К концу нынешнего летнего сезона 74 участка казанских улиц протяженностью 123 километра обзаведутся «новой одежкой» на новой же, надежной подкладке.
Средства на эти цели выделены солидные – около восьми миллиардов рублей. Сегодня на дорожных артериях города уже трудятся более 1,2 тысячи рабочих, скоро их станет вдвое больше. Таких сумм на дороги и подобных масштабов строительства Казань не знала даже в период подготовки к своему тысячелетию.
На состоявшейся недавно пресс-конференции в Республиканском агентстве по печати и массовым коммуникациям вице-мэр Казани Иршат Минкин ознакомил журналистов с планами мэрии на предмет реконструкции столичных дорог.
– Благодаря принятой в этом году программе удастся отремонтировать почти одиннадцать процентов улично-дорожной сети Казани, – сообщил он. – Это 74 участка городских улиц площадью 2,2 млн. кв. метров – больше в шесть раз, чем в прошлом году (324 тыс. кв. метров. – Авт.), и почти вдвое, чем в считавшемся рекордным до сих пор 2008 году (1,2 млн. кв. м).
Львиная доля денег на ремонт и строительство дорог (6 млрд. рублей) уже давно выделена Казани из федерального бюджета в рамках подготовки к Универсиаде, еще два миллиарда – из республиканского, по решению Президента. Таких денег на дороги Казань еще не видела, однако, по словам вице-мэра, приблизительно столько нужно выделять на капремонт автотрасс ежегодно, если мы хотим ездить по достойным дорогам. Дело в том, что согласно существующим ГОСТам все дорожное полотно нужно менять раз в шесть лет, подчеркнул Минкин. В Москве с этого года перешли на трехгодичный цикл ремонта. Нам до этого еще далеко…
Надежду на то, что новые дороги прослужат долго, подала генеральный директор института «Татдорпроект» – основного проектировщика казанских трасс – Елена Пановская. По ее словам, применяемые современные технологии строительства позволяют увеличить срок службы дорог до 16 лет. К примеру, отныне при формировании дорожной «подкладки» не будет применяться щебенка осадочных пород, которая довольно быстро растворяется в воде – ей на замену пришел не в пример более долговечный монолитный бортовой камень. Применение геосеток и специальных тканей, пенополистирольные плиты и покрывающий все это щебеночно-мастичный асфальтобетон также призваны повысить прочность дорожного полотна.
Закатанные в свое время под асфальт и попросту не сделанные в спешке дренаж и ливневая канализация нынче также предусмотрены. К примеру, пуск в эксплуатацию уже практически законченной улицы Подлужной с организацией двустороннего съезда к мосту «Миллениум» задерживает возведение очистных сооружений, где ливневые стоки будут очищаться перед сбросом в Казанку. Еще один комплекс очистных будет построен на Большом казанском кольце – в районе третьей дамбы, неподалеку от футбольного стадиона. Еще один — за гипермаркетом «Метро».
Между тем практика показывает, что и с применением новых технологий часть городских дорог оставляет желать лучшего. Впрочем, начальник управления капитального строительства и реконструкции столичного исполкома Ильгиз Латыпов, что называется, перевел стрелки на коммунальщиков и самих пользователей дорог. Так, по его словам, из 131 объекта, проверенного республиканскими ревизорами, основная часть – это дворы и внутриквартальные проезды, а большая часть претензий – это сколотые бордюры и повреждения полотна, появившиеся от чрезмерно усердной очистки асфальта ото льда и снега. Тем не менее двум компаниям, на чьих дорогах были обнаружены недочеты, предстоит их исправить в ближайшее время. По мнению Иршата Минкина, объемы столь существенны, что работы хватит всем серьезным компаниям, которых не так и много, – и «Каздорстрою», и «Камдорстрою», и «Татавтодору», и «Стройхимсервису», и другим. Часть уже идущих работ ведется по контрактам, заключенным еще в 2010 году, а нынче планируется дополнительный конкурсный отбор по проектам строительства новых дорог. И хотя в тендере по правилам разрешено участвовать нетатарстанским компаниям, подрядчиков из других регионов на казанских улицах пока не замечено. По мнению Иршата Минкина, все потому, что у соседей нет компаний, превосходящих татарстанские по квалификации и оснащению.
При проведении работ особое внимание будет уделяться контролю качества дорог, добавил Ильгиз Латыпов. Причем контроль качества работ и материалов, при этом используемых, будет осуществлять и управление капитального строительства и реконструкции исполкома Казани – на правах заказчика, и инспекция Госстройнадзора РТ. Кстати, сами подрядчики тоже должны быть заинтересованы в качественной работе – по условиям заключаемых с ними контрактов гарантия на каждую отремонтированную дорогу составляет пять лет, так что все дефекты, проявившиеся за это время, им придется устранять за свой счет.
Пожалуй, самая сложная и трудоемкая из задач, стоящих нынче перед дорожниками, – Большое казанское кольцо на всем протяжении от улицы Декабристов до Оренбургского тракта, включая проспект Ямашева и проспект Победы – печально известная всем автомобилистам Южная трасса. Еще одна долгожданная дорога – дублер улиц Павлюхина и Салимжанова – от улицы Танковой через Тихомирнова на Пушкина. В этом году предполагается завершить ремонт улицы Сибгата Хакима, соединяющей Ленинскую дамбу и «Миллениум». Во вторую часть плана заложены улицы Декабристов, Чистопольская, Пушкина, Вишневского (включая мост «Миллениум»), Татарстан, Даурская, Хади Такташ, Лево-Булачная и Право-Булачная, Московская, Чернышевского, Салимжанова, Павлюхина, Горького, Тукая, Шахиди и так далее – числом 59. Пока работы идут на 17 улицах Казани.
Скажется ли это на автомобильном движении в городе? Наверняка. Можно привести заверения вице-мэра, обещавшего, что графики закрытия дорог будут составлены так, чтобы не перекрывать одновременно все варианты проезда и к тому же по возможности ремонтировать дорогу постараются полосами, оставляя ту или другую для проезда. Причем основные работы предполагается вести ночью, чтобы днем движение шло пусть по недоделанной, но дороге.