Премьер-министр Дмитрий Медведев, побывавший в минувшую субботу в Татарстане, принял судьбоносное для республики решение
Однодневный визит главы российского Правительства в нашу республику выдался довольно насыщенным. Дмитрий Медведев в Казанском авиационном производственном объединении им. Горбунова провел совещание по вопросам развития стратегической авиации, итогом которого стало принятие очень важного для Татарстана решения. Кроме того, он осмотрел столичный IT-парк, где также пообщался с региональным активом партии «Единая Россия». Наконец, принял участие в церемонии закладки капсулы на месте будущего инновационного города Иннополис в Верхнеуслонском районе республики.
Первым делом – самолеты
Посещение КАПО Дмитрий Медведев, Президент Татарстана Рустам Минниханов, Премьер-министр Ильдар Халиков, вице-премьер РФ Аркадий Дворкович, полномочный представитель Президента РФ в Приволжском федеральном округе Михаил Бабич и другие высокопоставленные лица начали с осмотра авиационной техники. Руководитель Объединенной авиастроительной корпорации Михаил Погосян и генеральный директор завода Васил Каюмов рассказали, что предприятие сосредоточено на строительстве спецбортов на базе среднемагистрального лайнера Ту-214, ремонте сверхзвукового стратегического бомбардировщика-ракетоносца Ту-160 и дальнего сверхзвукового бомбардировщика Ту-22. В частности, показали самолет Ту-214 «Скань», который планируется передать летному спецотряду «Россия», предназначенному для перевозок первых лиц государства. Сейчас машина находится на модернизации, в ней, к примеру, устанавливается современная система защиты от переносных зенитно-ракетных комплексов. Продемонстрировали и самолеты-ретрансляторы Ту-214, с которых осуществляется управление проведением спецопераций. В ближайшее время КАПО планирует подписать с Управделами Президента РФ контракт на поставку трех таких машин.
Помимо этого, гостям презентовали сельскохозяйственный самолет «Фермер», применение которого по спецназначению позволяет увеличить урожайность сельхозугодий, и многоцелевой четырехместный аппарат «Мурена». Создателями обоих представителей малой авиации является казанская компания «МВЕН».
Премьер-министр пообщался с заводчанами, которые попросили его оставить автограф на фотографии с эмблемой КАПО, где изображен летящий самолет на фоне глобуса. «Удачи, производственных успехов и новых заказов!» – написал Дмитрий Медведев. И прокомментировал: «Это все, что нужно». Каповцы, в свою очередь, вручили главе Правительства модель «лучшего в мире» стратегического бомбардировщика Ту-160.
На заводе должен появиться… завод
После этого Дмитрий Медведев провел совещание по развитию стратегической авиации, открывая которое, он заметил, что прилетел в Казань на пассажирском спецлайнере Ту-214 производства КАПО.
– В этом году мы отмечаем столетие создания Военно-воздушных сил. Однако, помня о достижениях отечественной авиации, нам необходимо думать о ее дальнейшем развитии, – подчеркнул премьер. – Нам предстоит практически полностью перевооружить армию, флот и другие силовые структуры. Доля новой техники в войсках должна уже через три года быть не менее 30 процентов, а еще через пять лет – достигнуть 70 процентов. Ключевое требование к предприятиям отечественного оборонно-промышленного комплекса остается одним – выпуск современной, надежной и качественной техники.
Одновременно с новой государственной программой вооружения мы запускаем и программу модернизации российского ОПК, на что из федерального бюджета будут выделены беспрецедентно большие средства, которые следует расходовать грамотно. Необходимо делать все для того, чтобы удерживать лидерские позиции по всей линейке военной авиации. Но за место под солнцем нужно бороться. Это всегда конкуренция, которая имеет экономическое измерение и, если хотите, политическое.
Глава федерального Правительства напомнил, что в прошлом году в летные части было поставлено 15 современных боевых самолетов семейства «Су». Ведется работа по созданию перспективного комплекса фронтовой авиации.
– Но, конечно, мы не должны ограничиваться созданием одной модели, – заявил Дмитрий Медведев. – Наряду с истребителем пятого поколения планируется разработать и комплекс дальней авиации, я имею в виду новый стратегический бомбардировщик. Вместе с тем есть проблемы, связанные с состоянием производственных мощностей и взаимодействием в рамках кооперационных цепочек, существующих в отрасли. Нужно проанализировать, насколько наши предприятия готовы к выполнению гособоронзаказа, на каком уровне находятся их финансово-экономические и технологические возможности…
Большая часть совещания, в котором приняли участие руководители федеральных и татарстанских министерств и ведомств, авиационных предприятий, прошла за закрытыми дверями. Но, как отметил Дмитрий Медведев на состоявшейся затем двусторонней встрече с Президентом Рустамом Миннихановым, в итоге был принят ряд важных решений, в том числе о создании нового производства по сборке среднемагистрального военно-транспортного самолета Ан-70 (совместная разработка российских и украинских специалистов) на территории Казанского авиационного производственного объединения. Речь идет, по сути, о строительстве нового завода, оснащенного по последнему слову техники.
– Сохранение КАПО – на самом деле очень больная для нас тема, – признался глава Татарстана, обращаясь к Дмитрию Медведеву. – Это один из ведущих и высокотехнологичных заводов в республике. В рамках модернизации производства здесь были запущены программы «Композит» и «Черное крыло». Но мы понимаем, что без современного производства и без нового продукта у этого предприятия нет перспектив. Сегодня вами принято решение о том, что на базе КАПО надо создавать совершенно новый завод с передовыми технологиями. Непростая задача, но мы с ней, несомненно, справимся, потому что у нас есть соответствующие проектные институты, строительный комплекс, мощные образовательная и компонентная базы. Благодарю за доверие.
– Действительно, у Татарстана и КАПО есть все возможности для реализации этого проекта, – согласился Премьер-министр России. – Главное – мы получим хороший самолет, который будет выпускаться не отдельными машинами, а сериями. Что очень важно для развития отечественного авиастроения.
Вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин и министр обороны Анатолий Сердюков рассказали журналистам, что Ан-70 принадлежит к новому поколению средних военно-транспортных самолетов короткого взлета и посадки. По своим характеристикам он призван обеспечивать доставку практически всей номенклатуры армейского вооружения и военной техники общим весом 35–47 тонн на расстояние 3000–5100 километров с крейсерской скоростью 700– 750 километров в час. В качестве десантного судна может доставлять к целям 300 военнослужащих, а как санитарный вариант – эвакуировать более 200 раненых. Машина пригодна к эксплуатации как с бетонных взлетно-посадочных полос, так и с грунтовых площадок длиной 600–700 метров. Бортовые приборы позволяют использовать Ан-70 автономно на необорудованных аэродромах, без применения каких-либо специальных наземных средств.
По словам Анатолия Сердюкова, эти летательные аппараты должны составить основу российского парка военно-транспортных самолетов. Глава Минобороны сообщил, что деньги предусмотрены в бюджете с учетом того, чтобы начать закупать Ан-70 уже в 2014 году. Но из-за некоторых нестыковок с украинскими партнерами это, скорее всего, произойдет в 2015-м. Всего же планируется приобрести 60 машин. Дмитрий Рогозин дополнил, что в конце июня в рамках заседания российско-украинской межправительственной комиссии Дмитрий Медведев проведет переговоры, в частности, по вопросу сотрудничества в сфере производства военно-транспортного самолета Ан-70.
Предполагается, что объем капитальных вложений в строительство новых площадей для сборки Ан-70 составит около 19 млрд. рублей. Благодаря данному проекту будет создано 2,5 тысячи дополнительных рабочих мест.
Не надо стесняться своей партийности
Далее московские гости побывали в казанском IT-парке, который создан для обеспечения максимально благоприятных условий для деятельности начинающих и развивающихся IT-компаний. В находящемся здесь бизнес-инкубаторе Дмитрию Медведеву и сопровождающим его лицам презентовали несколько инновационных проектов. К примеру, электронную систему контроля скорости движения транспортных средств «Автодория». Она в режиме онлайн показывает дорожную обстановку (правда, пока только в Казани и на трассе М-7), замеряет скорость посредством спутниковой системы ГЛОНАСС и отправляет полученные данные в центр обработки информации.
Разработчики «Автодории» обратились к Дмитрию Медведеву с просьбой – посодействовать внесению в Кодекс административных правонарушений РФ поправок, определяющих понятие «средняя скорость».
– А что это даст? – живо поинтересовался премьер.
– Это будет честнее с точки зрения водителей, – моментально отреагировал Рустам Минниханов. – При введении понятия «средняя скорость» автомобилиста будут штрафовать тогда, когда он систематически нарушает скоростной режим. И при этом средняя скорость, а не предельная, как сейчас, фиксируется с превышением установленной.
– Посмотрим, как водители после этого будут нас любить, – с иронией отметил Дмитрий Медведев. – Ну а вообще, предложение здравое, и подобная система, особенно на трассе, была бы нелишней.
Министр связи и массовых коммуникаций России Николай Никифоров, до недавнего времени возглавлявший аналогичное министерство в нашей республике, обратил внимание премьера на инфоматы третьего поколения для предоставления государственных услуг в электронном виде. В прошлом году этим сервисом воспользовались 800 тысяч татарстанцев.
В конференц-зале IT-парка состоялась встреча Дмитрия Медведева с активом регионального отделения партии «Единая Россия». Дмитрий Анатольевич подчеркнул:
– Я очень рад, что первая моя встреча в качестве лидера партии «Единая Россия» с региональным активом проходит именно в Татарстане – одном из самых динамично развивающихся субъектов Федерации.
И передал слово Председателю Государственного Совета РТ, секретарю политсовета Татарстанского регионального отделения партии «Единая Россия» Фариду Мухаметшину, который констатировал, что наше отделение – одно из самых сильных и многочисленных в стране – в нем свыше 133 тысяч членов. В 45 местных отделениях зарегистрировано 1587 первичных ячеек. Половина состава Правительства РТ – единороссы. Руководитель парламента также отметил важность принятого Дмитрием Медведевым решения о строительстве в КАПО нового авиационного производства.
Глава Правительства – председатель «Единой России» констатировал, что политическая жизнь в нашей стране стала более активной и разнообразной. И призвал своих соратников активнее объяснять людям, что позитивные изменения в стране (рост зарплаты, улучшение жилищных и социальных условий, повышение качества питания в школах и так далее) происходят во многом благодаря партии власти.
– В последнее время единороссы перестали четко предъявлять свою партийную позицию, – заявил Дмитрий Медведев. – Между тем у нас есть достижения, о которых следует рассказывать во всеуслышание. И не надо стесняться своей партийной принадлежности. Нужно эту власть удерживать, уметь за себя постоять и убеждать людей в том, что наша программа лучше, чем у политических оппонентов. В этом нет ничего зазорного…
Будущий генератор идей
Под закат дня Дмитрий Медведев прибыл на церемонию закладки капсулы на месте будущего города-спутника Казани – Иннополиса, который планируется возвести в Верхнеуслонском районе, на правом берегу Волги, в 40 километрах от столицы республики, на площади в 1,2 тысячи гектаров.
– Сегодня на этом поле происходит историческое событие – положено начало уникальному проекту, подобного которому не было ни в Татарстане, ни в России. Конечно же, республике оказано огромное доверие в том, что Иннополис появится именно здесь. У нас есть IT-кластер, который динамично развивается, талантливая молодежь, – сказал Рустам Минниханов.
Суть проекта заключается в создании на одной территории всей необходимой инфраструктуры для привлечения, обучения и организации работы инновационных предприятий в сфере информационных технологий. Мастер-план такого города был разработан сингапурской компанией, которая, по словам главы Минкомсвязи РФ Николая Никифорова, является лучшей в данном сегменте. Помимо непосредственно бизнес-сферы, предполагается создание транспортной и социальной инфраструктуры – дорог, детских садов, школ, медицинских учреждений и прочего. Финансирование проекта планируется осуществлять по схеме государственно-частного партнерства. Кроме того, на площадке Иннополиса предполагается создать университет, который будет готовить специалистов информационно-коммуникационных технологий.
– Красиво! – оценил задуманное Дмитрий Медведев. – Уверен, что через несколько лет мы будем свидетелями того, как здесь, в очень красивом месте, появится новый город, в котором будут трудиться и проживать 155 тысяч человек. И каких! Людей, которые хотят менять к лучшему свою жизнь, свой регион, свою страну.
Дмитрий Медведев и Рустам Минниханов заложили капсулу с памятным посланием в адрес будущих жителей города. В обращении говорится: «Мы верим, что строительство Иннополиса даст мощный импульс стремительному развитию российских компаний, работающих в сфере информационных технологий. Мы верим, что молодые, энергичные, амбициозные жители Иннополиса получат прекрасную возможность для проведения в жизнь своих самых смелых идей. Созданные здесь условия помогут им достигнуть небывалых высот на глобальном рынке информационных технологий, которые уже сейчас не имеют границ…»