– Дороги у нас теперь, как в штате Массачусетс! – поспешил успокоить нас глава Сокольского сельского поселения Ильяс Шарапов в ответ на вопрос о том, доберемся ли мы до села на редакционной иномарке. И действительно, через десять минут группа журналистов “РТ” была уже в селе Соколки Мамадышского района.
Поскольку в США никому из нас побывать пока не довелось, о сходстве дорог в штате Массачусетс и Мамадыше судить было трудно. Но слова главы поселения бахвальством назвать никак нельзя. Уже с первых метров пути мы поняли, что в этом “уезде” одной национальной бедой, действительно, меньше. Как оказалось, трассу от Мамадыша до Сокольского сельского поселения заасфальтировали пару лет назад, до того асфальт был, как говорится, до первого дождя. И каждый свой визит в районный центр местные жители приравнивали чуть ли не к подвигу.
Перед самым въездом в село свернули с асфальта налево и, проехав по грунтовке метров триста, оказались у небольшой церквушки. В этот день православные отмечали Введение во храм Пресвятой Богородицы, и церковь была полна. Для села с количеством жителей чуть меньше девятисот человек, можно сказать, что она заполнена до отказа. Среди прихожан – в основном старушки. “Для них и строили”, – объяснил Ильяс Шарапов. А строили, как говорится, всем миром. Среди фамилий спонсоров на табличке у входа есть и татарские. “Наши, сокольские, – говорит глава поселения, – по всей стране разлетелись. Среди коренных много состоявшихся людей, есть президенты крупных компаний, председатели правлений банков. Собираемся раз в три месяца, как говорится, под сокольским флагом. Все делаем вместе, так что мусульмане помогают строить церкви, православные – мечети. Первый раз я к землякам обратился как раз с просьбой помочь поставить храм. Как потом мне говорили, сначала к моим словам они отнеслись скептически, думали, возьму деньги и исчезну. Потом приехали, увидели, куда вложены их финансы, и сами стали предлагать помощь”.
Неподалеку от школы видим недостроенный обелиск. Как объяснил Ильяс Шарапов, на этом месте появится мемориал воинам, погибшим во время Великой Отечественной войны и в ходе локальных военных конфликтов, – Скорбящая Мать. Строительство ведется также вскладчину выходцами из села.
С удивлением узнали, что оказались мы в Соколках как раз во время престольного праздника. В 1753 году здесь был построен храм во имя Введения Пресвятой Богородицы. Дата эта известна из местной летописной книги издания 1902 года, ее автор – жительница Соколок Мария Антропова. Даже спустя почти полтора столетия храм оставался крепким. Не столько время, сколько прокатившаяся по стране атеистическая волна стерла его с лица земли. В летописи читаем, что прихожанами особо чтится Иверская икона Божией Матери, выписанная прихожанами из Афона. Стоит уточнить, что речь идет об одном из списков особо почитаемой православной святыни.
По легенде во время иконоборческих гонений в Византии еще при императоре Феофиле в 726 году в эту икону ударил копьем в правую ланиту Богоматери один из воинов-иконоборцев по имени Варвар, и на лике сразу же проступила кровь. Поэтому Иверскую Богоматерь всегда изображают с небольшой раной. И с тех пор икону почитают как чудотворную.
В Сокольское сельское поселение входят пять деревень. Из социальной инфраструктуры – детский сад, построенная в 2006 году школа, клуб. Подавляющее число жителей – работники бюджетной сферы и пенсионеры. По словам Ильяса Шарапова, не так давно в селе обновили котельную, построили пожарное депо и новую пекарню. Кстати, сокольская пекарня имеет свои традиции. По словам местных жителей, село издавна славилось душистым вкусным хлебом. Все, кто следовал по Каме мимо Соколок, непременно увозили с собой несколько буханок сокольского хлеба, имевшего необычную форму каравая и вес около двух килограммов.
Соколки расположены на двух берегах Камы. В советское время здесь активно сплавляли лес, и вопроса о переправе через Каму вообще не было, поскольку имелся свой мини-флот из катеров, небольших буксиров и множества моторных лодок. Лес проходил сотнями тысяч кубометров, всего в селе на сплаве трудились около трех тысяч человек, а в самих Соколках проживало более семи тысяч жителей. Село активно развивалось, одно время ему даже хотели придать статус райцентра, но как только плоты перестали перегонять по камским водам, оставшиеся без работы сплавщики, поколениями трудившиеся на переправе леса, разъехались кто куда. Сегодня между двумя берегами одного села курсирует небольшой теплоход, три раза в неделю доставляет медикаменты, продукты питания, почту, на нем же добираются и жители. Несмотря на то, что на противоположном берегу Камы осталось всего две деревни по 20 дворов из Сокольского поселения, отказываться от них никто не собирается. Как заверил Ильяс Шарапов, линию электропередачи в тех деревнях не так давно поменяли, практически решен вопрос о подведении газа.
История названия села имеет две версии. Согласно первой, Соколки стали так зваться из-за птиц, якобы во множестве обитавших на высоких горах в месте слияния Вятки и Камы, что вполне логично.
Вторая версия более любопытна. Местные жители рассказывают, что те же самые горы одно время облюбовала дружина Стеньки Разина. Мол, налетит на проходящее судно на своих быстроходных челнах, ограбит и снова в леса. Так вот, якобы у атамана Разина в помощниках ходил мужичок по прозвищу Соколик, а потому и всю его дружину называли соколиками. Отсюда и название села. Примечательно, что в отличие от первой версии (ни одного сокола ни в самом селе, ни рядом с ним мы так и не встретили) вторая имеет хоть косвенные, но доказательства. К примеру, та же летописная книга указывает точную дату основания села – 1682 год. После смерти Разина в 1671 году на месте старых “подвигов” могли обосноваться его сподвижники. К тому же их художествам дано и документальное подтверждение, в ходе раскопок на сокольских горах были обнаружены предметы быта и оружие.
Местные краеведы, многозначительно умалчивая об активности Стеньки Разина в этих краях, говорят, что село основали беглые казаки. Стоит сказать, в то время его называли еще и Введенское – по одноименному храму.
Зажиточным село никогда не считалось, жители промышляли в основном, как сейчас бы сказали, речным сервисом – погрузка-разгрузка проходящих судов, их обслуживание, торговля. Так что заработок носил преимущественно сезонный характер.
Из летописи можно узнать, что “земли у крестьян хотя много, но вся она луговая, пахотная вся песчаная. Во время сильных ветров песок переносится с места на место, выметая семена, которые пропадают безвозвратно. От этого стихийного явления урожай почти всегда бывает плохим”. Никакими кустарными промыслами в Соколках не занимались, многие уезжали в поисках работы в другие губернии.
Как признают сами местные жители, одной из главных напастей во все времена в селе было пьянство. И есть тому даже “почти научное” обоснование. Сплавщики спускали лес вплоть до ледостава, работали, как говорится, от темна до темна в ледяной воде. Кроме артритов, частыми были и простуды. И это несмотря на сто грамм чистого спирта “для сугреву”, положенных каждому сплавщику. На растирание, надо думать, медицинскую жидкость пускали очень редко, так что, как сказал Ильяс Шарапов, за глаза которого здесь называют губернатором, это было даже не пьянство, а почти что принудительные меры медицинского характера.
Кстати, губернатором главу поселения стали называть после почти анекдотичного случая, произошедшего в приемной главы одного из граничащих с Казанью районов. Как рассказал сам Ильяс Шарапов, как-то он приехал с полуделовым визитом к тому самому главе, знаком с которым больше десяти лет. На вопрос секретарши “Как вас представить?” Шарапов добродушно ответил: “Сокольский губернатор прибыл!” Руководитель района несколько минут не отвечал, потом пригласил гостя в кабинет. Увидев знакомое лицо, рассмеялся. Оказалось, он не на шутку перепугался, услышав про губернатора, лично пожаловавшего в гости, и стал лихорадочно в справочниках искать человека с фамилией Сокольский в должности губернатора. Как говорится, посмеялись и забыли, а прозвище так и прилипло. Как признался Ильяс Шарапов, он не против этого обстоятельства, тем более, должность его по сути обязанностей вполне соответствует губернаторской.
Стоит отметить, и оптимизма местному “губернатору” не занимать. От возрождения села Ильяс Шарапов отказываться не собирается ни в коем случае: “Соколки всегда гремели на всю округу, и село должно греметь и будет греметь!”