Собственную ассоциацию решили создать те, кто так или иначе связан с теплоходным туризмом в России.
Вместе они надеются отстаивать свои интересы и способствовать развитию внутреннего туризма. “Сейчас российский туризм на задворках, и складывается ощущение, что мы никому не нужны”, – говорят руководители круизных компаний. Проблемные вопросы были поставлены на всероссийском совещании в Елабуге, организованном Федеральным агентством морского и речного транспорта и Елабужским музеем-заповедником.
Огромные платежи и всевозможные сборы делают путевки очень дорогими, и люди зачастую предпочитают поездку за границу круизу по родной Волге. Заместитель директора московской “Речной круизной компании” Антонина Зеленина привела не очень приятный, но зато показательный пример: “сдача” фекалий с теплоходов обходится едва ли не дороже, чем закупка продуктов для отдыхающих. О сборах различных надзорных служб можно и не говорить. Многие компании не выдерживают таких условий ведения бизнеса, и внутренний туризм развивается гораздо более медленными темпами, чем мог бы. В 2007 году по стране путешествовали 28 миллионов россиян, из них 3,3 миллиона – на теплоходах. В этой системе задействованы около 120 судов. Доля туризма в валовом внутреннем продукте России ничтожно мала – около полутора процентов, а ведь это высокодоходная отрасль, сравнимая по эффективности инвестиционных вложений с нефтегазодобывающей.
Необходимо добиться осуществления действенной государственной политики в этой сфере, и, возможно, этому поможет будущая ассоциация, а пока участники совещания решали вопросы, находящиеся в их ведении. Так, на встрече за “круглым столом” говорили об улучшении обслуживания туристов. Руководители круизных компаний высказали свои замечания по поводу приема гостей. Например, об отсутствии нормального экскурсионного транспорта или же о непродуманности маршрутов внутри городов. Впечатление от города, да и от всего тура в целом могут испортить даже неопрятный, небритый водитель туристического автобуса, не очень грамотный гид или слишком затянутые экскурсии.
Эти пожелания были услышаны представителями многих туристических городов – в Елабугу приехали специалисты из Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Чебоксар, Самары, Костромы, из Кижского и Плесского музеев-заповедников и из других мест.
Были рассмотрены перспективы развития круизного туризма в России, обсуждены вопросы господдержки обновления инфраструктуры в туристических речных городах.
Главной же целью совещания являлось составление графика движения судов, чтобы они не скапливались в шлюзах и не “толпились” в небольших речных портах. В Елабуге такое собрание состоялось впервые, и это является показателем признания города одной из самых интересных точек на волго-камском туристическом маршруте. Это при том, что теплоходы Елабуга начала принимать совсем недавно – в 2003 году, после переноса пристани на новое, удобное для швартовки место. Всего за пять лет число причаливших судов с туристами на борту выросло с 8 до 130. А с 2005 года Елабуга официально представлена в речных туристических маршрутах.