Ни в мать ни в отца

Что нового предлагает нам Семейный кодекс?

Автор статьи: Евгения ЧЕСНОКОВА

Что нового предлагает нам Семейный кодекс?

Из пяти различных вариантов могут в отдельных случаях выбрать фамилию для своего ребенка татарстанские родители. Такое право дал им новый Семейный кодекс РТ, вступивший в действие 26 января. О том, в каких именно случаях возможен подобный плюрализм и какие еще изменения внесены в семейное законодательство, на брифинге в агентстве “Татмедиа” рассказала начальник Управления ЗАГС при республиканском Кабинете Министров Эльмира Маврина.

Семейно-брачные отношения в республике, подчеркнула Эльмира Маврина, в основе своей регулируются российским законодательством. Но у регионов есть право некоторые вопросы, связанные с этими отношениями, решать самостоятельно. С учетом национальных и региональных особенностей.

Одной из таких особенностей в 20-30-е годы прошлого века было присвоение ребенку в татарских семьях в качестве фамилии имени отца. То есть сын, например, Газизуллы Гибадуллина мог получить фамилию Газизуллин – примеры такого рода специалисты Управления ЗАГС неоднократно встречали в архивных актовых записях. Но более позднее советское законодательство такую вольность не одобрило, однозначно распорядившись: ребенок должен носить фамилию одного из родителей!

Новый Семейный кодекс Татарстана к этой традиции вернулся. Но с одной оговоркой: вариативность возможна только в том случае, если родители малыша носят разные фамилии. Вот тогда новорожденный может получить фамилию либо матери, либо отца, либо в качестве фамилии – имя отца или одного из дедушек.

– Скажем, есть супружеская пара Султанов Амир Василович и Хакимова Айназ Тагировна, – проиллюстрировала это положение кодекса Эльмира Маврина. – Их ребенок может быть записан как Султанов, Хакимов, Амиров, Василов или Тагиров.
На вопрос, не приведет ли такое богатство выбора к ненужной путанице, Эльмира Маврина пояснила, что в практике органов ЗАГС случаи, когда при заключении брака каждый из молодоженов оставляет свою фамилию, составляют не более 15 процентов от общего числа. А это уже значительно сужает число тех, кто сможет воспользоваться новым правилом. От себя добавим: думается, вряд ли сегодня найдется много желающих вернуться к старой традиции. Ведь ребенку, чья фамилия не совпадает ни с маминой, ни с папиной, непросто будет жить в сегодняшнем бюрократизированном обществе…

А вот другое новшество в национальных традициях, которое предлагает гражданам республики новый Семейный кодекс. Теперь при заключении брака можно выбрать усеченный вариант либо сокращенную форму (дериват) фамилии одного из супругов. Скажем, не Хакимов, а Хаким, не Султанбеков, а Султанбек, и так далее.
– Подобные сокращения и усечения были в свое время распространены среди творческой татарской интеллигенции, – пояснила Эльмира Маврина. – Но обычно это был творческий псевдоним, который нельзя было юридически узаконить в качестве официальной фамилии. Теперь такая возможность есть.

Еще одна особенность республиканского Семейного кодекса – он устанавливает порядок и условия вступления в брак граждан, не достигших шестнадцатилетия (разумеется, в исключительных ситуациях). Заметим, что законодательную норму, допускающую столь ранние браки, ввели лишь 18 российских регионов. Что до исключительных ситуаций, то таковыми признаются беременность, рождение ребенка или угроза жизни одной из сторон (если, например, кто-то из молодых неизлечимо болен и может не дожить до совершеннолетия). Но браков, заключенных по такому печальному поводу, по словам Эльмиры Мавриной, по всей стране насчитываются единицы.

Нашим Ромео и Джульеттам стоит знать, что пожениться они смогут, только если с этим согласятся родители обеих сторон. В случае родительского несогласия вопрос будет решаться в органах опеки и попечительства. При этом в Управлении ЗАГС убеждены, что не стоит опасаться всплеска подростковых свадеб. За прошлый год только один процент республиканских браков приходился на пары, где один из супругов был моложе 18 лет. А уж если говорить о совсем юных, то за последние четыре года в Татарстане было зафиксировано лишь четыре случая вступления в брак до 16 лет. В трех из них невеста была беременна. А вообще, рассказала Эльмира Маврина, нынешние женихи и невесты в массе своей постоянно взрослеют: за последние два года средний возраст молодоженов увеличился на полтора года.

На брифинге также состоялась презентация книги “Семейные страницы”, которую будут в 2009 году вручать каждой паре, регистрирующей брак. В справочном пособии для молодоженов и будущих родителей собрана масса полезной информации – здесь есть выдержки из Семейного кодекса, рассказывается о мерах поддержки семей с детьми, приведены адреса и телефоны различных социальных служб.

 

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще