В стране поэтов

Прихожу по долгу службы в кабинет одного руководителя и вижу на его столе среди прочего сборник стихотворений. Оказываюсь в кабинете другого – разговор заходит о поэзии, причем не по моей инициативе.

Автор статьи: Вера АРЯМНОВА

Прихожу по долгу службы в кабинет одного руководителя и вижу на его столе среди прочего сборник стихотворений. Оказываюсь в кабинете другого – разговор заходит о поэзии, причем не по моей инициативе.

Увидеть на столе занятого, делового человека томик стихов во времена, когда поэзия, кажется, напрочь вытеснена как с газетных страниц, так и из обихода каждодневного чтения, – отрадно. Может быть, она возвращается? Ведь не должен человек жить лишь заботой о материальном, думать о том, как стать богаче. Хочется надеяться, что безумие это, увы, охватившее самую читающую некогда страну, где еще на нашей памяти поэты собирали целые стадионы ценителей их творчества, – временное.

Почти ничего, что действительно необходимо неповрежденной человеческой душе, за деньги купить невозможно. Как говорится, за них можно купить компьютер, но не ум. Развлечение, но не веселье. Секс, но не любовь. Лекарство, но не здоровье. Связи, но не друзей. Икону, но не веру. Место на кладбище, но не на небе.

Да, наше общество перетряхнуло за последние десятилетия. Мы потеряли чувство общности судьбы, испугались за благополучие своих семей, родных и близких. Пропала уверенность в будущем. Каждый начал выживать, как может. И для поэзии в жизни не осталось места.

Но пора бы уже прийти в себя. Вспомнить, что живем в стране Пушкина и других неповторимых поэтов, произведения которых останутся в вечности. Что наши языки неслыханно богаты и красивы и Бог не просто так дал каждому этносу свой, неповторимый. Через родную речь народ получает свою национальную энергию, информацию – подспудно и незримо… Пора сообразить, что, если мы пережили собственный кризис, мировой переживем тоже. Что телу, в сущности, надо немного. Человек не умрет, если у него будет только три пары обуви, а не тридцать три. Не “Ленд Крузер”, а велосипед. Если отдохнет летом в родной деревне, а не на Балеарах-Канарах. Но выродится, обнищает духовно, если будет глух к поэзии, питающей “души прекрасные порывы”, которые можно посвятить не только Отчизне, но и тому, кто рядом – конкретному ближнему, любимому человеку.

Поэзия всегда служила делу истины и добра своею красотой. Красота сама по себе находится в должном соотношении с истиной и добром как их проявление. Недаром Достоевский изрек, что красота спасет мир.

Так что же – красота поэзии больше не нужна нам? Необходимой объявляется другая, адепты которой провозглашают свои девизы: “Не скромничай, наслаждайся, обогащайся, торжествуй!” Между поэзией и новой “красотой” то различие, что первая живет в тесном естественном союзе с добром и правдой, а вторая нашла такой союз для себя не только излишним, но и неподходящим, нежелательным. Но что она может дать человеку, особенно молодому? Скажем, студентке, которая победила на одном из многочисленных конкурсов той самой новой, глянцевой красоты? У студентки скоро сессия, а ей, теперь мисс города или республики, дарят автомобиль и поездку в Италию. Там она станет лицом какой-нибудь фирмы, продающей, например, косметику.

Пропала девочка для учебы, а возможно, и для деторождения. Беречь стройность фигуры – отныне главное в ее жизни… Потому что автомобиль нужно сменить на более престижный, квартиру – на более шикарную, шубу – на более дорогую…
Ей не надо красиво думать, излагать мысли, нужно всего-то продефилировать по подиуму – одетой и раздетой. Ей не надо помнить о том, что “душа обязана трудиться”. Мы бездумно развращаем уже не только девушек, но и девочек – восьмилетняя “мисс” в нашем социуме – совсем не редкость. Зато у нас “как на Западе”.

А то откуда бы в наших краях такие, курам на смех, звания, как “мисс”? И это скопировали с точностью попугаев – посмеяться бы, да ведь горько! В родном языке, великом и могучем, мы уже подходящего слова не ищем.

Кому надо, чтобы духовные запросы подрастающего поколения заменялись материальными, а идеалом и целью жизни становился внешний глянец, пресловутый гламур? Только не нам, россиянам, обеспокоенным демографическими проблемами, а также распадом семей, сиротством детей, одиночеством стариков.

Внешняя красота дается природой, но выдавать ее за настоящую – это уже дело людей. И дело фальшивое. Не сравнимое с красотой огня и света пушкинской, тукаевской поэзии. Нашим детям необходим прилив поэтических впечатлений, как растению – влага и солнце. Но где же брать их, если не поэзия является бессознательным художественным фондом, которым поддерживается в нашей душе чувство настоящей красоты?

 

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще