Сюкеевские истоки

В глубине Камскоустьинского района на реке Мордовской стоит русское село Сюкеево. Вот уже четвертый век носит оно имя служилого татарина Сюкея.

Автор статьи: Фарида ЯКУШЕВА

 

В глубине Камскоустьинского района на реке Мордовской стоит русское село Сюкеево. Вот уже четвертый век носит оно имя служилого татарина Сюкея.

Заселили его отчаянные люди. В 1720-е годы несколько сотен крестьян из Владимирской и Ростовской земель, спасаясь от переписи и подушной подати, бежали из родных краев и стали жить в починке Сюкеевых. Когда беглых нашли, то решили с ними не связываться, а оставить здесь. Сюкеевская земля была пригодна для возделывания лишь льна, поэтому основными занятиями ее обитателей оставались животноводство да ремесла, связанные с производством алебастра, извести и кирпича. Женщины ткали холсты, льняное семя перерабатывали в масло.

 Шли годы и десятилетия. Село росло, формировалось как заметный центр товарообмена. Мало того что торговля велась ежедневно, каждый четверг разворачивался “региональный” базар, а на ежегодную осеннюю ярмарку съезжались купцы из других уездов и волостей. Со временем село стало настолько зажиточным, что сюкеевская община в армию отправляла не своих рекрутов, а нанимала вместо них крестьян из других деревень. В конце XIX – начале XX веков производство строительных материалов приобретает здесь индустриальный характер. Казанский купец и предприниматель Федор Большаков основал гипсовый рудник с годовым оборотом 15000 рублей.

 

Сюда ехали в поисках приключений

Эти края привлекали не только предпринимателей и купцов, но также искателей приключений. В семьях коренных ульяновцев и сейчас вспоминают о развлечении прадедушек и прабабушек – “кругосветном плавании” по двум рекам. Разудалые студенты летом отправлялись в двухнедельный поход по маршруту Симбирск – Свияжск – Казань – Симбирск. Их внимание привлекал загадочный мир Сюкеевских гор, в особенности знаменитые карстовые пещеры. Традиции сохранились: и сейчас молодежь из соседних республик и областей каждый год отправляется в эти края на байдарках или пешком.

 

Вот что писала летом 1897 года об этих местах уроженка Мамадышского уезда Казанской губернии Вера Фигнер своему брату Николаю, известному российскому певцу-тенору: “Самое лучшее в моих детских воспоминаниях – это  летние вакаты в деревне; так что я теперь с детьми и вами заочно дышу воздухом полей. Теперь уже поздно, а на будущий год свезите детей в Сюкеево, куда мы ездили с Головнями в 76-м г. Эта поездка мне хорошо помнится, и я с удовольствием встретила в учебнике минералогии Лебедева о Сюкееве, как замечательном месторождении гипса. Мы с тетей Лизой лазили тогда в тамошние пещеры. Теперь я набрала бы там всяких окаменелостей, раковин, образчиков горных пород. Тогда-то ничего не знала об этом. А Ольга, если будет с вами, то должна руководить детьми, так как на Бестужевских курсах проходила геологию”.

 

…и нефти

История большой татарстанской нефти началась с открытием и началом эксплуатации крупнейшего Ромашкинского месторождения в Альметьевском районе. Однако не все знают, что первый раз местная нефть заявила о себе выходами битума около села Сюкеево.

Узнав об этом, муромский купец Смолянинов в 1867 году пробурил две неглубокие скважины, которые не смогли преодолеть преграду из нефтяного известняка. Через десять лет помещик Глинка тоже пробовал добраться до нефтепластов, но не достиг даже известняка. Тем временем слухи о возможных залежах нефти в Поволжье просочились за рубеж, специалисты иностранных фирм стали периодически наведываться в село и бурить скважины. Безрезультатно.

Вопрос о перспективности нефтебитумных проявлений волновал и новое правительство после Октябрьской революции. Основатель советской нефтяной геологии академик Иван Губкин в 1919 году организовал геолого-разведочную экспедицию в Сюкеево, четыре года вокруг села бурили скважины, однако промышленную нефть не получили. Поверхностные нефтепроявления все же были расценены как прямое подтверждение наличия залежей “черного золота” в Поволжье, и геологи направили свою энергию на другие регионы Татарии. А потом было открыто Шугуровское месторождение нефти.

 

Пионерские маршруты

В свое время именно успешный поход казанских школьников в село Сюкеево породил традицию – отныне кружковцы-краеведы не просто шагали по просторам родины, а стали, как говорил академик Александр Ферсман, “участниками ее переустройства и творцами новой жизни”. Учащиеся стали все чаще выполнять конкретные, прикладного значения задания различных государственных учреждений.

 

В 1955 году, когда была объявлена Первая всесоюзная экспедиция пионеров и школьников, в нее включились члены краеведческого кружка школы №100. Для получения задания они обратились в Тат-аптекоуправление, Министерство сельского хозяйства Татарии, Государственный музей Татарской АССР, Геологический музей Казанского государственного университета, Геологический институт Ка-занского филиала Академии наук СССР. Из всех предложенных заданий им больше всего понравилось поручение Геологического института КФАН СССР собрать образцы гипса, серы, карбонатовых пород, ознакомиться с разрезами пермских отложений на правом берегу Волги. В июне 1955 года 15 юных геологов и два учителя вышли в 11-дневный поход. Он оказался очень интересным и результативным. В частности, у села Сюкеево ребята нашли битум с выделением серы, о чем и доложили заказчику.

 

Партнерство с Людвигслустом

Сейчас Сюкеево как место активного отдыха привлекает не только татарстанских детей пионерского возраста, но и молодых иностранцев. Дело в том, что у Камскоустьинского района есть город-побратим – Людвигслуст в Германии. У истоков партнерства этих далеких друг от друга территорий стоял местный предприниматель Наиль Серазаев. Когда он служил переводчиком в одном из российских гарнизонов на территории Восточной Германии, то подружился с бургомистром Людвигслуста, много рассказывал ему о красотах родных мест. Постепенно оформилась идея “свести” поближе два муниципалитета. А потом появился договор о сотрудничестве и партнерстве немецкого городка и Камскоустьинского района. В рамках этого договора вот уже несколько лет происходит обмен туристами. Со страниц городской газеты Ludwigsluster Stadtanzeiger мэрия каждый год приглашает принять участие в программе по обмену школьников: “Если тебе 15 лет и ты хочешь провести интересные каникулы, узнать другие страны, познакомиться с татарстанскими ровесниками, город Людвигслуст организует путешествие в Камское Устье, славящееся своими красивыми местами. Вы можете также пригласить в гости из Камского Устья своих ровесников, с которыми будете путешествовать по Германии”.

Немецкие школьники обязательно бывают и в Сюкеево, где встречаются с ветераном Великой Отечественной войны Иваном Пантелеевым. Двадцатилетним парнем он освобождал от фашистов городок Грабов, что в семи километрах от Людвигслуста, дошел до Берлина, оставив автограф на стенах рейхстага.

 

Легенды из глубины веков

Самая стойкая легенда, дошедшая до наших дней из ХVIII века, – о святом Михаиле. Впервые он объявился в соседнем с Сюкеево селе Мордовские Каратаи, но жить обосновался в лесу, построив там же часовенку.

Откуда он прибыл, от кого бежал или чего искал – это до сих пор никому не ведомо. По одному из преданий, Михаил сбежал накануне свадьбы от невесты, решив посвятить себя богослужению. Другая версия звучит так: как-то летом в этих краях расположился цыганский табор. И был в нем цыган по имени Михаил, в которого, раз увидев его, влюблялась любая женщина. Был он видный, красивый, и бегали к нему девушки и женщины со всех окрестных деревень. Это не могло понравиться мужьям и женихам селянок.

Как бы то ни было, отшельник называл себя предсказателем, все дни проводил в молитвах и беседах с посетительницами. Приревновали сюкеевские мужики своих женщин и убили Михаила. Но так как Михаил утверждал, что там, где его похоронят, никогда не будет никаких бедствий, тело убиенного решили прихватить с собой и захоронить в качестве талисмана, охраняющего от пожаров и наводнений. Не вышло: лодка, на которую погрузили тело, не сдвинулась с места. Тогда сюкеевским мужикам ничего не оставалось, как вернуть тело на место преступления.

Когда тело нашли через несколько дней, оно не было тронуто тлением. Каратаевцы перенесли его на территорию церкви в своем селе, захоронили и стали почитать Михаила местным святым. День его смерти (8 июня) стал здесь большим религиозным праздником, сельчане (в основном женщины) посещают сохранившуюся часовню Михаила и берут воду из ближайших родников, которую считают лечебной.

Доцент кафедры этнологии и археологии Казанского государственного университета Галина Столярова утверждает, что и во времена Советского Союза об этих родниках знали, у берега останавливались теплоходы, люди набирали воду, оставляли в часовне свои амулеты. Даже руководители-коммунисты в засушливые годы после посевной выделяли деньги, автобусы, чтобы бабушки съездили 8 июня на молебен, и пошел бы дождь. Так оно обычно и случалось, утверждает историк.

Владимир Птицын, организатор сервера “Православная Россия”, заинтересовавшись легендой об убиенном Михаиле, организовал поход членов детского клуба “Зюйд-Вест” к могиле святого. Посетив Мордовские Каратаи, ребята не могли не побывать в Сюкеево – ведь на выходцах из этого села лежит грех убийства Михаила. “Зюйд-вестовцы” ехали сюда с некоторым опасением. И от старожилов услышали: да, народ здесь жил лихой, нередко люди убивали друг друга, и в ХVIII веке село даже было обнесено черными столбами.

 

С надеждой на развитие

Мы побывали в этом селе, но подтверждений тому, что здесь проживали или проживают злые люди, не нашли. Сюкеевцы – народ приветливый, добродушный. Такими обычно и бывают те, кто ростом под два метра и силой не обделен. Сюкеевские мужчины, помимо мощи и роста, демонстрируют не совсем характерную для этих краев голубоглазость и блондинистость. Из воспоминаний Виктора Шулаева, потомка одного из жителей села: “Деда Ивана за его силу, рост в кулачных боях ставили в середку ряда. Говорят, одного его удара хватало, чтобы пробить брешь в рядах противников…”.

Корни необычных физических данных сельчане черпают в легенде, которую с удовольствием нам пересказали. Суть в том, что, по их словам, в начале ХVIII века в Сюкеево квартировал гренадерский полк, который и оставил генетический след, проявляющийся в потомках из поколения в поколение.

Так все было на самом деле или иначе – не нам судить. Но свои гренадерские способности сюкеевцы рассчитывают реализовывать в мирных целях – на будущем гипсовом заводе. Дело в том, что начало возрождаться Сюкеевское месторождение гипсового камня. Рассказывает глава Камскоустьинского района Зуфар Гарафиев:

– Добычу сырья и его переработку предполагается вести современной высокопроизводительной техникой. Весь процесс нацелен на выпуск готовой строительной продукции – вяжущих смесей, гипсокартона, гипсоблоков. В этих целях идет проектирование завода, который расположится в районе филиала Буинских электрических сетей. Жителям незачем беспокоиться о загрязнении окружающей среды – производство будет экологически чистым, соответствующим евростандартам. С вводом в эксплуатацию гипсового рудника появятся новые рабочие места, за счет налогов начнет пополняться районный бюджет. Мы предполагаем, что желающих работать здесь будет много, так что отбор пойдет на конкурсной основе. Предпочтение отдадим тем, кто имеет опыт работы в данной отрасли, владеет несколькими смежными профессиями.

 

Плюс умелые руки

Глава Сюкеевского поселения Людмила Сахарова как никто другой знает своих жителей и уверена, что лучших работников, чем сюкеевские мужики, не сыскать:

– Люди у нас в основном трудолюбивые, всем миром благоустраиваем село, – говорит она. – Даже Президент нашей республики Минтимер Шаймиев, когда был у нас, обратил внимание на порядок и чистоту. Он в тот приезд обещал построить у нас клуб и, спасибо, слово сдержал – рядом со зданием Совета поселения возводится Дом культуры. Теперь наша ребятня и взрослые не нарадуются. А люди у нас благодарные, отзывчивые. Один из предпринимателей на свои деньги купил металлический забор для кладбища, а установили его коллективно, при этом никто из сельчан денег за работу не просил.

Сейчас в селе активно ведется жилищное строительство.

– Правда, поначалу мало кто решался взять государственную помощь, все-таки было у людей какое-то недоверие, – рассказывает Людмила Сахарова. – Пожалуй, моментом, переломившим ситуацию, послужило выступление на одном из мероприятий в Сюкеево главы муниципального района Зуфара Гарафиева. И процесс пошел. Часть жителей приступила к строительству домов с нуля, кто-то стал возводить пристрой к уже имеющемуся жилью. Молодые семьи строят с размахом, рассчитывая возместить затраты средствами материнского капитала.

 

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще