Сувениры-безделушки вместо чудо-аппарата от всех недугов накупили жители нескольких бавлинских сел, клюнувшие на уговоры коммивояжеров-проходимцев. Заезжие «гастролеры» устроили торговый чес по району, собрав со стариков по три тысячи рублей за каждую покупку.
Схема манипуляций двух молодых людей, разъезжавших на иномарке, была безупречной. Появляясь в очередном населенном пункте, они, пишет местная «Слава труду», представлялись сотрудниками республиканской организации по социальной защите пенсионеров и утверждали, что привезли рецепт спасения от всех болезней. Гости собирали стариков на дому у какой-нибудь бабушки, родственники которой в это время находились на работе, записывали фамилию и год рождения каждого пенсионера и приступали к «разъяснительной работе». Они рассказывали о коварных ловушках, изобретенных для обмана потребителей, а также о способах уберечься от них, приводили при этом убедительные примеры. Затем молодые люди демонстрировали различные упаковки с лекарствами, поясняя, как отличить подделку от бренда. Один из «лекторов» с апломбом пояснял, что приехал в Бавлы из Казани с ревизией местных аптек. По его словам, за прошедший месяц он выявил с десяток недобросовестных продавцов, которых якобы «уже уволил с работы».
После столь подкупающего рассказа беседа плавно переходила к «гвоздю программы» — уникальному лечебному аппарату, который стоит-де более десяти тысяч рублей, но для собравшихся он обойдется всего-то в 2990 целковых. При этом у организации по защите пенсионеров нет возможности обеспечить волшебным исцелителем всех, в наличии имеется лишь пять аппаратов и достанутся они старейшинам — тем, кто родился до 1932 года.
Аргумент, что называется, бил не в бровь, а в глаз. Старушки, потрясенные проникновенной заботой казанских «меценатов», расходились по домам за деньгами. Кто-то распечатывал заначку, отложенную на собственное погребение,
В итоге, к примеру, в Шамаеве и Миннигулове осталось по пять никчемных аппаратов, в инструкции к которым написано… «вибромассажер женский“. Их целебные свойства оказались, увы, сильно преувеличенными. Подобные штучки, кстати, можно видеть по телевизору, где на одном из каналов их рекламируют аж за 1800 рублей!
Отношение к старикам подчас столь же ужасает, как и равнодушие к собственным детям. Медработники детского отделения Пестречинской районной больницы привыкли к находящимся на их попечении малышам, брошенным мамашами-“кукушками». Игоря Боганова, сообщает газета «Вперед», проводили на днях в Набережночелнинский детдом. Этот мальчик прожил в больнице до девяти месяцев, привязавшись к одной из медсестер и уже принимая ее за свою мать. Повезло четырехмесячной Кате Хрустовой — она дождалась светлой минуты, когда одумавшийся отец забрал ее к себе. На руках персонала осталась годовалая Лизочка, для которой нашлись приемные родители. Однако отдать ее в семью пока невозможно — на ребенка нет документов, поскольку ее непутевая мать ударилась в бега.
Бросили своих малюток горе-мамаши в родильном отделении Республиканской клинической больницы. Из Казани малышей все чаще направляют по месту «прописки». И если еще недавно история каждого брошенного ребенка воспринималась как ЧП, то сегодня подселение «подкидышей» поставлено на поток…
Одинокими и никому не нужными ощутили себя жители Кукмора из дома № 1 по улице Ворошилова. Они пожаловались «Трудовой славе», что в их одноэтажке стало невозможно существовать. Причина — расположенная напротив жилища автобусная остановка «РОВД». Казалось бы, вывеска солидная, а вот защиты — ноль. «Вечером для нас начинается настоящий кошмар — возвращающиеся с работы люди в ожидании автобуса шумят, нецензурно выражаются, бросают мусор где попало, а на все замечания отвечают угрозами», — жалуются обитатели дома.
Вряд ли праздником можно назвать и жизнь в городе, да еще в центре, замечает «Зеленодольская правда». Это постоянный шум, загазованность и мусор. Жильцов многоэтажки № 35 по улице Карла Маркса угораздило соседствовать с местным центральным рынком, что оборачивается для их житья-бытья набегами алкоголиков, наркоманов и бомжей. В подъездах дома они пьют, колются, выясняют между собой отношения. Двое таких типов
Несчастные жильцы поставили общую железную дверь с кодовым замком, но вскоре ее взломали. Милиция от решения проблемы устранилась, расписавшись в собственном бессилии. Местный участковый инспектор посоветовал выход — установить домофон, однако в действенность этой меры уже никто не верит. В результате жильцы смирились со всем, отгородив боксы на лестничных площадках железными дверями.
В беспросветную мглу рискуют погрузиться жилые подъезды Набережных Челнов. Дело в том, что многие горожане получают огромные счета на оплату электричества по графе «Освещение мест общего пользования». Поскольку эти суммы вдвое-втрое превышают затраты на электричество в самих квартирах, многие, как информируют «Вечерние Челны», предпочитают экономить, выворачивая лампочки на лестничных площадках.
«Коммунальщики объясняют, что виноваты в сложившейся ситуации соседи, имеющие большое количество бытовой техники, теплые полы и не установившие счетчиков, — пишет в газету Ирина Серяпина. — Только вот чего не могу взять в толк: почему я, член городского совета ветеранов, должна платить за богатых соседей?» Вторит ей соседка Валентина Ильина: «В Подмосковье, куда я недавно ездила к дочке, никто и слыхом не слыхивал о пресловутом МОП. Я воочию видела счета-фактуры москвичей и убедилась, что за электроэнергию мы платим больше, чем в первопрестольной. Только вот зарплаты у нас, увы, гораздо меньше».
Прокуратура города обратилась в суд с иском к местному расчетному центру в связи с нарушением законодательства, согласно которому расход электроэнергии на освещение МОП не может превышать 7 кВт/ч в месяц на человека, а значит, и платить граждане должны соразмерно установленному нормативу. Городской суд, а затем и Верховный суд республики признал данное требование правомерным, но при этом посчитал, что прокуратура не вправе требовать общего перерасчета сразу всем жителям города. Поэтому, если челнинцы считают, что с них берут слишком много денег, они должны подавать иск в суд на коммунальщиков в индивидуальном порядке. Короче, переплату без нервотрепки не вернут.
А вот в заинском селе Новое Маврино свет клином сошелся на воде. Дело в том, что от ее подачи еще в сентябре был отрезан весь населенный пункт. Причина — долги населения. Взять питьевую воду поблизости негде — уличные водокачки давно демонтированы. Люди вынуждены использовать дождевую воду или ходить на окраину, где единственный в округе колодец. «Посмотрели бы вы, — иронизируют подписчики „Нового Зая“, — как участница Великой Отечественной войны Мария Макарова, которой 84 года, ходит с двумя ведрами на коромысле по бездорожью за полтора километра от дома!»
По словам сельчан, еще несколько лет назад текла в Новом Маврине речка с кристально чистой водой. Да вот только нефтяникам вздумалось изменить ее русло, и теперь на месте старицы образовалось грязное болото. Весной и осенью вода из него попадает в погреба, а кое-где — на огороды. Челом мавринцы били властям о спасении их от постоянных подтоплений возведением защитной дамбы, да все без толку. Вот и страдают люди от жажды, будучи по горло в воде. Оттого ожесточаются и не платят по счетам…
Дефицит питьевой воды, утверждает местная пресса, — проблема острая практически повсеместно. Однако, по наблюдению верхнеуслонской «Волжской нови», сельчане обостряют ее зачастую собственноручно. За примерами далеко ходить не надо. В деревне Карамышихе вода была всегда. Но когда здесь выбрали муниципальную власть, выяснилось, что содержанием коммунального хозяйства, в том числе водокачки, придется заниматься самим, не полагаясь на райцентр или Казань. Для этого решили создать специальный денежный фонд, который пополняется путем самообложения и уплаты местных налогов.
Однако, как выясняется, регулярно тратиться на общие нужды желающие если и находятся, то их меньшинство. Зато страдать от вороха нерешаемых проблем приходится всем вместе. Вывод очевиден: не готовы люди к цивилизованному самоуправлению, ждут милости «доброго барина»…
Впрочем, претензии тут не только к народу, но и к «народным слугам». Байка от спасской «Новой жизни» называется «Погасишь долги — получишь справку». Именно так до недавнего времени отвечали в исполкоме Болгара, когда граждане обращались туда за справкой с места жительства. Для этого от просителя требовали немедленно погасить долги за жилищно-коммунальные услуги. Однако для получения заветной бумажки этого было мало. Ее выдавали при наличии второго ценного документа — квитанции об уплате земельного и имущественного налогов.
Одна из вольнодумных гражданок обратилась по поводу незаконности подобных действий в прокуратуру, назвав происходящее нарушением прав человека. Женщина пояснила стражам законности, что долги по квартплате имеет, поскольку нигде не работает. А справка понадобилась для того, чтобы встать на учет в центре занятости в качестве безработной. По ее словам, в случае назначения пособия она смогла бы расплатиться с частью долгов.
Проверив приведенные факты, прокурор района потребовал не чинить гражданам неудобств и выдавать необходимые справки по первому требованию.