Когда пятнадцать лет назад Виктор Валентинович Шленков решил наладить собственный бизнес, у него и мысли не возникало стать коммерсантом. Потому что, сколько себя помнит, всегда хотел быть строителем. Еще мальчишкой с помощью отца научился владеть и плотницким, и слесарным инструментом. Однако возводить мечтал не дома, а гидроэлектростанции. Одну из них увидел однажды в кинохронике и был до глубины души потрясен ее исполинскими размерами.
Поэтому, окончив десять классов, поступил на гидротехнический факультет Куйбышевского инженерно-стороительного института. В ходе студенческих практик поработал на строительстве ряда объектов гидроэнергетики, в том числе Нурекской ГЭС. А вот распределение получил в Ярославскую область, где Виктору предстояло заниматься… мелиорацией.
Впрочем, огорчался недолго. Работа оказалась не скучной, как поначалу думал. Более того, производственные будни начали подкидывать молодому специалисту технологические задачки одну сложнее другой, а это Шленкова увлекало всегда.
Он и поныне помнит ту зыбкую болотистую почву. Вырытые в ней траншеи через некоторое время чуть ли не смыкались краями, изрядно затрудняя, а порой просто не позволяя продолжить строительство очередного объекта. Долго Виктор ломал голову над этой проклятой мелиораторами проблемой и вроде бы нашел решение. Причем сказал об этом коллегам в присутствии отраслевого министра. Тот подозвал молодого инженера, оценивающе глянул и жестко произнес:
— Мне говорили, что ты слов на ветер не бросаешь. Так вот, давай договоримся: сдашь объект в сроки — немедленно получишь квартиру, а если сорвешь, то пеняй на себя. Идет?
— Идет, — кивнул, скрывая понятное волнение, Шленков. А вскоре справил новоселье — министр свое слово тоже сдержал. Мало того, замеченный им специалист, показавший и сметливость, и организаторскую зрелость, быстро зашагал по служебной лестнице. Особых карьерных планов Виктор Валентинович не строил, хотя и осознавал, что работать прорабом, мастером или старшим инженером, конечно, интереснее, чем рядовым геодезистом.
В Бугульме, куда Шленков перебрался по семейным обстоятельствам, он поначалу возглавил участок в монтажном управлении № 2. И здесь люди из его окружения быстро поняли, что в новом начальнике причудливым образом сочетаются производственный азарт, порой даже перехлестывающий через край, и предельная расчетливость. Эти качества сыграли важную роль в его жизни. В начале девяностых годов именно инициативность и азарт подтолкнули Виктора Валентиновича к частному предпринимательству, а умение считать и предвидеть помогло организованному им товариществу миновать многие «подводные камни» еще стихийного российского рынка.
А раскручивал он свое дело буквально с нуля, арендовав в здании «ТатНИПИнефти» пару небольших помещений под бухгалтерию, минимум самой необходимой техники и территорию для хранения материалов в тресте «Востокнефтегазсантехмонтаж». Крестным же в своем предпринимательстве считает Миргазияна Тазиева, руководившего в те годы НГДУ «Иркеннефть».
— Заслужить доверие этого человека, — вспоминает Шленков, — было весьма непросто. Миргазиян Закиевич по своему обыкновению долго присматривался к нам, определяя, соответствуем ли тем требованиям, какие он предъявляет потенциальным деловым партнерам. И поначалу дал заказ попроще: построить столярный цех с помещением под пилораму в селе Кудашево. Тогда оно входило в состав аграрного подразделения «Иркеннефти».
Новорожденная компания, названная «Вектором», блестяще справилась с заказом. Потому, что стремилась сразу же заявить об умении работать с максимально высоким качеством. Иного подхода к делу Шленков просто не мыслит. Хотя некоторые рабочие были склонны к тому, чтобы сделать все «по-быстрому», не вылизывая, по их словам, каждую доску. «Надо бы поскорее срубить денег с НГДУ, — просвещали они своего руководителя. — А то ходят слухи, что управление финансовые проблемы начинает испытывать».
— Раз и навсегда запомните главное, — сказал им тогда Виктор Валентинович. — Мы не шабашники, не временщики, нам на бугульминской земле жить и работать, надеюсь, не один год. А потому трудиться будем так, словно каждый объект на выставку готовим. Те же, для кого деньги дороже доброго имени, пусть увольняются, и немедленно. Не дожидаясь, пока я их, халтурщиков, сам не повыгоняю. Что же касается зарплаты, то ее вы получите вовремя при любых обстоятельствах.
И слово сдержал. Правда, для первого расчета с рабочими ему из своих сбережений выделили деньги родители.
Теперь в ООО «Вектор» с улыбкой вспоминают, как искренне радовались, когда сумели наконец приобрести грузовик, сварочный аппарат, а потом и иные собственные механизмы. Ведь теперь их уже не надо было брать в аренду. Экономия средств позволяла не только увеличивать зарплату, но и наращивать потенциал предприятия. А это — новые, все более сложные заказы, получаемые по-прежнему от НГДУ «Иркеннефть». В том же селе Кудашево были построены зернохранилище, котельная, здание для агрегата по приготовлению витаминной травяной муки и ее хранения, прочие объекты.
… Как и следовало ожидать в лихие девяностые годы, успехи «Вектора», в том числе финансовые, были замечены местными криминальными структурами. Однажды на стройплощадку явились незваные гости. Увидев остановившуюся неподалеку «десятку» и вылезших из нее парней в спортивных штанах и кожаных куртках, Шленков сразу определил: наведались «братки». А те, подойдя поближе, без предисловий предложили платить им ежемесячно очень серьезные деньги.
— А за что? — с притворным простодушием спросил Виктор Валентинович.
— Ну за то хотя бы, что не сгорит то, что ты тут строишь, — ответил один из рэкетиров. — И что техника твоя вдруг не пропадет. Да и с женой, ребенком всякое может случиться, время-то неспокойное… Так что подумай. Маржа у тебя хорошая, не обеднеешь…
— Прибыль у меня действительно неплохая, — согласился Шленков, —, но только на поверхностный взгляд. Ведь из нее нужно еще вычитать транспортные, амортизационные расходы, затраты на налоги, ГСМ, зарплату…
— Ты мне своей политэкономией башку не забивай! — взъярился рэкетир. — Нам твои работяги до лампы, им вообще можешь не платить, а нам будешь.
— Ну-ка пошли со мной! — резко произнес Шленков. — Видишь котлован? Так вот, мои ребята роют его вручную, поскольку экскаватор сломался. Пашут с самого утра под мокрым снегом и ветром, чтобы стройку в срок окончить. И неужели ты думаешь, что я предпочту заплатить тебе, а не им?
Тут из теплушки вышли отдыхавшие рабочие, и начавшие было окружать Шленкова «братки» удалились, пообещав вывезти несговорчивого руководителя «Вектора» в лес и там продолжить «базар».
И некоторое время спустя вывезли. Это сделать сумели, а вот сломать Шленкова так и не смогли. Не стал он платить бандитам.
Та история, конечно, осталась в памяти. Однако, если заговорить с Виктором Валентиновичем о том, когда в очередной раз ему пришлось пережить острые ощущения, он вспоминает не случай с «братками», а тот год, в течение которого «Вектором» был реализован оригинальный проект, обеспечивший предприятию победу в весьма престижном и представительном конкурсе по культуре производства, объявленном «Татнефтью».
Речь — о стационарных административно-бытовых комплексах (АБК) площадью в 150 и более квадратных метров, устанавливаемых на промыслах. Они сразу же получили высокую оценку вахтовых бригад. Да это и понятно — для людей, работающих в полевых условиях, важно все, чем располагают АБК: надежные стены, теплые и удобные раздевалки, офисные помещения, комнаты для приема пищи, сна и отдыха, душевые. В некоторых комплексах, что площадью побольше, есть даже сауны и бильярдные. Таких АБК «Вектором» выпущено уже более тридцати, и спрос на них продолжает расти.
Профессиональную зрелость работники предприятия проявили и при реконструкции ряда объектов бугульминского аэропорта, в частности огромного ангара. Все, что сделано специалистами «Вектора» в этом специфическом стро-ении, включая необычную систему отопления, заслуживает самого пристального внимания. Но особое восхищение вызывает решение давней проблемы с дверями ангара, которые открывались только с помощью троса и «КамАЗа».
Перед Шленковым и его коллегами была поставлена задача, чтобы двери эти открывались не более чем за три минуты. И конечный результат показал, что недаром специалисты «Вектора» славятся сво-им новаторским мышлением. Нынче ворота ангара раздвигаются всего за минуту и пятьдесят секунд! У иностранных технарей, наблюдавших за этим процессом, округлялись глаза. Еще больше они удивились, узнав, что бугульминцы использовали для обустройства хитроумной автоматики не дорогущие импортные, а свои, отечественные, детали и узлы.
Следует заметить, что к своим проектным разработкам «Вектор» привлекает по мере необходимости различные научно-технические и даже архитектурные фирмы. Потому как заботится не только об эффективности своих изделий, но и об их эстетичности. Это добавляет респектабельности и без того уже солидному предприятию. Сейчас в его составе — цеха модульных конструкций, металло- и деревообрабатывающие, покрасочный, пошивочная мастерская, лаборатория, другие подразделения, в которых производятся блок-боксы разного назначения, строительные фермы, балки, колонны, профили, каркасы, много иной продукции. ООО осуществляет укрупненную сборку сложных трубопроводов, узлов, систем, коммуникаций нефтепромыслового и другого назначения, ремонтные работы.
Развитие предприятия идет и по направлениям, связанным с капитальным строительством зданий, сооружений, а также их реконструкцией. И вполне логично растет число желающих воспользоваться услугами «Вектора». Среди них, к примеру, ОАО «Татнефть», «Татнефтепродукт», ООО «Нефтегазстрой», ЗАО «Булгарнефть», другие не менее уважаемые компании, весьма скрупулезно подбирающие деловых партнеров. Теперь и там могут повторить слова, сказанные о Шленкове самым первым его заказчиком Миргазияном Тазиевым: «Этому человеку следует верить. Этот человек не подведет».
А в общей сложности на счету «Вектора» уже более двухсот объектов, построенных и в Бугульминском районе, и далеко за его пределами. Наиболее значимыми из них, кроме АБК и насосных станций, являются свыше десяти АЗС, спортивные комплексы, крытые бассейны в детских оздоровительных лагерях, роллердром в Альметьевске.
Весной от жильцов дома № 33 по улице Джалиля в Бугульме узнал, что капитальным ремонтом их довольно старой четырехэтажки займутся бригады из «Вектора». Люди восприняли это с радостью. Одна из старожилок дома, побывавшая незадолго до этого в поселке Карабаш, уже успела поведать многим соседям, как фирма Шленкова преобразила тамошнюю улицу Мухаметзянова. Была эта улица самой обычной, а стала пешеходной, словно туда часть московского Арбата перенесли. Умельцы из «Вектора» по заказу нефтяников и озеленение осуществили, и брусчатку положили, и четыре зоны обустроили: центральную — с цветниками, мемориалом в честь бывшего генерального директора «Татнефти» Аклима Касимовича Мухаметзянова, детскую — с игровыми площадками, торговую — с магазинами, аптекой и молодежную — с дискотекой. Да еще и фасады домов обновили, балконы застеклили, навели прочую красоту.
В Бугульме ожидания жильцов из дома № 33 по улице Джалиля тоже оправдались — капремонт здесь выполнен на совесть. Еще в одном доме, что на улице Гафиатуллина, ООО «Вектор» по собственной инициативе и на свои деньги заменило сантехнику, произвело некоторые другие, не предусмотренные программой капремонта работы в квартире, хозяйка которой весьма стеснена в средствах.
К слову, на оказание помощи тем, кто в ней нуждается, «Вектор» постоянно выделяет значительные деньги. В прошлом году, к примеру, на благотворительные цели предприятием израсходовано более миллиона рублей. Так что совсем не случайно Шленкова признавали по итогам республиканских конкурсов и «Благотворителем года», и «Меценатом года». Приходилось слышать мнение, что благотворительность — слабость Виктора Валентиновича. А может, как раз наоборот — в этом его сила.
… Планы «Вектора» на будущее не могут не впечатлять. Шленкову и его команде становится тесно в границах республики, они хотят сделать свое предприятие лидером на рынке соответствующих услуг в целом по Российской Федерации. И столь смелый замысел отнюдь не безоснователен, поскольку нынешний потенциал ООО с его достаточно мощными производственными структурами, тщательно сформированным и обновляемым парком спецтехники позволяет брать рубежи не только регионального уровня.
К тому же есть четкое, выраженное в таблицах и схемах понимание того, как нужно добиваться поставленной цели. Суть намеченных задач — прежде всего в модернизации технологических процессов, повышении эффективности производства при максимальном сокращении текущих затрат, совершенствовании менеджмента. Чтобы продукция предприятия (более ста изделий отмечены дипломами престижных выставок в Уфе, Казани, Москве) была по-прежнему конкурентоспособна.
Выпускаемые «Вектором» вагон-домики отличаются от аналогов, производимых другими предприятиями, и большими размерами, и повышенной надежностью, а главное — уровнем комфорта. Монтаж и демонтаж таких домов можно производить без траверсов. К тому же предлагаются они на выбор: как на санях и тракторных шасси, так и без них, что немаловажно. Ведь можно приобрести отдельно только одно шасси и потом перемещать на нем последовательно десять и более вагон-домов, экономя значительные средства. Отдельную благодарность коллективу ООО вахтовики выражают за то, что передвижные жилища оснащены устройствами, позволяющими включать одновременно до семи энергопотребляющих приборов.
«Вектор» все более становится для Шленкова делом семейным. Тут уже работает жена Виктора Валентиновича Любовь Николаевна, вскоре собирается прийти на предприятие и их сын Ярослав, студент Самарской архитектурной академии. А вообще-то, весь коллектив «Вектора» нынче как одна большая производственная семья, сплоченная решением единых задач, преодоленными трудностями. Тон в ней своим отношением к делу задают электросварщик Р. Гараев, мастер С.Егоров, начальник производственного отдела Н. Долгая, исполнительный директор
С. Лисица.
Разговаривал я с совсем еще молодым парнем, который устроился сюда дня за три до нашей встречи. Он еще не запомнил имен всех своих новых товарищей по работе, но уже твердо знал главные трудовые принципы «Вектора»: качество, совершенство, доступность продукции. А это говорит о многом.