Моей родной казанской школе № 15 в эти дни исполняется полвека. Есть повод лишний раз сказать «спасибо» и школе, и учителям. Тем более, есть за что. Я часто вспоминаю об этом, когда приходится бывать на многочисленных конкурсах на звание лучшей школы города, республики, страны…
Сегодня в числе лучших часто оказываются учреждения, в народе именуемые «престижными». Как-то родитель одной из таких «крутых», получивших миллион рублей в рамках нацпроекта школ, рассказывал, что у них учителя на уроках открытым текстом говорят детям: «Ну, это я вам объяснять не буду, это вы с репетитором пройдете». Дети послушно кивают, а родители несут новые и новые финансовые потери на образовательном фронте.
Иногда у меня даже возникает крамольная мысль:, а что если прежде, чем определить лучшую школу, провести анонимное анкетирование среди родителей нынешних учеников — занимаются ли их дети с репетиторами? И вывести для каждой школы коэффициент — сколько репетиторов приходится там на душу каждого ребенка. А потом сопоставить эту цифру с результатами, показанными детьми на ЕГЭ и прочих испытаниях. У какого учебного заведения результаты будут выше при меньшем репетиторском коэффициенте, то и признать лучшим…
Утопия, конечно, никто этим заниматься не будет. Остается только вспоминать, как
В те времена не было нацпроектов и конкурсов с богатыми призами. Поэтому нам просто добросовестно давали прочные знания. За бесплатно. То есть абсолютно. То есть без никаких взносов в фонд школы.
Сегодняшнему молодому поколению, наверное, и поверить-то в такое трудно. Но главное не это. После окончания нашей, не специализирующейся ни на каких предметах, то есть самой что ни на есть обычной средней школы, мы, в принципе, могли пойти хоть на филфак, хоть на физфак, хоть в КАИ, хоть в ветеринарный. Базовую школьную программу к концу десятого класса большинство из нас знало достаточно твердо. При этом репетиторов в нашем классе, из которого процентов восемьдесят поступили в вузы, не было ни у кого. Вы сегодня себе такое можете представить?
Только поймите меня правильно — вовсе не хочу сказать, что в наше время все учителя были хорошими, а сегодня они плохие. Это совсем не так. Но все-таки… Как они этого добивались, наши старые учителя? И неужели этот секрет навсегда утерян?
v