Необъявленная война

Масштабы и устрашающая динамика развития наркоситуации в нашей стране требуют объединения общества в борьбе с этим злом

Масштабы и устрашающая динамика развития наркоситуации в нашей стране требуют объединения общества в борьбе с этим злом

В конце февраля в Государственной Думе состоялись парламентские слушания на тему: “О причинах и последствиях “афганского наркотрафика” для Российской Федерации, законодательных и иных мерах по защите общества от наркоагрессии”.  О серьезности ситуации в этой сфере говорит доклад, с которым перед участниками встречи выступил директор Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков Виктор Иванов.

Незаконный оборот наркотиков, отметил Виктор Иванов, стал для России серьезнейшей государственной проблемой. Наркотизация населения оказывает мощное негативное воздействие на все сферы жизнедеятельности общества и приобрела масштабы, угрожающие здоровью нации, социальной стабильности и безопасности государства.

По данным Минзравсоцразвития, с 1996 года в двадцать раз вырос уровень немедицинского потребления наркотиков. В настоящее время в стране насчитывается 538 тысяч официально зарегистрированных потребителей наркотиков. Ежегодно от их приема умирают около 10 тысяч человек.

Наркологическими учреждениями зарегистрировано более 17 тысяч детей и свыше 122 тысяч подростков, страдающих наркологическими расстройствами. Возрастной порог, с которого начинается злоупотребление наркотиками, снизился до шести лет.
Особую тревогу вызывает рост злоупотребления наркотическими средствами опийной группы. Опиаты в нашей стране употребляют до 90 процентов всех наркозависимых.

Основная часть потребителей – граждане в возрасте от 18 до 39 лет, т.е. лица, принадлежащие к самой активной части населения. По данным УНП ООН, Россия стала крупнейшим потребителем афганских опиатов. Сегодня в нашу страну контрабандно ввозится и потребляется нашими гражданами не менее 12 тонн чистого героина в год. Это три миллиарда разовых доз. Весь героин имеет исключительно афганское происхождение.

Афганистан стал абсолютным лидером по производству героина. По экспертным оценкам УНП ООН, на эту страну приходится до 93 процентов от общего количества производимых в мире опиатов. Динамика роста оборота наркотиков в Афганистане подтверждает, что наркоиндустрия фактически превратилась в неотъемлемую и органичную часть социально-экономической жизни афганского общества.

Свидетельство этого – высокоэффективная кредитно-финансовая и банковская система поддержки наркопроизводства, действующая в стране. По имеющимся данным, сегодня на складах в Афганистане хранится от двух до трех тысяч тонн чистого героина, который представляет собой своего рода фонд, призванный сгладить сезонные колебания урожая опийного мака. Банки без всякого риска кредитуют крестьян, которые выращивают опий.

Выращиванием опиумного мака здесь занято около двух миллионов человек – более 14 процентов населения. Его посевы превосходят площади посевов коки в Колумбии, Боливии и Перу, вместе взятых, и достигли 193 тысяч гектаров, а валовой сбор опия-сырца составляет не менее восьми тысяч тонн. Из этого количества можно изготовить 1170 тонн героина.

Наркобизнес, связанный с распространением опиатов, является одним из самых прибыльных. По экспертным оценкам, совокупный доход от незаконного оборота героина в мире составляет более 100 миллиардов долларов. Сбыт афганского героина только в нашей стране ежегодно приносит наркомафии около 16 миллиардов долларов США.

С момента начала операции “Несокрушимая свобода” и ввода в Афганистан военного контингента США и НАТО под эгидой ООН урожай опия увеличился здесь почти в три раза, а производство опиатов по сравнению с 2001 годом выросло в 44 раза.

Транспортировка афганского героина в Россию осуществляется по так называемому “Северному маршруту” – через страны Центральной Азии – Таджикистан, Узбекистан, Киргизию, Туркмению, Казахстан. По этому маршруту в Россию, по некоторым оценкам, может поступать до 35 процентов от общего количества опиатов, произведенных в Афганистане.

Неразвитая приграничная инфраструктура, слабая техническая оснащенность государственной границы России с Казахстаном позволяют перевозить наркотики крупными партиями железной дорогой и на автомашинах.

Существенное влияние на рост наркотизации населения России оказывают миграционные процессы. Мигранты нередко контрабандно доставляют наркотики в нашу страну, становятся участниками этнических организованных групп и преступных сообществ. В 2008 году только органами наркоконтроля за совершение наркопреступлений задержана почти тысяча граждан иностранных государств.

Установлено, что они прибыли на заработки, неоднократно пересекали государственную границу, в большинстве случаев не имея даже необходимых регистрационных документов.

В прошлом году правоохранительные органы нашей страны из незаконного оборота изъяли более 3,5 тонны героина. Ежесуточно изымается 10 килограммов героина.

Масштабы и устрашающая динамика развития наркоситуации в нашей стране требуют объединить усилия всех участников борьбы с незаконным оборотом наркотиков.
ФСКН России в рамках формируемой в настоящее время новой атинаркотической политики России определила в качестве приоритетных три направления деятельности.

Прежде всего – это международное направление. Реальное положение дел свидетельствует, что без кардинальных изменений ситуации в Афганистане избавить нашу страну от героиновых потоков практически невозможно. Наркомафия, организуя против России агрессию, имеет ярко выраженные транснациональные природу и характер. Россия вправе и должна ставить вопрос о кооперативной ответственности ведущих государств мира и международных организаций за последствия существования под боком нашей страны первого наркогосударства мира.

Во-вторых, необходима организация полноценных границ, прежде всего с государствами Средней Азии. Граница не является сегодня барьером для наркокурьеров. Без наведения порядка в режимах ввоза товаров и въезда в Россию будут оставаться комфортные условия для организаторов наркотрафика. Доктрина прозрачности границ как основы национального развития к настоящему моменту исчерпала себя и является не просто неадекватной, но губительной для страны.

Третье направление касается ужесточения наказаний по отношению к тем, кто реализует оптовые партии наркотиков. В настоящее время законодательством никак не выделены и не урегулированы вопросы, связанные с оптовым сбытом наркотиков, когда партии составляют не граммы, а десятки и сотни килограммов. Оптовики, по сути, приравнены к мелким распространителям, и тем, и другим предусмотрена одинаковая ответственность за сбыт наркотиков. Необходимо ввести в уголовное и уголовно-процессуальное законодательство понятия значительного, крупного и особо крупного размеров наркотических средств, а также подготовить для утверждения Правительством РФ список основных видов наркотиков с определением весовой шкалы, по которой должен исчисляться срок наказания.

Контрабанду наркотиков необходимо выделить в раздел преступлений против личности. Действующий УК относит любую контрабанду к разделу экономических преступлений. Однако действия наркомафии направлены против людей, значит, против личности. Следовательно, их нужно рассматривать в перечне преступлений данной категории.

В парламентских слушаниях, которые вел Председатель Госдумы Борис Грызлов, также выступили председатель Комитета Госдумы по безопасности В.Васильев, специальный представитель Президента Российской Федерации по вопросам международного сотрудничества в борьбе с терроризмом и транснациональной организованной преступностью А.Сафонов, председатель подкомитета по законодательству в сфере противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ Комитета Госдумы по безопасности В.Бобырев, председатель наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Ю.Крупнов, директор Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии имени В.П.Сербского Т.Дмитриева, председатель комиссии Общественной палаты Российской Федерации по общественному контролю за деятельностью правоохранительных органов, силовых структур и реформированием судебной системы А.Кучерена.

В слушаниях также приняли участие члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, представители Администрации Президента РФ, Правительства, Совета безопасности, ряда министерств и ведомств, субъектов Российской Федерации, Общественной палаты РФ, религиозных конфессий, СМИ.

Александр НИКОЛАЕВ.
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще