Моя подруга влюбилась. В сорок три года с дрожью в голосе говорит: «Он совсем не такой, как все!»
Действительно, ее избранник не совсем похож на остальных. Во-первых, он трудовой мигрант из Узбекистана. Во-вторых — ласковый, не пьет и не курит… Алишер — 27-летний мардикор (так в Средней Азии называют разнорабочих). Вот, пожалуй, и все его «резюме».
Судить о том, кто лучше, кто хуже, подруга имеет возможность. Один раз была в гражданском браке, второй раз — в зарегистрированном. Гражданский муж проживал в ее квартире, был слегка альфонсом, слегка — домработником. Законный супруг постоянную работу имел, но зарплату все больше «заначивал», слегка побивал, слегка попивал, но, тем не менее, одарил подругу ребенком.
Новый роман с трудовым мигрантом оказался молниеносным. Скромный парень-узбек пришел установить в квартире двери, а через неделю зашел «переждать, пока придут хозяева соседской квартиры». Мирно и много пил чай, рассказывал о планах: «Родители хотят меня женить, а я не хочу. Вот осенью вызывают на родину, на мою свадьбу… Можно я к вам буду приходить? Здесь так хорошо… » (Как правило, нелегалы живут в антисанитарных условиях прямо на стройках, в бытовых помещениях, подвалах, обустроенных под жилье для целых рабочих бригад).
Не думая тогда еще ни о чем любовном, по-матерински его пожалев, подруга равнодушно сказала:
— Приходи, чаю жалко, что ли…
Скромен, ласков и плов готовит
Алишер был скромен, звонил по три раза на дню, говорил комплименты, которые быстро переросли в признания в любви. Если прошлые супруги были неразговорчивы, скупы на ласки, то этот кандидат — просто песня: стоя у плиты, готовя восточные блюда — лагманы и пловы, — успевал и нежное слово сказать, и замуж позвать, и попросить родить для него ребенка. Играл с сыном подруги, водил его на прогулки (как правило, мигранты опасаются гулять одни по городу, с ребенком — спокойнее) , чем окончательно растопил сердце женщины. Да и кого не убедит в серьезности намерений предложение выйти замуж?
Аргументы вроде «да у него на родине жена и куча детей!» оказались гласом вопиющего в пустыне, от которого даже эха не дождешься, не то что разумного отклика. Рикошетом отлетали и более весомые, далекие от романтики доводы о том, что самая первая задача у трудовых мигрантов — найти зрелую одинокую женщину, которая была бы с квартирой, с детьми (не будет желать общих) и с деньгами. Далее — программа-минимум: прочитать никах, что у мусульман равняется законному браку, и переселиться к жене. Программа-максимум — сводить новобрачную в ЗАГС, после чего получить разрешение на временное проживание, а с ним автоматически — российское гражданство.
В Узбекистане за чертой бедности живут около 30 процентов населения, растет и уровень безработицы. Поэтому выезд за пределы страны становится порой единственной возможностью заработать на жизнь — свою и близких, оставшихся на родине. А устроиться хочется как можно более комфортно и надежно. Вот цитата с интернет-форума эмигрантов с планом «захвата» джигитом российских невест:
«Сначала приезжаю к невесте в другой город, у нее должно быть жилье и легальный доход на двоих. Встаю на учет в ФМС, получаю регистрацию. Собираю документы для подачи в ЗАГС. Потом заявление, через месяц свадьба и свидетельство о браке. На следующий день иду подавать заявление на разрешение на временное проживание вне квоты (приложив копию свидетельства о браке) ».
«Отдать жизн ради своей родины»
В общем, атака Алишера по четкой, проверенной схеме сделала свое дело. Подруга привыкла к парню за месяц. Теперь считает, что его любит, причем взаимно.
Нельзя утверждать, что брак мигранта с россиянкой будет обязательно недолговечным, ведь он вовсе не мешает заезжим мужьям. Вполне возможно, что пара проживет долго и счастливо до гробовой доски одного из супругов. Инстинкт сохранения генофонда у людей с Востока очень развит. Могут и детьми обзавестись с местной, несмотря на то, что у каждого такого мужа из стран СНГ, как правило, есть на родине еще супруга (не обязательно зарегистрированная официально) и дети. Легкий способ определить, какая семья ближе такому мигранту, — посмотреть, с кем он будет встречать Новый год. Каждый мусульманин этот праздник обязательно встречает в кругу родственников. Но не все из них имеют даже такую возможность из-за материальных трудностей. Вот крик души с интернет-форума (орфография и пунктуация сохранены):
«Уехал на учебу заграницу и осталься там. Живу, работаю. Но поверьте, от этого мне ни как не хорошо. Вот узе 7 лет я не живу на родине, далек от родных мне людей. Ни только я, а почти все наши пацаны, с которыми вместе учились тоже в миграции. А хотя каждый из нас все отдал бы, чтоб работать и жить на родине. Я нисколько не сомневаюсь, что они готовы отдать жизн ради своей родины, ради ее развития и ради полноценной жизни граждан Таджикистана».
Семья — это святое. Во имя нее, вернее, ради возможности зарабатывать, мигранты заключают как вполне законные, так и фиктивные браки (еще один простейший способ обзавестись гражданством). Но так как фиктивный брак не снимает проблем с жильем, бытом и обходится дороже, чем любовные ухаживания и брак «по любви», к нему прибегают теперь совсем уж неприкаянные.
Число браков с мардикорами снизилось после упрощения процедуры получения российского гражданства для тех, кто имел легальную регистрацию по состоянию на 2002 год. По словам заместителя начальника Управления ЗАГС Казани Фариды Гилемхановой, на 1 октября из 1916 заключенных браков лишь 73 приходится на союзы между гражданами и негражданами России, прежде таких браков было значительно больше. Фарида Валеевна не исключает, что истинная причина браков с выходцами из стран СНГ — стремление иностранцев
Брачные профессионалки
Есть и «профессиональные» местные невесты, которые в свою очередь используют мигрантов. По нескольку раз фиктивно выходят замуж, разводятся и видят в этом неплохой способ заработать деньги. Одна из них поделилась опытом:
— Деньги надо просить вперед, женихи могут и «кинуть». Некоторые начинают удочки закидывать, предлагать «сделат все па-правду, больна ты хорошая, о такой жене вся жизнь мечтал». Сейчас много «романтических», которые «по-настоящему» бегут замуж за узбеков, таджиков. Одна моя знакомая до сих пор эту любовь расхлебывает. Муж больной оказался, как женился, сразу перестал работать, оформил инвалидность! Она с ним развелась, а теперь по суду выплачивает алименты.
Действительно, Семейный кодекс РФ предусматривает выплату алиментов супругу, потерявшему трудоспособность во время брака и даже в течение года после его расторжения. Что уж говорить об имуществе — все совместно нажитое во время брака придется делить.
Такой «никах» — это почти никак
Вспомнилась беседа с женой одного трудового мигранта. Она приехала из Ферганы мужа навестить, а заодно и родить в Казани, в более цивилизованных условиях. Спокойно призналась, что прекрасно знает о второй семье мужа и очень это приветствует:
— У нас работу найти трудно. Муж устроился работать на стройку, в командировке по полгода, ему женщина нужна: обстирать, накормить, — обыденно рассказывает она. — У него здесь местная, казанская жена есть. Мой муж с ней никах прочитал, все законно перед Аллахом. Добрая женщина, чистоплотная, работа у нее хорошая, денежная. Так что муж в хороших руках. Это она меня научила, как в неплохой роддом попасть — начать на улице рожать, никуда не денутся, примут даже без документов. И меня он любит — все заработанные деньги высылает, содержит еще мать и двух сестренок. Один он у нас кормилец. Вот рожу, обратно домой поеду, а он здесь останется.
Узбеки считаются лучшими рабочими — непривередливые, трудолюбивые, да и вкалывать готовы за меньшие деньги, не имеют вредных привычек — не пьют, не курят, ведут себя крайне послушно. Чем и покоряют, похоже, сердца не только работодателей, но и женщин.