Иногда мужчина, надевая новоиспеченной супруге в день свадьбы обручальное кольцо, и не подозревает, что у нее есть и другое “приданое”, кроме шубки, постельного белья и ноутбука. Речь о лучшей подруге невесты. Бывает, что это “приданое” во всей красе (без всякой иронии) постоянно находится рядом с супругами – просто потому, что своей семьи у подружки нет. И если молодая жена легкомысленно готова отвести ей постоянное место у своего семейного очага, то последствия для семьи могут быть не самыми приятными. Так кто же она, подруга – друг или враг семьи?
Он ее не замечает
Недавно была в гостях у приятельницы, которая только что выдала замуж 22-летнюю дочь. Молодые живут у тещи. Пригласив меня на кухню, хозяйка объяснила – Карина и ее подружка Лариса устроили в большой комнате примерку, так что там пока занято. Интересуюсь, а где же зять? Оказалось, вместе с девушками.
– Ну что ты удивляешься, – поймала мой взгляд приятельница. – Лариса мне как вторая дочь, ты ведь знаешь, что Каринка без нее никуда! Да Вадим и внимания не обращает на их глупости, телевизор смотрит.
Действительно, сколько помню Карину, с Ларисой она неразлучна с детства. Только Лариса ярче, энергичнее. Я удивилась, узнав, что из них двоих не она первой выскочила замуж.
Любопытство одолело, и я тихонько заглянула в комнату. Девчонки и правда что-то примеряли, причем Лариса нисколько не стеснялась своего откровенного неглиже. Молодой муж, сидя в кресле, смотрел телевизор. Но по его напряженной позе было понятно, что Вадим прекрасно осведомлен о происходящем у него за спиной.
– Ты что, ненормальная? Гони Лариску немедленно! – “зашипела” я на приятельницу. Та пожала плечами – а в чем дело?
– Дело в том, что девушка не должна ходить почти голой, если рядом муж подруги, – разозлилась я.
Через какое-то время встречаю на улице Карину. Мы немного поговорили, и я спросила: а как поживает Лариса?
– Не знаю, мы не видимся, у нее теперь своя жизнь, у меня своя, – неожиданно жестко ответила Карина. Чуть позже приятельница рассказала: Вадим тайком начал встречаться с Ларисой, причем та продолжала появляться в их доме на правах подруги. Карина долго не замечала очевидного, пока Вадим случайно не проговорился, что был с Ларисой в ресторане. Под расспросами жены он признался, что просто не устоял перед женским обаянием и напором ее подруги.
– Изменять тебе я не собирался, но она постоянно крутилась у меня перед глазами, всегда подкрашенная, причесанная, в смелых нарядах. А ты, Кариночка, как мы поженились, из халата не вылезаешь, забыла про макияж, – упрекнул Вадим.
Молодым супругам хватило ума не рассориться, но Лариса в их доме больше не появлялась. Подруги просто разорвали многолетние отношения.
Тяжелое испытание
Каждый из людей, проживших на этом свете лет как минимум тридцать, наверняка, покопавшись в памяти, сможет вспомнить одну, а то и несколько историй, когда кто-то из мужей их знакомых или родственников, или знакомых их родителей бросал семью и уходил к подруге жены. Сюжет про подругу-разлучницу очень популярен и в многочисленных сериалах.
– Для оставленной жены такая ситуация – двойной удар, – говорит психолог и психотерапевт, руководитель службы социально-психологической помощи Республиканской психиатрической больницы Юрий Калмыков. – Ведь она теряет и мужа, и подругу. И еще неизвестно, что хуже. В моей психологической практике, скажем, был случай, когда пациентка через некоторое время после развода осознала, что подруга-то для нее была важнее… В итоге две женщины снова стали дружить, а мужчина остался у разбитого корыта – вторая жена от него ушла.
Но вообще-то в треугольнике “жена – муж – одинокая подруга” женская дружба обычно подвергается тяжелому испытанию и довольно часто его не выдерживает. Во-первых, сами мужья не всегда с благосклонностью относятся к пресловутому “наследству”: свободная подружка, оставшаяся без компании, может постоянно “соблазнять” свою давнюю наперсницу совместными походами в театры, кафе, разные увеселительные заведения. Если подружка при этом еще и не слишком строгих моральных принципов, то мало какому мужчине захочется, чтобы его жена проводила много времени в компании такой особы, отрывая на это время у семьи.
Если же муж, наоборот, всячески привечает подругу и даже флиртует с ней, тут уж супруга задумается: а нужна ли ей такая дружба?
– Хотя ситуация, когда мужчина на глазах у жены позволяет себе заигрывать с ее подругой, скорее всего, не слишком опасна для семьи, – полагает Юрий Калмыков. – Согласитесь, вряд ли он стал бы это делать, если бы между ними действительно были какие-то отношения. Тогда он скорее на людях будет проявлять к гостье холодность или даже враждебность.
Бывают и другие случаи. Например, муж откровенно домогается подруги жены, а та оказалась порядочным человеком… Ну, согласитесь, такое тоже случается… И что ей делать? Рассказать обо всем жене? Но ведь не хочется причинять боль близкому человеку. К тому же есть вероятность, что тебя ж еще потом и обвинят, мол, вбила клин между супругами. В этой ситуации женщина, скорее всего, просто будет постепенно отдаляться от этой семьи, то есть женской дружбе опять же придет логический конец. В общем, как ни крути, а сохранить в треугольнике полноценные дружеские отношения будет трудно.
А если это любовь?
Но не всегда в таких историях все однозначно и просто: вот тебе коварная интриганка, вот несчастная брошенная жена, а вот подлец-муж…
Гузель и Гульнара жили в одном дворе и дружили чуть ли не с детского сада. По отдельности их, считай, почти и не видели. И даже называли девчонок одинаково – Гулями. Только Гульнара была на полголовы выше, за что и заслужила прозвище “Гуля-большая”.
Они выросли, поступили в один институт и там же познакомились со своими будущими мужьями, которые, ну надо же, тоже были друзьями еще со школы!
После свадеб (стоит ли говорить, кто были свидетелями на этих свадьбах?) продолжали жить в соседних подъездах, и даже детей девушки рожали почти одновременно – что первого, что второго. Только у Гузель родились две девочки, а у Гульнары – пацаны.
– Вы прям как сиамские близнецы! – смеялись окружающие.
Но через некоторое время не заладилась у большой Гули семейная жизнь. Случайно она узнала, что муж ей изменяет, и простить этого не смогла. Правда, разошлись они мирно, без взаимных упреков и даже продолжали регулярно общаться – все-таки не совсем чужие друг другу люди, опять же дети общие…
Гузель подруге сочувствовала. И часто приглашала ее к себе в гости – чайку попить, отвлечься. Тут-то Гульнара и стала замечать, что у подружки в семье тоже не все ладно. Правда, Ильсур, муж Гузель, поводов для недовольства вроде бы и не давал, скорее сама она все время их выискивала. И зарплата-то у него могла бы быть больше, и ремонт делать не торопится, и культурный уровень супруга ее не устраивал – она сама и по театрам, и по выставкам любила ходить, а муж все больше футбол по телевизору смотрел. В общем, расценила Гуля-большая, третировала подруга мужа на пустом месте. Но ничего ей по этому поводу говорить не стала – в конце концов, кто она такая, чтобы лезть в чужую жизнь? Сами разберутся.
Они и разобрались. В один не очень прекрасный день Гузель просто выставила мужа из дома. Он уехал жить к родителям. Но с дочками продолжал общаться, регулярно забирал их из школы. Где часто встречался с Гулей-большой, приходившей за своими мальчишками. Общая семейная неустроенность сблизила их, они много разговаривали, обсуждали свои жизненные планы… В общем, когда Гузель внезапно опомнилась и решила, что муж-то у нее не так уж и плох, оказалось, что тот уже полгода как встречается с Гульнарой. И собирается на ней жениться.
Подруга, конечно, закатила Гуле-большой скандал. Та призналась, что действительно чувствует себя виноватой, но поделать ничего не может – любит она Ильсура. И он ее любит. Так уж получилось…
В итоге квартиру Гульнаре с Ильсуром пришлось поменять, чтобы пореже видеться с бывшей подругой и женой. И хотя некоторые общие знакомые Гульнару однозначно осудили (“могла бы, наоборот, постараться их помирить, а не пользоваться ситуацией”), жизнью с новым мужем она очень довольна. После многочисленных жизненных испытаний оба почувствовали, что обрели, наконец, долгожданное счастье.
Боевая подруга моя
Но даже если подруга не претендует на чужого мужа, это далеко не всегда значит, что ее пребывание в семье не может принести проблем.
Татьяна, недавно ушедшая от мужа сорокалетняя женщина, очень радовалась тому, что после развода у нее стало больше свободного времени.
– Современная женщина вообще может легко обойтись без мужа! – таково было ее убеждение. И, глядя на свою замужнюю подружку Вику, она только вздыхала: все-то ее беспощадно эксплуатируют – муж, дети, свекровь… И вот вполне налаженная Викина жизнь после того, как освободившаяся от “домашнего рабства” Татьяна зачастила к ним в гости, начала давать крен.
– А ведь Таня права, – стала говорить Вика. – Мой Сашка мог бы относиться ко мне и детям более внимательно. По дому мало помогает, кручусь одна…
Саша, которому раньше никто не предъявлял подобных претензий, стал нервным – он не понимал, что происходит, почему жена, которую до сих пор все устраивало, “как с цепи сорвалась”. И знаете, эмансипация эмансипацией, а будет очень жалко, если Вика попытается перекроить свое платье под чужой фасон. Разрушить то, что создавалось годами, так легко… А Татьяна на своем боевом коне поскачет дальше, уверенная в своем праве врываться в чужую жизнь. Так она чувствует свою необходимость – и компенсирует, что скрывать, собственную неустроенность.
Быть или не быть?
“Так что, – наверняка начнут возмущаться некоторые читатели, – всех подруг долой?” Нет, конечно. Просто проанализируйте, не перекашивается ли ваш семейный корабль после их посещения, не появляются ли в нем трещины. Не бойтесь откровенного разговора. Если подруга искренне к вам расположена, вы найдете общий язык по любым, самым щекотливым вопросам. А другая дружба нам и не нужна, правда же? Согласитесь, семья – слишком дорогой и хрупкий сосуд, чтобы доверять его чужим рукам.
И все-таки не хочется заканчивать разговор на грустной ноте. Поэтому напоследок – еще одна история.
Лена влюбилась в жениха своей подруги Аллы совершенно неожиданно для себя. Так получилось, что они после института попали на работу в одну организацию и домой им было ехать в одну сторону. Так что частенько вечерами они, по-дружески болтая, ехали в одном троллейбусе. Виктор был парень галантный – и руку на выходе подаст, и сумку тяжелую поможет нести… У Ленки в личной жизни, в отличие от боевой красавицы Аллы, ничего не складывалось, оставалось только тайком вздыхать, глядя на красивого умного парня, который постоянно был рядом. Видно, Виктор как-то уловил эти флюиды, потому что с некоторого времени стал явно оказывать девушке все больше внимания. А однажды предложил:
– А давай завтра в кино сходим…
– А Алла сможет? – без всякой задней мысли спросила Лена, уверенная, что имелся в виду не столь уж редкий у них “культпоход” втроем.
– Нет, Алла не сможет, – Виктор пристально посмотрел ей в глаза.
– Ты знаешь, я, наверное, тоже завтра не смогу, – растерянно залепетала Лена. – Я маме обещала домой пораньше, и вообще…
С тех пор она старалась под любыми предлогами задержаться на работе, чтобы не ехать вместе с Витей. Любовь любовью, но мысль о том, чтобы предать подругу, была ей невыносима. Она, благородная душа, была из так называемых “правильных” девушек…
Вскоре ей предложили другую работу, и она с радостью согласилась. Витя с Аллой поженились, но Лена почти перестала с ними общаться. Сначала выдумывала разные поводы, а потом друзья и сами перестали настаивать на встречах. На новой работе за Леной начал ухаживать симпатичный сослуживец, и ее личная жизнь постепенно обрела желанную стабильность.
Они встретились с Аллой лет через десять, когда Лена повела дочку в школу. Оказалось, что там же учится сын ее друзей – только он на два года старше. Былая дружба возродилась и даже вышла на новый уровень. Правда, оказалось, что с Виктором подруга разошлась. “Эх ты, – подумала, узнав об этом, Лена, – я ж ради вашего счастья, можно сказать, наступила на горло собственной песне…”
Но что было, того, как говорится, не воротишь. Меж тем подросшие дети Аллы и Лены стали проявлять друг к другу серьезный интерес. И подруги уже всерьез планируют в скором времени породниться.
– А ведь пойди я тогда на поводу у своих чувств, не было бы у моей Машки такого чудесного жениха, – смеется теперь Лена. – Так что и правда – все что ни делается, то к лучшему. Да и подружка у меня – самая лучшая, мы теперь друг без друга – никуда!