Беда номер два

В этом году масштабы работ на автотрассах столицы республики просто поражают. А вот для тех, кто прокладывает и ремонтирует региональные и федеральные дороги, подобные объемы уже не в новинку.

Автор статьи: Светлана АРСЕНТЬЕВА

Состояние наших дорог страдает от недоремонта и… менталитета

В этом году масштабы работ на автотрассах столицы республики просто поражают. А вот для тех, кто прокладывает и ремонтирует региональные и федеральные дороги, подобные объемы уже не в новинку.

Вот и в этом году на строительство и реконструкцию таких автотрасс в Татар­стане выделено 10,7 млрд. рублей. Как отметил на недавней пресс-конференции в Казани советник министра транспорта и дорожного хозяйства республики Ильфар Гильмутдинов, доля Татарстана в федеральной дорожной программе составляет 13 процентов.

Денег все-таки не хватает

По словам начальника Федерального управления автомобильных дорог Волго-Вятского региона Мухаммата Гатиятуллина, нынче одним из главных направлений является реконструкция автодороги М7 «Волга» – здесь запланированы работы на четырех участках общей протяженностью почти 50 км. В том числе предусмотрен второй этап строительства мостового перехода через Вятку. На эти цели из федерального бюджета выделено 2,9 млрд. рублей. Более 4,2 млрд. рублей будет потрачено на продолжение строительства платной автомагистрали Шали (М7) – Бавлы (М5) – нового маршрута федеральной автодороги Казань – Оренбург длиной чуть менее 300 км (проектная стоимость дороги – более 100 млрд. рублей, без учета участка от Сорочьих Гор до Бавлов). Напомним: ее строительство было начато в 2005 году, а завершение предполагалось в 2018 году. Однако у госкорпорации «Автодор», которая является основным инвестором, не хватает средств. Федеральный бюджет, вопреки обещаниям, включаться финансово в строительство не спешит. А ведь эта дорога является частью транспортного коридора Китай – Западная Европа и нужна не только нам.

Как пояснил директор «Главтатдортранса» Юрий Кузьмин, строительство ведется на условиях государственно-частного партнерства. Республика ежегодно выделяет на эти цели по 200 млн. рублей, но на эти средства пока удалось полностью завершить строительство только одной полосы на участке Шали – Сорочьи Горы.

Около 300 млн. рублей выделяется на строительство второго пускового комплекса мостового перехода через Каму у Сорочьих Гор – сдача этого объекта планируется в следующем году. Дорожникам предстоит обустроить подъездные дороги с твердым покрытием к 44 сельским населенным пунктам. В прошлом году такими «мостами с большой землей» общей протяженностью 152 км был соединен 61 населенный пункт.

Завершится строительство объездных автодорог в Заинске, поселке Камские Поляны, путепровода тоннельного типа в Буинске, причальных сооружений и автодорог в музеях-заповедниках «Древний город Болгар» и «Остров-град Свияжск», реконструкция автодороги Арск – Тюлячи. Продолжится строительство автодорог опорной сети Апастово – Кайбицы, Мензелинск – Муслюмово, Аксубаево – Новошешминск, Базарные Матаки – Болгар, Казань – Ульяновск – Барышево – Камское Устье. На эти цели предполагается израсходовать 3,6 млрд. рублей. Планируется также начать строительство путепровода через железную дорогу в Зеленодольске, автодорог в обход Сарманова и Нурлата.

На ремонт дорог регионального значения будет выделено 5,8 млрд. рублей. Распределяются они так: 1,5 млрд. – на устройство асфальтобетонных покрытий, 2,3 млрд. – на ремонт дорожных сооружений, 2 млрд. – на приведение в нормативное состояние дорожно-уличной сети населенных пунктов. На содержание дорог выделяется 2,6 млрд. рублей.

  • Ежегодный недоремонт региональных дорог в Татарстане составляет 700 – 800 километров

Однако хорошие дороги предполагают и особое отношение к безопасности движения. Ведь, будем откровенны, чем лучше тот или иной участок дороги, тем выше здесь аварийность. Для ее снижения, кроме качественного дорожного покрытия, нужны и другие меры. Сегодня на участках федеральной трассы Казань – Оренбург начаты работы по замене 281 дорожного знака. Новые знаки изготовлены с применением пленки с высокой интенсивностью световозвращения.

Будет заменено и почти 8 км металлического барьерного ограждения, отметил Мухаммат Гатиятуллин. На десяти участках повышенной аварийности установят автономные – на солнечных батареях – системы искусственного освещения. С начала мая на дорогах федерального значения в Татарстане ведется дорожная разметка.

Спорные метры

К сожалению, региональным автотрассам не добавляют безопасности и чрезмерно крутые откосы. По существующим нормативам они должны быть такими, чтобы аварийный съезд с дороги не приводил к опрокидыванию машины. У нас эти нормы сплошь и рядом нарушены.

Дело в том, что для уполаживания (выравнивания) откосов «отхватывается» метр-другой площадей, принадлежащих району. И если пара квадратных метров – немного, то на протяжении всей дороги такие «квадраты» складываются в значительную площадь. И, по утверждениям дорожников, местные администрации крайне неохотно расстаются с нею.

Старый зипун латать – только время терять?

По мнению советника министра, одной из главных причин плохого состояния дорожного покрытия является хроническое недофинансирование текущего содержания дорог. «В Татарстане ежегодно новый асфальт должен появляться как минимум на десяти процентах региональных дорог – это более тысячи километров. Фактически же средства выделяются на ремонт 200 – 300 километров».

Да и отношение россиян к дорогам нужно менять. При правильном их содержании, отмечает Юрий Кузьмин, покрытие может быть очень неплохим долгие годы. Но заботить это должно всех. У нас пока  иная картина. Недавно, например, из-за аварии, случившейся на трассе, большегрузы пошли в объезд по региональной дороге, и уже через несколько часов десять километров этой трассы, не рассчитанной на такую осевую нагрузку, пришли в негодность.

Короче, «выправленный» менталитет плюс достаточные суммы средств, своевременный ремонт – и наши дороги всегда будут в порядке. Когда это будет, во многом зависит от нас самих.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще