Многие даже не догадываются о лечебных способностях своих любимцев
Когда дети упрашивают родителей завести дома какое-нибудь живое существо – кошку, хомячка или черепаху, рыбок в аквариуме – взрослые, как правило, начинают просвещать их относительно неизбежных издержек такого шага. Относительно регулярной дополнительной уборки. Затрат на кормление. Лишних хлопот. Занимая такую позицию, взрослые часто не подозревают, чего лишается их ребенок, отлученный от возможности иметь четвероногого друга. По мнению психологов, мальчишки и девчонки, которые постоянно общаются с домашним животным, психически более уравновешенны. Обычная игра со своим любимцем пробуждает массу положительных эмоций, которые сами по себе – отличное средство от агрессии, депрессии, неврозов. Общение с животными дарит детям жизнерадостность, спокойствие, уверенность в себе.
Но что еще более удивительно: животные могут выступать в роли профессиональных лекарей. В последние годы в республике ими “лечат” детей и подростков, страдающих серьезными заболеваниями. Нетрадиционная медицина с успехом использует братьев наших меньших при “лечении” людей с тяжелыми заболеваниями: детский церебральный паралич, олигофрения, задержки психического развития… Появились методики занятий с животными-терапевтами. Канис-терапия – лечение с помощью собак, иппотерапия – лошадей, фелинотерапия – кошек, дельфинотерапия…
Прикоснуться к мечте
Несмотря на то что терапевтический эффект от общения с животными известен еще со времен Гиппократа, концепция “терапии с участием животных” (анималотерапии – использования животных для оказания психотерапевтической помощи) была сформулирована детским психотерапевтом из США Борисом Левинсоном только в шестидесятые годы двадцатого века. Он обратил внимание на то, как положительно реагируют маленькие пациенты на его собаку во время сеанса лечения. А положительные эмоции, как известно, не только приятны, но и полезны.
По сути, немой разговор с любимым домашним зверем уже можно назвать анималотерапией: взаимодействие с доверительно настроенным питомцем помогает избавиться от стресса. Такую “обыденную” зоотерапию называют ненаправленной. Направленной занимаются в специальных местах, куда люди приходят, чтобы обратиться к помощи животных.
…В филиале Анапского дельфинария в Набережных Челнах не очень приветствуют модное слово “дельфинотерапия”. Мы не лечим, говорят здесь, а занимаемся реабилитацией. “Целительная особенность дельфинов – в ультразвуковом излучении, которое идет от этих морских прыгунов. Это и мощнейший антидепрес-сант, тем более что сами волны, пусть не морские, а в бассейне, уже успокаивают”, – говорит директор дельфинария Рим Фахриев.
У черноморского дельфина Ирвина зубастая пасть страшнее, чем у волка из мультфильма. Но трехлетняя Маша смело общается с ним. Нос большого друга надо толкнуть рукой или ногой как можно сильнее. Для дельфина это приглашение к игре, а для девочки – массаж ладоней и ступней. У Маши детский церебральный паралич (нарушена моторика, и пальцы – как пластилин). Совсем недавно она вообще не могла наступать на полную стопу, передвигалась только на цыпочках. Теперь учится ходить, как надо.
Для ребят из местного детского сада “Земляничка”, зависимых от инсулина, вечно улыбающийся дельфин ассоциировался с мечтой. Мечтой, к которой можно прикоснуться. И она стала реальностью. Знакомство с “большой рыбой” стало главным событием прошлого года в жизни больных детей. А для их воспитательницы, Рушании Юрковой, неожиданным стал результат экскурсии. В дельфинарий ребята пришли с тесторами по измерению уровня сахара в крови. До начала представления и после общения с дельфинами юным зрителям сделали пробные замеры. Аппараты показали нормализацию сахара, хотя в большинстве случаев это происходит только после уколов.
Сегодня в челнинский дельфинарий, единственный в Поволжье, на “лечение” приезжают из разных городов России. Методика подбирается индивидуально для каждого пациента – одни могут вместе с дельфином выполнять определенные упражнения, другим здоровье позволяет только лежать на помосте и гладить животных. По словам Рима Фахриева, дельфинотерапия дает хорошие результаты при комплексном лечении больных ранним детским аутизмом, задержками психического и речевого развития, нервно-психическими расстройствами, детским церебральным параличом.
Собаки бывают… врачами
Педагог Приволжского центра внешкольной работы Казани Эмилия Деткина “лечит” больных детей с помощью собак – канис-терапии. Она создала специальную программу занятий с отстающими в развитии и имеющими серьезные проблемы со здоровьем детьми. В прошлом учебном году ученики начальных классов коррекционной школы №76 несколько раз в неделю в течение продолжительного времени встречались с питомцами “кинолога”. И результаты удивили. Если дети, страдающие аутизмом, не умели что-то объяснить человеку, то с собаками у них это получалось на удивление быстро. У даунят и детей с церебральным параличом после нескольких недель улучшилась координация движений. Они стали правильнее держать ручки, писать буквы, самостоятельно выполнять домашнюю работу. У детей с легкой степенью олигофрении, которые обычно общаются только с одним знакомым им человеком, поднялся уровень социализации. Ребята стали общительнее.
О таких детях, как Альбина, на Западе говорят “умственно иные”. У нас придумали другой термин – дети со своеобразным развитием. В медицине это называется аутизмом. В пять с половиной лет девочка умеет читать, считать, рассуждает вполне разумно. Но в какой-то момент вдруг уходит в свой собственный мир, выключается из обычной жизни, а то и вовсе начинает бояться всего, что ее окружает. И тогда отвечает невпопад или резко меняет тему разговора. “При аутизме очень сложно вывести ребенка из мира, в котором он абстрагируется от действительности. Но то, что не по силам врачам, психологам и родителям, реально для четвероногого “терапевта”, – говорит педагог.
К канистерапии допускаются лишь “избранные” собаки, как правило, небольшого размера, спокойные и терпеливые, не реагирующие на резкие крики и движения, чувствительные к проблемам больного ребенка, к его настроению.
В этом году Эмилия Деткина проводит занятия в Реабилитационном центре для детей и подростков с ограниченными возможностями. Его директор, Зульфа Аминова, считает, что говорить о каких-то результатах пока рано, должно пройти время. И предлагает вернуться к теме по завершении учебного процесса – в мае.
Большие друзья
– А теперь давай ляжем на спинку! – инструктор по иппотерапии Юлия Базаева помогает ребенку медленно лечь спиной на круп лошади. Диляре всего шесть лет – это одно из первых ее занятий на базе Международного конноспортивного комплекса в Казани. У девочки серьезная форма психоэмоционального нарушения. На лошади Диляра держится безбоязненно – даже поглаживает Капитала по холке. Упражнения, которые девочка выполняет, сидя на лошади, несложны – лечь на круп, потом наклониться к шее животного и обнять ее. Инструктор спрашивает Диляру, хочет ли она выполнить то или иное упражнение. Наездница или довольно кивает, или капризно отрицательно качает головой.
– Нормализация психического состояния ребенка в результате общения с конем – одна из важных задач иппотерапии, – комментирует бригадир прокатного отделения Юлия Базаева. – С этой точки зрения иппотерапию можно рассматривать как один из методов лечения, направленных на воспитание синдрома мотивации – желание самостоятельно стоять и ходить, что у многих детей с церебральным параличом ослаблено или в целом отсутствует.
Родители привозят трехлетнего Мишу на Казанский ипподром не реже одного раза в неделю. Заниматься начали лишь два месяца назад, а врач, у которого они наблюдаются, уже удивленно поинтересовалась, какую новую процедуру они стали осваивать. Мама Миши с радостью поделилась: стали “общаться с лошадками”. Доктор отметила, что положительная динамика налицо, мальчик выглядит вполне уверенно.
Иппотерапия – по латыни означает: лечение при помощи лошадей, а точнее, при помощи импульсов, возникающих у этих животных во время их ходьбы. Именно ходьбы, ведь для этого процесса отбираются лошади с выдержкой и очень спокойным нравом, так как они имеют дело с маленькими пациентами. Здесь главное не навредить и получить максимум положительных эмоций и пользы от общения с этими благородными лекарями.
На занятия “к лошадкам” приходят дети с различными заболеваниями – задержки психического и речевого развития, последствия травм и инсультов, синдром Дауна и многие другие недуги. Процесс “лечения” очень специфичен и требует присутствия особых специалистов и специально подготовленных лошадей. Желающих “подлечиться” здесь много, и на всех лекаря по кличке Капитал (ветерана в своем направлении) хватает с трудом. Оттого и прием к нему ведется по предварительной записи. У Капитала, как у истинных “врачей”, есть свой ученик-преемник – мерин по кличке Буян, который, несмотря на свое имя, отличается спокойным нравом.
Пушистое лекарство
У пенсионерки из Казани Светланы Кулагиной своя история об исцелении животным. “Меня кот Марсик просто боготворил, – рассказывает она. – Уж так ласкался и мурлыкал – просто спасу нет. Но вот в один черный день я заболела – то ли радикулит, то ли ишиас. Боль терзала ужасная, и я, не выдержав, застонала. Мой котик вскочил на кровать, приблизился к самому моему лицу и вопросительно мурлыкнул: дескать, что с тобой, дорогая? А потом уселся мне на поясницу и принялся топтаться бархатными лапками. Боль постепенно ушла… Таких сеансов массажа было несколько, кот словно чувствовал, когда их надо проводить. Вы не поверите, но подобных болей я больше не знала. С тех пор так и повелось: стоило чуть заныть руке или еще чему-нибудь – хвостатый “доктор” усаживался на больное место и переминался с лапки на лапку. Я удивлялась и… поправлялась. Что за кот такой! Я его даже к соседке носила – у нее противно ныла спина. После кошачьего лечения бабуся повеселела. И угостила его дорогущей черной икрой. Во как! Гонорар какой шикарный…”
По словам председателя казанского клуба любителей кошек “Престиж” Марии Прокофьевой, специальных мест для реабилитации больных детей кошками в Татарстане нет. Но достоинство этого метода очевидно: для “лечения” можно приспособить любую положительно настроенную кошку.
Фелинотерапия станет хорошей диагностикой, говорит она. Есть даже такая примета, что кошки всегда ложатся на больное место. Особенность таких докторов – их урчание, которое на деле превращается в вибрацию, полезную организму. Возможно, кошки обладают еще какими-то магическими свойствами. Терапевтическое воздействие “марсиков” будет полезно для больных с нервными расстройствами, а особенно – для детей, страдающих недугами сердца. Никаких особенных упражнений в фелинотерапии не предусмотрено – достаточно просто повозиться со своей кошкой.
Главное – любовь и общение
Доценту кафедры зоологии позвоночных биолого-почвенного факультета КГУ Валерьяну Белову уже восемьдесят лет, но он по-прежнему на рабочем месте и в хорошей физической форме, чего сегодня не скажешь о молодом поколении. На наш вопрос, в чем формула долголетия, отвечает – общение с животными, любовь к ним. В его городской квартире всегда слышен лай собаки или мяуканье кошки. А в свое время бок о бок с ним жили белые крысы, морские свинки, птицы, зайцы, ежи. Кстати, один еж у него ходил на задних лапах. Держа над его головой кусочек сыра, хозяин ставил ежа на стол, и тот вышагивал по фанерной дорожке. По мнению Валерьяна Ивановича, животные “исцеляют недуги” через нервную систему. И не только они занимаются психотерапией. В этом отношении эффективны даже растения. К примеру, тот же шелест листьев. То есть звуки и картины природы положительно действуют на состояние человека.
О целесообразности использования такого нетрадиционного вида медицины, как анималотерапия, беседуем с заведующим кафедрой реабилитологии и спортивной медицины Казанской государственной медицинской академии Эриком Аухадеевым:
– В определенных условиях, – говорит он, – использование такой терапии положительно сказывается на состоянии человека, но и негативные моменты такого “лечения” есть, они связаны с коммерческой стороной, когда врачеванием занимаются люди некомпетентные…
– То есть проблема медицинской деонтологии – врачебной этики – здесь имеет большое значение?
– Безусловно. На медицинской эмблеме – чаше со змеей – отображена глубочайшая мудрость. Всякое лекарство – в определенном смысле яд, который нужно правильно использовать. Самая высокая заболеваемость и смертность населения сегодня – от иммунных дефицитных процессов, в том числе от злокачественных образований. А все это из-за перенасыщенности всякими лекарствами. То же самое и с животными. Если их неправильно “применять”, будет еще хуже. Недавно по телевизору смотрел, как кошкой лечили насморк у бабушки. Она попросила у соседки на пару дней Мурку, принесла ее, положила на ноги, окуталась одеялом… и, дескать, всю хворь вылечила. Вот такие хохмы бывают. Тут нужно знать, как и что можно кошкой лечить.
– Так что же самое ценное в этом “новшестве”?
– Животные и люди тысячи лет находились в содружестве друг с другом. Они настолько долго сосуществуют вместе, что между ними возникла и духовная связь. А духовное общение человека с животным – очень тонкий инструмент…
Конечно, врачи с некоторым сомнением относятся к анималотерапии. И на это у них, безусловно, есть свои неоспоримые аргументы. Но те, кто работает с животными, подчеркивают: наши меньшие братья помогают человеку добиться поставленной перед ним цели, даря любовь и общение. Польза здесь, безусловно, очевидна. В первую очередь – для больных детей, у которых появляется возможность улучшить здоровье без лекарств. А порой и просто разнообразить свою невеселую жизнь.
Возможно, многие даже не догадываются о лечебных способностях своих любимцев, но они действительно лечат. Важно лишь любить их и не забывать, что мы всегда в ответе за тех, кого приручили.