-кредитных учреждений, владели пароходами, торговыми домами, активно занимались благотворительностью. Известными коллекционерами икон, церковных книг, предметов старины были купцы-старообрядцы Ф.Васильев и Н.Коровин.

После 1917 года приверженцы старой веры, как и представители других религиозных течений и конфессий, были подвергнуты репрессиям и гонениям. Новая власть уничтожила основную социальную базу старообрядчества – казанское купечество. Однако все годы советской власти старообрядцы продолжали оставаться приверженцами своего учения, а молитвы по-прежнему совершали в частных домах.

Возрождение Русской православной старообрядческой церкви произошло в Казани в 80-х годах прошлого века. В 1989 году на улице Островского после восстановления был освящен храм Во имя Казанской иконы Божией Матери, настоятелем которого стал отец Геннадий (Четвергов).

Чтобы не допустить потери духовности

Открытие пресс-центра настоятель храма протоиерей отец Геннадий объяснил так: “Мы попали в центр жизни столицы республики географически, а потому хранить свое молчание больше не имеем возможности. Когда мы начинаем говорить о себе, не имея прямой связи со СМИ, то малоинформированные журналисты приходят в общину и описывают нас в том виде, в котором привыкли или в котором мы им видимся. Нам хочется, чтобы люди наконец услышали о нас что-то более-менее правдоподобное. Мы не связываем открытие пресс-центра с какими-то событиями извне, для нас это в первую очередь возможность отказаться от нашей привычки быть спрятанными”.

Говоря с журналистами о целях открытия пресс-центра, отец Геннадий также отметил, что решение о большей открытости старообрядческой церкви было принято на освященном соборе, и в Казанско-Вятской епархии приветствуют такой подход. Пресс-центр, по мнению отца Геннадия, будет содействовать тому, чтобы о староверцах ходило меньше самых невероятных мифов и кривотолков, создающих совершенно искаженное представление о жизни общины. Настоятель храма отметил, что в условиях разобщенности, духовной деградации, принятия многими людьми абсолютно ложных ценностей старообрядцам удается сохранять крепкие семьи, духовность, соблюдать вековые традиции, правильно воспитывать детей.

По мнению отца Геннадия, требования, предъявляемые к верующим, не столь строги, как это кажется некоторым непосвященным. Живущий в миру член общины должен быть венчан, не блудить, соблюдать посты, не курить, не пьянствовать. Соблюдая все это, он содержит душу в чистоте. За нарушения налагается епитимья – отлучение от причастия, которое может быть временным.

Отвечая на вопрос журналистов о том, почему члены общины не смотрят телевизор, отец Геннадий заметил, что телевидение для человека является источником духовного питания, а нынешний телепродукт очень низкого качества. Поэтому члены общины, чтобы содержать душу в чистоте, избегают общения с телеэкраном.

Взаимоотношения с Русской православной церковью настоятель храма сравнил с жизнью двух добрых соседей, которые ни в чем не мешают друг другу. Отец Геннадий отметил в заключение, что старообрядческая церковь наряду с другими религиозными течениями и конфессиями готова выполнять роль духовного наставника общества для того, чтобы не допустить его сползания к полному растлению и потере духовности.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще