Пришла беда — отворяй ворота. Ох, не нами это придумано… Встретила на днях знакомую, которую не видела так давно, что прошла бы мимо и не узнала. А тут искали дочери пуховик, заглянули на рынок в Заинске, и я ахнула: стоит Римма, торгует какой-то мелочью. Знаю, что она сидела в девяностые годы без работы, потом устроилась на металлобазу, неплохой был заработок. Но вот вернулась к старому своему ремеслу — торговле. А куда еще идти? Грустно улыбается: мол, ладно еще далеко не запрятала свои челночные баулы — сгодились.
— И я не одна такая здесь, — говорит Римма. — Замечаю, что возвращаются наши бывшие челночницы к старой профессии. В такое время народ ищет, где подешевле можно купить и продукты, и вещи. Смотрю, и более обеспеченные люди, которые предпочитали в последнее время новые торговые центры, потянулись за покупками сюда. На рынке всегда товар будет дешевле, ведь стоимость его зависит от размера арендной платы, а она здесь гораздо ниже, чем в магазинах с модными брендами. А потом, можно поторговаться, скинуть цену. Вот только слух пошел, что все рынки скоро закроют. Есть федеральный закон, по которому уже в будущем году все открытые торговые площади должны перейти под крышу капитальных сооружений. Начнут строить, надо площади освободить, идти куда-то со своим товаром. Значит, рынок перестанет работать. Куда же нам деваться тогда?
Вопрос оказался более чем актуальным. Если маленький заинский рынок всерьез беспокоит эта проблема, то какова ее острота в больших городах? В том же полумиллионном автограде, где среди продавцов рынка немало жителей окрестных населенных пунктов. Сегодня только на Автозаводском рынке, который считается самым демократичным по ценам не только камской зоны республики, но и всего юго-востока, работают более двух с половиной тысяч продавцов, из которых девяносто пять процентов — женщины.
За ответом мы отправляемся в Набережные Челны. Давно не была в этой части города и потому для меня стала открытием новостройка, которая появилась вдоль дороги на месте прежних киосков и лавочек. Современное, элегантное здание, устремленное ввысь, закрыло собой оставшуюся часть рынка с уже известным двухэтажным стеклянным павильоном и рядами торговых точек.
— Вот в это здание торгового центра «Тулпар» мы должны были перебраться, если бы не грянул кризис. Но сегодня эти планы приходится корректировать, — говорит председатель совета Автозаводского рынка Наиль Шакиров.
Замечу, что этот рынок — первый в республике, где родилась такая структура, как совет рынка — своеобразный профсоюз продавцов. Причем случилось это на самой заре перехода от «диких» базаров с их коробками, раскладушками, с которых торговали даже продуктами питания, к более цивилизованным формам. Впрочем, путь, который проделал этот рынок до уровня лучшего в республике, — сюжет для отдельного рассказа.
Наиля Шакирова сегодня больше всего беспокоит только один вопрос. Тот, который тревожит мою знакомую с заинского рынка. Что будет, если власти потребуют исполнения федерального закона, принятого Госдумой еще в 2006 году и во исполнение которого на Автозаводском рынке намечено строительство огромного торгового центра. Под его крышу и должны перебраться все две с половиной тысячи арендаторов этого рынка.
Посмотрела план комплекса, который раскинется на пяти гектарах. Основное здание уже стоит на Московском проспекте автограда. Впечатляет. Торговый центр европейского формата — трехуровневое здание общей площадью более шестнадцати тысяч квадратных метров, торговая площадь — более восьми тысяч, подземная автостоянка на 114 мест. Здесь будет не только торговля, но и досуг, развлечения, услуги, общественное питание. В комплексе предполагаются супермаркеты и магазины, зона питания «фуд-корт», кафе, пиццерия, игровые площадки и зоны отдыха, салоны красоты, административные и технические помещения. А самое главное, должна сохраниться концепция доступного по ценам рынка, каковым сегодня и является Автозаводский.
Но…
— К огромному сожалению, мы вынуждены перенести сроки дальнейшей реконструкции рыночного комплекса. На продолжение работ сегодня не хватает средств, — объясняет Наиль Сулейманов, президент ЗАО «Холдинговая компания „Тулпар“, в состав которого входит Автозаводский рынок. — Ведь строился комплекс на деньги инвесторов, в числе которых и те, кто торгует на нашем рынке. Мы предложили всем желающим взять в аренду или приобрести в долевую собственность торговые площади. Кто же против работы в более цивилизованных условиях, означающих новый, высокий уровень торговли? Но сегодня даже те, кто еще вчера чувствовал себя уверенно, вынуждены затянуть пояса. Кроме того, в строительство были вложены и банковские кредиты. Но и тут появилась проблема: сегодня банки не дают займы. Если и удастся взять нужную сумму, то на таких кабальных условиях, что нам просто не осилить дальнейшие платежи.
На рынок, который ежедневно посещали до двадцати тысяч челнинцев и гостей города, потянулись и те, кто прежде предпочитал открывшиеся торговые центры.
— Вы знаете, все-таки рынок — это барометр общества, — говорит нам Наиль Шакиров. — Мы здесь, как никто другой, чувствуем, каково состояние дел в экономике, как работают предприятия. Тем более что наш рынок привязан к автогиганту. Проблемы моментально отражаются на покупательской способности населения. Сегодня народ деньги на рынок не несет. Мало того, у нас появляются новые продавцы. Это в основном женщины, потерявшие работу.
Честное слово, я бы нашим челночницам памятник поставил. Заслужили они уважение. В самые тяжелые времена семьи вытащили на своих плечах. А сейчас? У каждой дети,
Эта проблема сегодня касается всех рынков республики. Речь ведь не только о тех, кто торгует под открытым небом в Набережных Челнах или Заинске. Если сегодня федеральные власти потребуют исполнения принятого два года назад закона, о реконструкции существующих рынков, то даже самые законопослушные рискуют оказаться в числе нарушителей. Выход видится примерно таким: временно объявить мораторий на воплощение этого закона. А сохранение ныне существующих рынков включить в число антикризисных мероприятий. До лучших времен, которые, хочется верить, не заставят себя ждать…