Семейный бизнес как модель для подражания

Конкурс «Семейный бизнес — 2008» — социальный проект, инициированный Банком Казани, реализованный при поддержке мэрии Казани и приуроченный к Году семьи.

Автор статьи: Вера АРЯМНОВА




Конкурс «Семейный бизнес — 2008» — социальный проект, инициированный Банком Казани, реализованный при поддержке мэрии Казани и приуроченный к Году семьи.

17 декабря в Казанской ратуше состоялась торжественная церемония его закрытия. Наград удостоены 17 бизнес-семей в трех конкурсных, шести специальных и двух почетных внеконкурсных номинациях. Победителям и лауреатам в основных номинациях вручены почетные дипломы и ноутбуки. Они смогут получить льготный кредит на развитие дела под 10 процентов годовых на сумму до 10 миллионов рублей от организатора конкурса. 50 тысяч рублей — специальный приз-за лучшую идею для семейного бизнеса.

На конкурс было подано свыше трехсот заявок, в финал прошли более ста семей. Участники представляли разные сферы предпринимательства — производство нестандартного оборудования, дошкольное образование, консалтинговые услуги, торговлю продуктами питания, производство одежды, животноводство, реставрационные работы, интернет-продажи, металлообработку, медицинские услуги и многое другое.

Семейный бизнес — больше, чем просто семья и больше, чем просто бизнес. Практика показывает, что он во многом более эффективен, чем обычный, особенно на ранних стадиях развития фирмы. Это наиболее устоявшаяся форма предпринимательства, которая доминировала в мире до появления акционерных обществ. Так же, как семья — ячейка общества, семейный бизнес — ячейка экономики. И сейчас более половины малых предприятий в Европе составляют семейные предприятия. Например, в Испании они создают две трети всего ВВП!

В Казани, как и в России в целом, до революции существовали развитые традиции семейного бизнеса. Многие фирмы назывались по фамилии семьи, ее учредившей: например, купеческие и промышленные династии Крестовниковых, Алафузовых, Юнусовых, Александровых…

Чем же семейный бизнес отличается от обычного? Вот некоторые его конкурентные преимущества: больше мотивации — все работают сами на себя. Больше доверия — нет смысла кого-то обманывать. Более гибкое управление, минимум бюрократии. Передача семейных традиций и ноу-хау из поколения в поколение.

Помимо экономической, семейный бизнес отличает и особая социальная эффективность. Как отметила одна из казанских основательниц семейного бизнеса, в условиях экономического кризиса многие руководители идут по пути сокращения работников;, а для семейного предприятия такой способ выживания неприемлем — родного человека не уволишь. Она призвала работодателей задуматься об этом и быть более осторожными и человечными, сокращая сотрудников.

В номинациях «Лучшее семейное дело» и «Лучшее семейное предприятие» участвовали представители уже существующего семейного бизнеса. Третья номинация «Лучшая идея для семейного бизнеса» — для тех семей, которые только хотят начать свое дело. Победитель в номинации «Лучшее семейное предприятие» — ООО «Кафе пиццерия» семьи Шайдуллиных, в котором трудится около 90 человек, 25 из них — близкие родственники. Первая пиццерия в Казани была открыта на Черном озере в 1991 году. Готовят там пиццу по уникальному рецепту, объединив ее с татарским элешем. В группу предприятий ныне входят кафе «Каенлык» и «Кукан», ресторан «Ностальгия», павильоны по продаже выпечки. Предприниматели активно занимаются благотворительностью.

Победитель в номинации «Семейное дело» — индивидуальный предприниматель Сайфуллина, в команде которой трудятся 12 человек, 8 из которых — близкие родственники. Бизнесу фактически 150 лет. Именно тогда основатель рода вернулся из турецкого плена, привез заморский рецепт сладостей и доработал его. На протяжении всех этих лет семья производила талкыш калеве на заказ и превратила его в национальное татарское блюдо.

Победитель в номинации «Лучшая идея для семейного бизнеса» — братья Касимовы. Переделывают стандартные «уазики» и «Нивы» в люксовые джипы, повышают проходимость, меняя двигатели, «ходовую», добавляя специальные приспособления. Каждый из братьев имеет свой бизнес, но хотят организовать совместный.

Как объявил мэр города Ильсур Метшин, Банк Казани увеличивает сумму финансирования малого и среднего бизнеса.

— В этом году мы в пять раз увеличили размеры кредитования малого и среднего бизнеса. Поддержка оказывалась через городской бюджет. Если в прошлом году было выдано пятьдесят миллионов рублей, то в этом представители малого и среднего бизнеса получили двести пятьдесят миллионов. Поскольку финансы для бизнеса являются одной из основных составляющих, это — конкретная поддержка.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще