Есть проблема? Обращайся в «Народный контроль»

Впервые в СССР понятие «народный контроль» появилось в конце 1965 года. Что в 70 – 80-е годы означало «пожалуюсь в народный контроль», очень хорошо помнят люди старшего поколения: около 10 миллионов народных контролеров вели борьбу с очковтирателями, взяточниками, несунами, расточительством и бесхозяйственностью…

Автор статьи: Ирина ХАЛИТОВА

За полтора месяца действия системы свои обращения в ней разместили 650 человек

Водители, которым приходится часто ездить из Казани в направлении Зеленодольска, не раз чертыхались, когда обнаруживали у себя в почтовых ящиках «письма счастья» от ГИБДД. Отличное состояние дорожного покрытия Горьковского шоссе, наличие ограждения разделительной полосы, пешеходных переходов, отсутствие жилых домов вдоль трассы просто заставляло водителей слегка превышать установленный здесь скоростной режим в 60 км/ч. Назрело очевидное – увеличить скорость передвижения на отрезке  озеро Лебяжье – с/к «Олимпиец» до 80 км/ч. Проблема? Однозначно. Но кто возьмется за ее решение и когда она будет решена?

Оказалось, все очень просто: озабоченный этим вопросом Евгений Т. зашел на портал госуслуг и в системе «Народный контроль» оставил свое предложение об увеличении скоростного режима на этом участке. Всего за 17 дней его поддержали 159 человек. И это стало своеобразной электронной петицией. Уже 1 июня в системе появилась резолюция исполнительного комитета Казани: «Предложение увеличения допустимой скорости движения по Горьковскому шоссе между остановочными пунктами «с/к «Олимпиец» и «оз. Лебяжье» будет рассмотрено на очередном заседании штаба городской Комиссии по борьбе с заторовыми ситуациями совместно с ОГИБДД УМВД РФ по г. Казани».

И с каждым днем обращений в «Народный контроль» становится все больше, все чаще появляется статус «решение принято» вместо первоначального «в работе».

ИСТОРИЧЕСКИЙ ЭКСКУРС

Впервые в СССР понятие «народный контроль» появилось в конце 1965 года. Что в 70 – 80-е годы означало «пожалуюсь в народный контроль», очень хорошо помнят люди старшего поколения: около 10 миллионов народных контролеров вели борьбу с очковтирателями, взяточниками, несунами, расточительством и бесхозяйственностью, перед комитетом народного контроля трепетали и многие руководители министерств и ведомств – его сравнивали с карающим мечом. Меры общественного воздействия народных контролеров (предупреждение, обсуждение на собраниях коллективов трудящихся, общественных организаций) сочетались с мерами государственного воздействия (наложение денежного начета, отстранение от должности). Особо «отличившихся» народ мог лицезреть в любимом киножурнале «Фитиль».

Упразднил этот орган на I съезде народных депутатов РСФСР в июне 1990 года Борис Ельцин. Как замечает в своей книге «Хроника времен «царя Бориса» журналист и политический деятель Олег Попцов, «Борис Николаевич явно перепутал партийный контроль с народным. Тогда вообще само слово «контроль» ассоциировалось не иначе как с тоталитаризмом, зажимом демократии и свободы».

ВОЗРОЖДЕНИЕ

Потребность в народных контролерах не исчезала никогда. Ведь вместе с запретом этого инструмента не исчезли взяточничество и бесхозяйственность, казнокрадство и очковтирательство. Возрождение было неизбежным, что и произошло в Татарстане по инициативе Министерства информатизации и связи и, как ни странно, Министерства экологии и природных ресурсов.

Так что же такое нынешний «Народный контроль» и как стать народным контролером?

В середине мая, когда на портале государственных и муниципальных услуг РТ uslugi.tatar.ru впервые появилась система с незатейливым и почти забытым названием «Народный контроль», в ней было всего две категории для обращений граждан: в компетенции Минсвязи – «Подвесные линии связи» и организованная по инициативе Минэкологии – «Несанкционированные свалки». Сегодня количество категорий перевалило за 20, появляются они опять же по инициативе самих народных контролеров. Из самых новых – «Ошибки в названиях и надписях», «Предпринимательство», «Социальное обслуживание».

– У ресурса большой потенциал, популярность его у населения растет с каждым днем. Самая популярная категория у населения, особенно у казанцев, – «Состояние дорог», одна треть заявок подана именно по этой категории. Вторая – «Несанкционированные свалки» и «Благоустройство территорий», – рассказывает заместитель министра информатизации и связи Аниса Гайнуллина. – Систему «Народный контроль» мы запустили 16 апреля 2012 года. На сегодня в ней 650 заявок, которые поддержали более 9 тысяч человек. Самыми активными пользователями являются жители Казани (515 заявок, поддержали более 7 тысяч жителей), немало обращений от нижнекамцев и челнинцев. Отрадно, что заявки есть, хоть и немного, но от каждого муниципального образования.

ДЕЙСТВЕННАЯ СВЯЗЬ НАРОДА И ГОСУДАРСТВА

По словам Анисы Гайнуллиной, «Народный контроль» на сегодня является одним из эффективных инструментов взаимодействия государства и граждан. Если кто-то хочет стать народным контролером, сделать это просто. Необходимо пройти несложную процедуру регистрации: ввести номер своего сотового телефона, получить код активации и ввести информацию с фото по интересующей проблеме.

Как только заявка после контакт-центра и модератора (он, в частности, контролирует текст на наличие ненормативной лексики) поступает конкретному исполнителю, ей присваивается статус «в работе». Срок рассмотрения не может превышать 10 дней. В том случае, если требуется дополнительный запрос или выезд на место, то предельный срок рассмотрения увеличивается до 30 дней.

Есть статус «мотивированный отказ». Он присваивается в том случае, когда имеются какие-то нормативные препятствия для решения проблемы. В частности, решение проблемы требует дополнительного финансирования. Но в том случае, если заявку поддержит большое количество пользователей, учитывая ее рейтинг, ответственные органы обязаны вынести ее на рассмотрение о выделении финансирования.

Самый ожидаемый статус – «решение принято» – присваивается только тогда, когда исполнение подтвердит ответственный за конкретное министерство или ведомство модератор.

Есть надежда, что канули в Лету времена, когда чиновниками отправлялись в долгий ящик письма, когда невозможно было дождаться ответа на жалобу, отосланную «ответственному лицу» по электронной почте. Теперь же ни одному потенциальному персонажу «Фитиля» не удастся извлечь обращение из системы «Народный контроль» – не для них создавалась.

К тому же 1 июня 2012 года Президент Рустам Минниханов подписал Указ «О государственной информационной системе Республики Татарстан «Народный контроль». Согласно документу будут разработаны регламенты, предписывающие органам власти в обязательном порядке отвечать на заявки в «Народном контроле». По словам Анисы Гайнуллиной, Татарстан стал первым регионом в России, где работа госорганов поставлена на общественный контроль.

Скоро, и вновь по инициативе Министерства экологии и природных ресурсов, в системе «Народный контроль» появится категория «Чистый воздух». Увидите смердящий выхлопными газами грузовик или автобус – оставляйте сообщение в «Народном контроле». Первый заместитель министра экологии Рустем Камалов уверен: «Многие поддержат этот проект, и мы избавим наши улицы от неэкологичного транспорта».

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще