“Красный диплом” не всегда юриста красит…

В редакции нашей газеты прошел очередной сеанс “прямой связи” с читателями, в которой на этот раз принял участие министр юстиции Мидхат Курманов.

Автор статьи: Светлана АРСЕНТЬЕВА




В редакции нашей газеты прошел очередной сеанс “прямой связи” с читателями, в которой на этот раз принял участие министр юстиции Мидхат Курманов. Более часа он обстоятельно отвечал на вопросы жителей республики. Вопреки утверждениям, что в пору экономического кризиса люди способны думать только о собственном благосостоянии, большинство вопросов касалось проблем общественных.

Еще до начала “прямой связи” в редакции раздался первый звонок. В трубке – взволнованный женский голос:

– Здравствуйте, Мидхат Мазгутович. Звоню вам из Казани. Подскажите, пожалуйста, кто выдает разрешения на открытие игорных заведений в республике?

– Министерство юстиции республики. Но выдаются они только тем игорным заведениям, которые находятся на территории Нижнекамского района, конкретно – в Камских Полянах. В других районах такая коммерческая деятельность запрещена.

– Я не об этом. Поясните, пожалуйста, такую ситуацию. Довольно долго в Казани и других городах Татарстана не слишком порядочные предприниматели с помощью всевозможных “одноруких бандитов”, “ромашек” и “столбиков” – игральных автоматов – активно обирали доверчивых граждан. Стояли такие автоматы практически повсюду. У нас, на рынке на улице Даурской, выстраивались очереди из желающих проиграть “бандиту-автомату” последние гроши, и собирались здесь в основном пенсионеры да подростки. Вроде бы восторжествовал здравый смысл – запретили игровой бизнес в республике. Только радовались мы недолго, ведь некоторое время спустя на месте “одноруких бандитов” появились автоматы “лотерейные”. Название другое, вместо денежного выигрыша автомат выдает лотерейный билет. Но разница-то какая, суть ведь сохранилась! Получается, “разбавили процесс” промежуточной стадией в виде выдачи лотерейки, и автомат перестал быть игровым?

– К великому сожалению, федеральный законодатель, принимая закон о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр, не учел всех нюансов. Много тут упущений, согласен. Этими недостатками и не преминули воспользоваться предприниматели – люди сообразительные, но не всегда отягощенные моральными принципами. Недавно Государственный Совет Татарстана и Государственное Собрание Башкортостана вышли с законодательной инициативой в Государственную Думу с проектом федерального закона, направленным на устранение этих пробелов. Могу вас порадовать – с 1 июля будущего года эксплуатация всех видов игровых автоматов в России будет запрещена, за исключением четырех зон страны, в которых останутся игорные заведения.

– Выходит, еще полгода посредством этих автоматов предприниматели будут обирать доверчивых граждан?

– Ваш сигнал мы возьмем на контроль, думаю, в ближайшее время проведем совместный рейд с МВД и налоговой инспекцией. Поверьте, рычагов для прекращения такой деятельности хватает как в федеральном законе, так и в соответствующем законе Татарстана.

Обнадеженная читательница прощается, и ее место собеседника министра занимает Светлана Владимирова из Казани:

– Родственники из села жалуются, что в их поселении нет государственных нотариальных контор. Даже в райцентре только частные, а в селе и подавно нет возможности заверить у нотариуса, к примеру, доверенность на получение пенсии в Сбербанке. Но ехать в район неудобно, да и накладно. Как решить этот вопрос на уровне местного поселения?

– Государственных нотариусов в республике действительно не осталось, – соглашается Курманов. – Их деятельность у нас прекращена с 1 января 2008 года. В то же время с 15 января нынешнего года, в соответствии с Федеральным законом “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий”, руководители исполнительных комитетов и специально уполномоченные должностные лица сельских, городских поселений в случае отсутствия в поселении нотариуса наделены правом совершения отдельных нотариальных действий: они могут удостоверять завещания и доверенности, принимать меры по охране наследственного имущества и в случае необходимости – по управлению им, свидетельствовать верность копий документов и выписок из них, а также подлинность подписи на документах.

В остальных случаях придется ехать к частному нотариусу.

 – Но ведь соблюдение законности – прерогатива и обязанность государства, и такие серьезные правовые манипуляции переданы в частные руки…

– Увы, содержание государственных нотариальных контор убыточно для госбюджета. Хотя в какой-то мере я с вами согласен – на мой взгляд, нотариус не должен быть частным, так как выполняет действия от имени государства. Частных нотариусов сегодня в республике сто пятьдесят девять.

– Еще вопрос можно?

– Конечно.

– Необходимо ли менять устав местного поселения, если меняется федеральное законодательство?

– Да, согласно Федеральному закону “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции страны, законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, другим нормативным правовым актам субъектов Федерации. Насколько это целесообразно? С законом не спорят, хотя, думаю, если в федеральном законе об общих принципах организации местного самоуправления перечислены все вопросы, которые решают органы местного самоуправления, в уставе их можно бы и не записывать. А то ведь до курьезов доходит. К примеру, где-то в дальнем уголке Татарстана дисциплинированно внесли изменения в устав, проведя все официальные процедуры, поехали в Казань, чтобы зарегистрировать в органах юстиции новый документ. Пока собирались и добирались, в Москве уже новые изменения или дополнения приняли. Возвращайся и начинай все с начала. Думаете, утрирую? Вовсе нет. С 2003 года изменения в федеральный закон о местном самоуправлении вносили тридцать восемь раз. А не менять устав чревато – если не привести его в соответствие с федеральным законодательством, то депутаты могут быть привлечены к ответственности вплоть до роспуска…

Вера Николаева из Нижнекамска интересуется, допустима ли ситуация, когда на должность руководителя исполнительного комитета по контракту конкурсная комиссия представляет одного кандидата?

– Нет, конечно. Какой же это конкурс, если кандидату и соревноваться не с кем? На самом деле конкурс на занятие должности во вновь образованных муниципалитетах – довольно сложная процедура. Так, сначала создается конкурсная комиссия из шести человек: трое от представительного органа муниципального образования, трое утверждаются Государственным Советом по предложению Президента. В течение двадцати дней после объявления конкурса принимают заявления от кандидатов. Конкурсная комиссия предлагает не менее двух кандидатов, а представительный орган муниципального образования выбирает одного, с которым глава муниципального образования заключает контракт на осуществление полномочий. Как правило, кандидатур бывает пять-шесть. Интересно, что в Казани на эту должность нынче претендовало немало… безработных.

– С меня хотят взыскать долг по квартплате аж с восьмидесятого года, – жалуется Альфия Гарифуллина из Альметьевска. – Помните, тогда были отменены льготы по оплате жилья для сотрудников МВД? Так вот, у нас счета еще какое-то время прежние приходили, ну, с учетом всеобщих удорожаний, но наполовину меньше, чем у соседей. А недавно мне в ЖЭУ заявили: мы ошиблись, так что верните долг. Но я же по счетам платила, которые мне из ЖЭУ присылали, да и нет у меня сегодня таких денег, чтобы вернуть. А мне пригрозили, что через суд взыщут…

– Не волнуйтесь, за ошибки ЖЭУ вам платить не придется. При помощи судебного разбирательства еще можно попытаться взыскать долг за последние три года, но не более.

– Да я же последние годы в полном объеме платила, как положено.

– Ну и прекрасно. Раз жилищники сами посчитали неправильно, так пенять им не на кого. А то как в анекдоте получится, когда гражданин пытался через суд за своих предков с потомков Чингисхана долг получить…

– Михаил Глушков беспокоит из Константиновки. Я живу в многоквартирном доме, для решения вопроса по благоустройству территории мы создали территориальное общественное самоуправление. Может ли финансироваться из средств местного бюджета деятельность по организации ТОС?

– В законе это четко оговорено: условия и порядок выделения необходимых средств должны определяться уставом муниципального образования, и на финансирование деятельности ТОС предусматриваются деньги отдельной сметой в бюджете того муниципального образования, на территории которого оно создано. Соответственно, эти деньги должны быть предусмотрены как на осуществление полномочий, так и на их действия согласно уставу, решению представительного органа, который эту организацию утверждал.

– Понятно, спасибо. Пользуясь моментом, еще спросить хочу. Для выезда за границу попросили предоставить справку об отсутствии судимости. Сказали, что ее в Минюсте берут. Где конкретно?

– Не в Минюсте, а в МВД. Там есть информационный центр, в течение минуты вам все скажут. Можно обратиться в ваш райотдел.

Воспользовавшись коротким перерывом между звонками, задаем министру свой вопрос:

– Как решена проблема разделения полномочий между вами и Главным управлением Министерства юстиции РФ по РТ?

– Да какая проблема? – удивляется Мидхат Мазгутович. – Мы в своей деятельности не пересекаемся. Работаем совместно – да, но у каждого “свой огород”. Минюст Татарстана осуществляет координацию законотворческой деятельности Правительства республики, органов исполнительной власти, готовит проекты постановлений Правительства, ведет банк нормативно-правовых актов Татарстана, регистрирует нормативные акты исполнительных органов госвласти республики, ведет регистр муниципальных правовых актов. У нас есть департамент, который осуществляет правовое взаимодействие с органами местного самоуправления, мы обеспечиваем деятельность мировых судей. Даем разрешение на использование наименования “Республика Татарстан” в названиях различных организаций.

А вот Главное управление Минюста РФ по РТ ведет регистр нормативных актов субъекта – то есть получает от нашего Минюста законы, указы Президента республики, постановления Правительства, регистрирует общественные объединения, уставы муниципальных образований, осуществляет контроль за деятельностью нотариата, адвокатуры и ЗАГСов.

Нашу беседу прерывает Гузель Галеева из Казани.

– Мой вопрос связан с престарелой тетушкой, которая живет в Ютазинском районе, – говорит она. – Дело в том, что она недавно написала завещание. В сельском совете ей его заверили, но печать не гербовая – изображения герба Татарстана на ней нет. Такое завещание будет считаться действительным?

– Будет. Вопрос о том, должна ли быть на завещании печать с гербом или достаточно штампа местного самоуправления, обсуждался горячо и долго. В конце концов было решено оставить поселениям их обычные печати. Так что все правильно, не волнуйтесь.

Министр едва успевает попрощаться с Галеевой, как телефон вновь звонит.

– Меня зовут Ирина, я из Набережных Челнов, – представляется собеседница. – Меня попросили узнать, где можно поставить апостиль для вывоза официальных документов за границу?

– По адресу Шаляпина, 51, в Главном управлении Министерства юстиции РФ по РТ. Так что придется вам приехать из Челнов в Казань.

Следующее обращение – от профессионала к профессионалу.

– С наступающим праздником вас, с Днем юриста!

В спикерфоне слышится молодой мужской голос:

– Я журналист одного из республиканских изданий, называть себя пока не буду. У меня вопрос такой. Был недавно на судебном заседании по делу о нанесении тяжкого вреда здоровью, районный суд тоже во всеуслышание называть бы не хотелось. Судья вел себя крайне некорректно, создалось впечатление, что ему только одного хотелось – отделаться побыстрее. Когда суть дела излагали представители потерпевшей стороны, конкретно – мать потерпевшего, то невежливо прерывал ее, как-то почти с издевкой спрашивал. И это не только мое мнение – такую же оценку действиям судьи дали многие присутствовавшие. Я хотел бы помочь этим людям. Куда можно обратиться с жалобой или ходатайством по поводу поведения судьи? Суд-то у нас независимый…

– Правильно вы подчеркнули – суд у нас независимый и подчиняется только закону и собственной совести. У вас есть несколько алгоритмов действия. Если вы не согласны с решением суда, то его нужно оспаривать в вышестоящем суде. С жалобой на действия мирового и федерального судей нужно обращаться в Квалификационную коллегию судей Татарстана (ул.Кремлевская,12/20, г.Казань, 420110).

К сожалению, случаи, подобные вашему, встречаются. Полномочия почти десятка судей в последнее время были приостановлены досрочно в связи с тем, что на них шли жалобы от граждан.

Ольга Никифорова из Бугульмы интересуется, может ли муниципальный служащий осуществлять полномочия депутата представительного органа муниципального образования на постоянной основе?

– В соответствии с Федеральным законом “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации” депутат представительного органа муниципального образования не вправе замещать муниципальную должность муниципальной службы, – поясняет министр. – Данное ограничение действует независимо от того, на постоянной или непостоянной основе депутат представительного органа муниципального образования осуществляет свои полномочия. В качестве комментария могу сказать, что список ограничений весьма велик, однако разделение исполнительной и представительной власти должно быть четким и безоговорочным. Исключением из правил является разве что случай, когда глава поселения, избранный населением, может быть выбран и главой администрации, то есть руководителем исполкома. Глава муниципального района сегодня, образно говоря, сидит на шести стульях. Во-первых, он депутат, к примеру, городского Совета, во-вторых, – глава города или райцентра, так депутаты решили. Как глава города он является также председателем горсовета. Как глава поселения становится депутатом райсовета. Депутаты райсовета избирают его главой района. Как глава района, избранный из состава депутатов, он возглавляет райсовет.

– И сколько же зарплат он получает? – интересуется читательница.

– Одну, как глава района.

И напоследок разговора с министром – наш, уже журналистский, вопрос:

– Сегодня юристов готовят практически во всех вузах страны. Куда такой переизбыток? Им же работы не хватит…

– Ну, насчет безработицы для юристов я бы не беспокоился, – утверждает Мидхат Мазгутович. – “Перепроизводства” по этой части не будет. Если мы в правовом обеспечении выберем “американский путь”, когда у каждой семьи должен быть свой адвокат, то нынешнее количество юристов, даже с учетом пяти выпусков вперед – капля в море.

Жаль только, подготовка будущих юристов хромает на обе ноги в большинстве вузов, и даже диплом с отличием порой не дает гарантии качества. К слову сказать, сегодня более половины выпускников получают “красный диплом”. Значение его как-то принижено…

Вот вам почти анекдот – как я принимал экзамены в одном из институтов. Раздал по листочку бумаги и попросил экзаменующихся ответить на три вопроса. Как называется предмет, который вы сдаете? Фамилия, имя и отчество преподавателя? Автор и цвет книги, по которой вы готовились к экзамену? Первый студенты коллегиально решили, на второй многие ответили с ошибками, а уж на третьем срезались практически все. А вы говорите – “перенасыщенность рынка”… Если вести речь о грамотном юристе, то его по-прежнему днем с фонарем искать приходится.

И потом – нельзя запретить человеку получать юридическое образование, да к тому же зачастую за собственные деньги. Даже если не получится из него выдающегося юриста, то для себя он все равно какие-то правовые знания получит. На фоне вопиющей правовой безграмотности населения это сегодня несомненный плюс. К тому же грамотным юристом нельзя стать в одночасье – сегодня законодательство настолько часто подвергается изменениям и поправкам, что только от того багажа знаний, который вам дадут в вузе, зависит немногое. Необходимо постоянное самообразование, нужно все время быть “в теме”. А для этого студенту важно дать не определенный объем статичных знаний, а научить его работать системно. Я сам в процессе поиска ответа на какой-то вопрос переворошу кипу документов, пересмотрю практику, подобные случаи переберу и только тогда сделаю для себя вывод. Благо сейчас недостатка в информации нет – хоть в печатных изданиях, хоть в Интернете.

 

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще