Нынешней осенью в Пензе состоялась первая Всероссийская ассамблея замещающих семей – тех, где воспитываются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Татарстан представляла семья Панкратовых из Алексеевского района республики, о которой наша газета писала уже не раз. Нелегкие судьбы ребятишек, наконец-то обретших настоящую семью, вызвали горячее сочувствие среди читателей “РТ”.
Нынче в Татарстане приемные и попечительские семьи уже не редкость, но Панкратовы одни из первых решились на столь серьезный шаг – взять на себя ответственность за жизнь чужих детей. Соответственно, и честь республики на столь ответственном конкурсе выпало защищать именно им.
Ассамблея преследовала несколько целей – и выявить лучшие из таких семей, и помочь им в обмене опытом ведения хозяйства и воспитания детей, но главное – повысить авторитет таких семей в обществе, укрепить традиции совместного творчества детей и родителей. Рассказать о том, как все это происходило, мы попросили главу семейства Панкратовых Людмилу Геннадьевну.
– В Пензу приехали семнадцать семей-участников со всех уголков России – от Астрахани и Новосибирска до Северной Осетии, – говорит она. – Сразу скажу, что никаких призовых вторых и третьих мест не предусматривалось, выбирали только победителя. И единодушно первое место было присвоено семье из Северной Осетии. И правильно, я считаю. Ведь все мы, остальные, принимая в семью обездоленных детей, рассчитываем свои возможности, выбираем момент, когда это можно сделать. А тут сложилась ситуация, когда женщина в один день собрала всех детей своих родственников, соседей, друзей, погибших во время известных событий в Цхинвале. Когда она представляла своих ребят со сцены, то несколько раз вынуждена была останавливаться, не справляясь со слезами. Плакали и все в зале… Моя Дашенька в тот момент вцепилась мне в руку: “Мама, нельзя же мам убивать!”
А меня поразили глаза семилетней осетинской девчушки. Принято считать, что дети быстро забывают горе – мол, так детская психика устроена. Но такой страх и недетская горечь в этих глазенках плескались, что дай бог сил героической женщине отогреть и эту малышку, и остальных детей.
В общем, и грустных, и веселых моментов в эти дни было предостаточно. Дети мгновенно передружились, и вечерами в холле санатория, где нас разместили, стоял невообразимый гвалт, лишь ближе к десяти вечера мамам удалось развести детей по комнатам. Теперь звонят друг другу целыми вечерами, обмениваются новостями. Представляю, какой счет мне принесут за междугородные телефонные разговоры…
К участию в ассамблее мы готовились загодя. Так, от каждой семьи требовалось представление – “визитная карточка”. Мы позиционировали себя как многонациональную семью, соответственно и костюмы подобрали. Украинка Ксюша, чуваши Валя и Саша, узбечка Даша, Данилка – русский. А вот с татарочкой не получилось – Лиля наша, хоть и поехала с нами, и костюм сшила, на конкурс не попала. Дело в том, что к участию допускались дети в возрасте от 5 до 13 лет. Лилю, выпускницу медучилища, посчитали слишком взрослой. Не участвовал в конкурсах и Роман, родной брат Лили, – он сейчас служит в армии, десантник. Ну а коренные Панкратовы – Кристина и Максим действительно совсем взрослые, у них свои семьи.
Не хвастаясь, скажу – и два музыкальных номера в исполнении девчонок (театрализованная песенка про мамонтенка, который искал маму, и танец с куклой), и стихи, продекламированные Сашей, зал просто на ура принял. А меня такая гордость переполняла… Ну, родители меня поймут, какое счастье и удовлетворение ощущаешь, когда твои дети хороши. Не зря мы столько репетировали, не зря с нами возились заведующая клубом Анна Васильевна Терехина и Елена Анатольевна Секалина, наш попечитель от соцотдела Алексеевского района. Единодушно лучшей была признана стенгазета о нашей истории, которую мы делали всей семьей вместе с учительницей билярской школы Валерией Владимировной Беляевой. Очень неплохо получился фильм, который нам делали в Алексеевском.
Запомнилось несколько конкурсов, в их числе – “Творческая мастерская”, где дети должны были продемонстрировать, что они умеют делать своими руками. Конечно, девчонки у меня и спицы вязальные в руках держать умеют, и иголкой орудовать – тоже. Но не настолько здорово, как некоторые на конкурсе. Но самое трогательное, что досугом детей занимаются в основном папы, это так важно в воспитании. У моих такого нет, наш папа слишком рано ушел из жизни. Мы даже отказались в спортивном конкурсе участвовать. Конкурс назывался “Папа, мама, я – спортивная семья”. Но многими папами я просто залюбовалась. Что уж греха таить, нечасто таких встретишь. Хорошо еще, что моим мальчишкам есть с кого пример брать – главные авторитеты и “папы” для них сегодня экс-глава района Алексей Иванович Демидов – дядя Леша, которого они очень уважают, и глава нынешний – Владимир Константинович Козонков.
Кстати, сегодня весь коллектив Счетной палаты, которую возглавляет Алексей Иванович, – почти родственники для семьи Панкратовых. Ни один праздник не пропускают, обязательно пригласят подопечных в Казань – в кафе, на самолетиках кататься, подарки опять же…
– Мы с участием в конкурсе вообще много хлопот администрации доставили, – продолжает Панкратова. – И готовили нас, и костюмы помогали шить, и микроавтобус выделили, чтобы наша семья в полном составе от крыльца дома до Пензы добралась без проблем и вокзальных страданий, и даже с водителем нам повезло – Сергей нянчился с моими ребятами, как со своими. Но и мы, думаю, не посрамили чести республики, вернулись мои дети, полные впечатлений, призы привезли за победы в конкурсах.
А я всю дорогу обратную все думала, что ж меня насторожило-то на этом празднике, ведь вроде столько хороших людей в одном месте собралось, только радуйся. И поняла.
Пугает, что приемные дети входят в моду. Но ведь это не собачка или котенок – взял, поиграл и выгнал на улицу. Со щенком так нельзя, а с ребенком? Когда-то я утверждала, что будущее именно за приемными семьями, а сегодня уж и не знаю, что сказать. Вот подумайте. Самая многодетная семья приехала в Пензу из Новосибирска – тридцать шесть детей. Про такие семьи я разве что в Книге рекордов Гиннесса читала, целый детский дом. Можно стать настоящей мамой, а не “классным руководителем” такой ораве ребятишек, уделить каждому внимание, обласкать и поддержать, даже если не работаешь? Тут обстирать да накормить бы всех…
И еще вопрос – а в 18 лет воспитаннику такой семьи, выходит, придется жить самостоятельно? И чем тогда семья приемная от детдома отличается, если он сразу после школы практически один останется, без родительского внимания? А ведь на самом деле самые-то серьезные проблемы и начинаются где-то лет с пятнадцати. Пока вырастишь его до взрослого-то человека, сколько ночей не поспишь. Не зря ведь говорят: маленькие детки спать не дают, с большими сам не уснешь. А вот устроить старших, дать им образование, путевку в жизнь, да контролировать постоянно, из поля зрения не упускать, это посложнее будет. Стоит ли соревнования устраивать, кто больше детей наберет? Вопрос-то уж больно серьезный…