Застольное бытие определяет послезастольное сознание

Наша власть с незапамятных времен периодически пыталась отучить народ, точнее, наименее его сознательную часть, от пьянства.

Автор статьи: Павел ВОСКРЕСЕНСКИЙ




Наша власть с незапамятных времен периодически пыталась отучить народ, точнее, наименее его сознательную часть, от пьянства. Самая последняя такая попытка — приснопамятная антиалкогольная кампания Михаила Горбачева, которую большинство населения поминает не очень добрым словом. Думаю, главная ошибка руководства страны заключалась в том, что людей надо было не отучать пить, а стараться сделать процесс потребления спиртного более цивилизованным и, соответственно, менее общественно опасным.

У многих наших сограждан существует определенный скрытый комплекс на почве посыла, что все россияне — пьяницы, который внешне обличен в форму некоего бахвальства: мол, никто так не умеет пить, как мы. Хотя это утверждение в действительности весьма спорно. Я своими глазами видел, как умеют пить немцы, бельгийцы, поляки, французы и даже китайцы. Кроме того, хорошо знаю о взаимоотношениях со спиртным греков, итальянцев, испанцев, англичан. О пристрастии же к зеленому змию ирландцев, или, к примеру, скандинавских народов известно многим, но лучше всего жителям Санкт-Петербурга и Ленинградской области, постоянно гостеприимно принимающим «пьяные туры» из Швеции, Норвегии и Финляндии (представители последней, надо признать, имеют большой отрыв в этом «хобби» от двух первых).

Абсолютно убежден: пьют россияне не больше, чем другие народы, но только делают это более отвязно и бесшабашно, чем другие и, как следствие, с куда более тяжелыми последствиями. И дело даже не в том, что в силу климатических, географических, ментальных особенностей нашей страны и населения, в ней проживающего, мы отдаем предпочтение крепким напиткам. Нашу водку распробовал весь мир, после виски она сейчас занимает второе место по объемам реализации, причем продажи российского напитка постоянно растут. Дело здесь, уверен, в отсутствии культуры пития, которую на протяжении десятилетий и столетий имеют народы, проживающие к западу, да и к востоку (взять ту же Японию) от нашей границы.

Ведь где и как у нас, как правило, происходит потребление горячительного даже в наши дни? В лучшем случае — за столом дома, в худшем — в парке, во дворе на лавочке или в подъезде. В той же Казани нет ни одного прикрытого деревьями или другого укромного места, где не появлялись бы периодически следы посиделок в виде одноразовых стаканчиков, пустых бутылок, упаковки от чипсов и других не радующих глаз фрагментов этих посиделок. Одна «теплая» компания повадилась даже готовить шашлыки под окнами моего дома, рядом с забором детского сада. И понятно, что шашлыки в такой ситуации «всухую» в горло не лезут… Такое происходит сплошь и рядом.

У наших людей абсолютно не развита культура посещения кафе, ресторанчиков, баров, и не по великим праздникам, а просто по вечерам, чтобы пообщаться после работы, обсудить последние новости и просто отдохнуть. Да что там — у нас и заведений-то для таких посещений практически нет. В Казани, например, в последнее время стали исчезать убогие забегаловки-рюмочные, расплодившиеся в 90-е годы. И слава богу! Но на смену им ничего не пришло. То, что сегодня может предложить сервис, который по советской привычке можно назвать общепитом, это в основном чопорные и дорогие рестораны, которые люди в подавляющей своей массе не могут посещать по банальной причине отсутствия больших денег. Между тем, например, в Чехии, в частности, в ее столице Праге буквально в центре города на каждом шагу найдется столько ресторанчиков, кафешек, погребков и пивных, что от обилия предложения просто теряешься. Но главное даже не в этом, а в том, что при зарплатах чехов, в разы превышающих российские, великолепнейшее пиво там подают за сущие копейки даже в переводе на наши деньги, а объем столь же демократичных по стоимости блюд таков, что после «щедрости» российских ресторанов у наших туристов округляются глаза и съесть одну порцию они могут только разделив ее на два-три человека. И так не только в Чехии, но и в большинстве европейских стран.

Качественный и доступный сервис приводит к тому, что европейцы дружными рядами идут отдыхать и общаться в публичные места, а это уже совершенно иная атмосфера, я бы сказал, «анатомия» этого процесса. Она является серьезной мотивацией к тому, чтобы выглядеть в обществе незнакомых тебе людей, сидящих за соседними столиками, как минимум, прилично. Согласитесь, что мотивация «оставаться в форме» здесь совершенно иная, нежели когда процесс принятия на грудь происходит в узком кругу друзей-собутыльников в заплеванном подъезде. И настроение после хорошего кафе или другого приличного заведения никак не несет в себе озлобления, желания почесать кулаки, что часто можно наблюдать у наших людей после возлияния в подворотне.

Атмосфера культурного пития вырабатывалась в большинстве стран Европы долгие годы, закладываясь в генетическую память целых поколений. Может, оттого там гораздо меньше пьяных драк, поножовщины, других преступлений на почве поклонения Бахусу, что сама атмосфера питейных заведений несет в себе комфорт и располагает к покою и отдыху, а человек, вышедший из него, не думает о том, что теперь до получки ему придется жестко экономить на самом основном?

Почему же у нас все не так? Почему большинство наших ресторанов и кафе пугают редких посетителей пустыми залами, меню — ценами, а порции блюд — своими смешными размерами (это при российском-то хлебосольстве) ? Почему россияне в целом, и казанцы в частности, в подавляющей своей массе могут позволить себе посетить ресторан или кафе разве что в праздник?

Ответы на эти вопросы сложны и одновременно очевидны и затрагивают самую сущность нашего сегодняшнего бытия. Знаю лишь одно: если окончательно победить привычку потребления горячительных напитков в обществе в обозримом будущем не представляется возможным, необходимо хотя бы предпринять все для того, чтобы люди делали это в максимально достойной атмосфере. Это именно то, что необходимо было сделать в период антиалкогольной кампании Горбачева вместо того, чтобы варварски вырубать виноградники и организовывать бесконечные очереди у винных магазинов.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще