— Три главные составляющие безопасности на автотрассах известны давно — это исправный транспорт, хорошие дороги и высокая культура участников движения. Однако добиться их равновесия пока не удалось никому. И Татарстан, увы, не исключение. Более того — ситуация на дорогах республики все напряженнее. Вчера в режиме видеоконференции состоялось заседание Кабинета Министров, на котором рассмотрен ход реализации указа Президента РТ «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения в Республике Татарстан».
Собственно, стратегия обеспечения нормального движения транспорта на дорогах страны в виде спецпрограмм федерального и республиканского уровня уже разработана. В последнее время созданием подобного «руководства к действию» озаботились и в районах. Только девять из районных муниципалитетов пока не обеспечены источниками финансирования на этот счет, в остальных работа ведется.
Однако стратегия — план общий, тогда как исполнять его нужно по частям. И вот как раз здесь кроется сложность. Возьмем, например, воспитание участников дорожного движения — водителей и пешеходов. Как отметил в своем докладе на заседании Кабмина министр внутренних дел Асгат Сафаров, на фоне некоторого снижения числа аварий, погибших и получивших ранения в результате ДТП, довольно низким остается качество подготовки водителей. Причем не только новоиспеченных, но и тех, кто уже давно колесит по дорогам. Проведенное недавно сотрудниками ГИБДД тестирование «бывалых» водителей показало — как минимум треть из них можно смело отправлять на пересдачу ПДД. Тревогу вызывает и профессионализм водителей-гастарбайтеров, к услугам которых сегодня вынуждены обращаться многие автотранспортные предприятия.
А уж загруженность республиканских дорог, особенно столичных, мэр Казани Ильсур Метшин назвал «проблемой № 1». Спорить трудно, ведь уже сегодня нагрузка на казанские дороги превышает нормативную в шесть раз, а скорость движения автомобилей в пробках в часы пик не превышает шести километров в час. Лишь отчасти спасает ситуацию наличие в столице 15 подземных и 8 надземных пешеходных переходов, установка новых светофоров. За пять лет, предшествующих проведению в Казани Универсиады-2013, предстоит построить еще 14 переходов и не менее пятидесяти километров новых дорог. Не полностью использованы и возможности организации движения. Так, программа управления светофорными объектами может распределить транспортные потоки так, что пробки уменьшатся приблизительно на треть. Однако это удовольствие не из дешевых — на внедрение программы потребуется не менее миллиарда рублей.
Премьер-министр Рустам Минниханов, который вел заседание, также уверен, что столица с ее пробками — самый сложный в Татарстане участок работы по обеспечению безопасности дорожного движения. По его мнению, без немедленного начала строительства дорожных развязок здесь сегодня не обойтись. Не менее важной он назвал и проблему припаркованных где попало вдоль дорог автомобилей. Это существенно сужает проезжую часть и затрудняет движение другого транспорта. Но ведь не от хорошей жизни автомобилисты оставляют своих «железных коней» на дороге, просто парковок городу хронически не хватает. По словам Ильсура Метшина, гордума выделила 25 участков под парковочные площадки, но пока не поступило ни одной заявки от инвесторов, желающих включиться в «стояночный» бизнес.
Премьер в свою очередь порекомендовал городским властям изыскать финансовые возможности на это строительство в городском бюджете, ибо, по его мнению, в ближайшие полтора-два года притока инвесторов здесь ожидать не приходится. Пока это следует рассматривать как вложение денег в будущее — через несколько лет, в преддверии Универсиады, от желающих выкупить парковки отбоя не будет.