На тысячу татарстанцев сегодня приходится 267 автомобилей, так что по уровню автомобилизации республика уже сравнялась с такими европейскими странами, как Венгрия и Словакия. А вот по количеству дорожно-транспортных происшествий, погибших и пострадавших в них уверенно лидирует в “континентальной лиге”, как и вся Россия, обогнав Европу почти в два раза.
Понятно, что такое лидерство радости ни у кого не вызывает, а потому в последние годы на государственном уровне предпринимается немало усилий, дабы переломить ситуацию на дорогах в лучшую сторону. И результаты, пусть не такие впечатляющие, как хотелось бы, уже есть. Так, по словам руководителя УГИБДД МВД Татарстана Рифката Минниханова, огласившего данные статистики на пресс-конференции по итогам прошедшего года, наблюдается тенденция к снижению всех показателей аварийности.
В 2008 году в Татарстане зарегистрировано 5958 дорожно-транспортных происшествий, в которых погибли 713 человек и 7619 получили ранения. По сравнению с годом предыдущим количество ДТП уменьшилось на 37, число жертв – на 56. Да и пострадавших в ДТП стало меньше на 104 человека. Снизилась тяжесть последствий аварий (количество погибших на сто пострадавших). Согласно федеральной целевой программе “Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах” , все тревожные показатели должны быть снижены как минимум в полтора раза по сравнению с итогами 2004 года, принятыми за начальную отметку.
Учитывая, что число автомобилей на дорогах страны неуклонно возрастает (к примеру, в Татарстане сегодня зарегистрировано без малого 900 тысяч “железных коней”, и только в столице за прошлый год добавилось еще 23 тысячи машин), армия обладателей водительских прав тоже растет как на дрожжах (в нашей республике водительскими удостоверениями в прошлом году обзавелись более 76 тысяч человек), задачу нельзя назвать легкой. Но вот выполнимой – можно.
Особого оптимизма в этой ситуации не добавляет пресловутый российский водительский менталитет. Причем проявляется он исключительно в родных пенатах. Попав за рубеж, как по мановению волшебной палочки, россияне становятся столь же дисциплинированными водителями, как и местные жители. Зато у себя дома – ну просто ни в чем себе не отказывают. Итог часто весьма плачевен.
Свежий пример – три серьезные аварии, которыми ознаменовалось окончание “новогодних каникул” в Пестречинском районе, на дороге Казань – Набережные Челны 9 и 10 января. Они унесли десять жизней. Так вот одно из них произошло практически на глазах экипажа ГИБДД, дежурившего в тот день на этом участке. В какой-то момент инспекторы были заняты оформлением протокола на водителя, только что нарушившего скоростной режим. Видимо, управлявший “БМВ” мужчина решил воспользоваться секундной заминкой в действиях инспекторов и решился на обгон по встречной полосе. Не справился с управлением (потом выяснилось, что он еще и на летней резине в гололед ехал) и…
Это что же – для инспектора правила соблюдаем или для себя? Выходит, для инспектора, ведь о водительской самодисциплине тут говорить не приходится.
В общем, владельцы транспортных средств по-прежнему оказывают решающее влияние на уровень аварийности – по их вине в 2009-м произошло более восьмидесяти процентов ДТП. Комментарии, как говорится, уже ни к чему…
Пешеходы по части нарушений правил дорожного движения водителям немногим уступают. Как-то принято считать, что пешая часть населения по сравнению с армией автовладельцев в своих правах на дороге ущемлена. На самом деле – просто более уязвима: как ни крути, при столкновении с “железной массой” человеческий организм явно проигрывает. Так что сам бог велел пешеходу быть внимательнее, чем водителю. Ан нет – даже мамаши с колясками перебегают дорогу где в голову придет, а не там, где пешеходный переход обозначен, лезть по ступенькам надземного перехода многие предпочитают только в самом крайнем случае (если машина со спецразметкой стоит на перекрестке), а уж в подпитии нашему человеку вообще море по колено.
Недавно инспекторам было дано четкое указание “работать по пешеходам” со всей строгостью, а любителей прогуляться по проезжей части навеселе обязательно доставлять в ближайшее РОВД.
Только за два последних года в Татарстане построено семь надземных пешеходных переходов. Но самым действенным оказывается… отделение опасных участков дороги от тротуара барьерами. Все-таки не каждый способен на бег с препятствиями. Так что в этом году число ДТП по вине пешеходов удалось снизить почти на двадцать процентов.
В общем, внушением и контролем, кнутом в виде штрафов и наказаний и пряником в виде хороших автотрасс, пешеходных переходов и т.п. порядок наводить на дорогах необходимо. Тем более – впереди Универсиада-2013, когда мы должны выглядеть по-европейски во всех аспектах.