Весной этого года в России началась «молочная война» между производителями и переработчиками молока. Первые борются за повышение закупочных цен на свою продукцию, а переработчики ратуют за их снижение. В условиях финансового кризиса противостояние, можно предположить, вступит в новую фазу.
До Татарстана докатились лишь отголоски этой войны — благодаря тому, что Минсельхозпрод РТ установил единую цену на молоко (не ниже восьми рублей за килограмм независимо от объемов поставок). Эту грань не посмел пересечь ни один татарстанский производитель: средняя закупочная цена на молоко в республике составляет от 8 рублей 40 копеек до 9 рублей.
Что такое техрегламент
В декабре этого года вступит в силу технический регламент на молоко и молочную продукцию, впервые принятый Государственной Думой в форме федерального закона. Закон этот проходил в Думе очень сложно. Оно и понятно — документом крайне недовольны производители. Это дает основания предположить новые события на «молочном фронте».
Продвинется ли на этот раз он до границ нашей республики? В Минсельхозпроде РТ рассчитывают, что нет. Более того, именно благодаря техрегламенту переработчики станут покупать больше цельного молока у татарстанских животноводов, что, естественно, на руку последним. А выиграют ли потребители? Начальник отдела развития отраслей животноводства Минсельхозпрода РТ Виталий Лабуткин подробно рассказал, что сулит принятие нового техрегламента.
— В документе говорится, что он принят для «защиты жизни и здоровья граждан», «предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей, и обеспечения достоверности информации о наименовании, составе и потребительских свойствах молока и молочной продукции», — сообщил он. — Закон четко определяет, что такое молоко и молочная продукция. В частности, молоко должно быть «без каких-либо добавлений» или «извлечений каких-либо веществ из него». В документе даны понятия основных видов молочной продукции, молочных и молокосодержащих продуктов. Определены требования к безопасности сырого молока и продуктов его переработки, особенно детского питания, а также к технологическим процессам.
Молоко и продукты его переработки в случае, если содержащаяся в сопровождающих их документах и на этикетках информация не соответствует наименованиям и показателям идентификации, установленным настоящим федеральным законом, или является недостоверной, признаются фальсифицированными и подлежат принудительному отзыву, говорится в законе. Кроме того, документ устанавливает требования к маркировке молока и продуктов его переработки.
Главное его новшество в том, что закон разрешает называть «молоком» только цельное молоко. Продукт из молочного порошка после вступления закона в силу должен будет называться «молочным напитком» и никак иначе. У производителей эти изменения законодательства, действительно, не вызывают оптимизма. В Молочном союзе России опасаются, что потребители психологически не готовы покупать «молочный напиток» (на него приходится 13 процентов молочного рынка, в крупных городах эта доля еще больше, а в северных регионах она доходит до 100 процентов). Полностью заменить «напиток» цельным молоком российские сельхозпроизводители не в состоянии, а импортное слишком дорого для массового потребителя (в Москве литровый пакет цельного финского молока фирмы Valio стоит 60 рублей, а российского порошкового — 30-35 рублей). Есть также опасение, что дефицит натурального молока приведет к росту цен на него, что на руку сельхозтоваропроизводителям. В то же время может подняться и оптово-отпускная цена готовой молочной продукции, а для малоимущих слоев населения это факт не очень приятный. Впрочем, уже то, что вскоре все мы будем точно знать, что именно употребляем, несомненно, является достоинством регламента. С вступлением в силу этого закона уйдут в историю различные «диетические» и «легкие» масла, которые производятся из коровьего масла с добавлением растительных жиров. Теперь они будут называться «масляная паста» или «сливочно-растительный спред».
Молока хватит на всех
— Динамика закупочных цен имеет ярко выраженную сезонную тенденцию — рост в осенне-зимний период и значительное снижение в весенне-летний период, когда увеличивается валовое производство молока, — поясняет Виталий Лабуткин. — Однако сегодня на молочном рынке сложилась парадоксальная ситуация: несмотря на традиционное в прежние годы снижение в осенне-зимний сезон предложения молока, отмечается его избыток. В некоторых регионах России, например, в соседней с нами Кировской области, закупочные цены держатся на отметке всего 6 рублей 30 копеек за литр. Переработчики вынуждены сокращать производство и, естественно, покупку сырья, ссылаясь на то, что россияне меньше покупают молоко и молочную продукцию. По данным Росстата, за девять месяцев этого года производство цельномолочной продукции упало в стране на 4,8 процента по сравнению с тем же периодом прошлого года.
У нас в республике спрос на молоко и молочную продукцию тоже снизился, тем не менее есть основания предсказать повышение цен на натуральное молоко, так как сокращение приема переработчиками цельного молока, скорее всего, временное и вызвано введением нового техрегламента. Предприятия срочно используют запасы сухого молока, поэтому в притоке свежего пока не заинтересованы.
Виталий Лабуткин считает, что на нормальное функционирование реального сектора экономики, в том числе на сельхозпроизводителей, все-таки повлиял мировой финансовый кризис. В наиболее сложном положении оказались компании — активные участники нацпроекта «Развитие АПК», инвестировавшие значительные, в том числе привлеченные, средства в создание современных производств. Первоочередная задача государства сегодня, по мнению Виталия Лабуткина, — поддержание ликвидности по всей товаропроводящей цепочке: производитель — переработчик — торговая сеть.
Наши телушки не хуже заморских
По оценке Минсельхоза России, в этом году в хозяйствах всех категорий объем производства молока вырастет на 1,6 процента по сравнению с прошлым годом и составит 32 млн. 700 тысяч тонн. На 200 литров увеличится и надой молока на одну корову.
В нашей республике в этом году ожидаемое валовое производство молока во всех категориях сельхозформирований — 1780 тысяч тонн. При этом оптимальный объем производства молока в республике, по данным Минсельхозпрода, составляет 2100 тысяч тонн. В этом году заготовлено на одного татарстанца 431 килограмм.
Республика в последние годы не только полностью обеспечивает потребности наших граждан, но и реализует свое молоко в переработанном и сыром виде в другие регионы. За три квартала этого года за пределы Татарстана отгружено 107 тысяч тонн сырого молока, в основном для компаний «Самаралакта», «Вимм-Билль-Данн» и «Данон».
Надой от каждой коровы, по данным аналитиков, в Татарстане будет выше, чем в среднем
по России, — 4600 килограммов. Таких результатов удается добиваться во многом за счет производительных коров голштинской породы. Как нам сообщили в Минсельхозпроде РТ, даже кризис не повлиял на планы по закупке импортных коров, вакцин и витаминов — их завозили и будут завозить. В то же время позиция специалистов отдела развития отраслей животноводства Минсельхозпрода по вопросу улучшения стада крупного рогатого скота и целесообразности закупки импортных коров четкая.
— Отечественный генетический потенциал ничем не хуже. Наши селекционеры добились здесь впечатляющих результатов. В республике выведен новый тип скота «Татарский», полученный от самих же голштинов, — говорит Виталий Лабуткин.
Да и молоко, получаемое от голштинок, не только более жидкое, но и по качеству не всегда соответствует нормам. В прошлом году специалисты Управления Россельхознадзора по РТ при исследовании проб молока с одного из животноводческих комплексов обнаружили окситетрациклин, в другом — пенициллин, еще в одном — пенициллин и окситетрациклин. В связи с этим в крупных животноводческих комплексах прошли проверки. Аналогичные проверки проводятся и в этом году. Отделом ветеринарного надзора совместно с Главным управлением ветеринарии Кабинета Министров РТ разработан план-график по отбору проб молока для проведения исследований на остаточные количества ивермектинов. «Отбор проб будет осуществляться от партий молока, поступающих на молокоперерабатывающие предприятия, либо непосредственно на молочно-товарных фермах», — говорится в ведомственной справке.
За ценами нужен глаз да глаз
Два первых звена в товаропроводящей цепочке «производитель — переработчик — торговая сеть» контролируются государством. А кто следит за ценами? То же государство в лице антимонопольной службы. Вопросы ценообразования на потребительском рынке находятся на ее постоянном контроле, она предпринимает свои меры стабилизации ситуации. Территориальные органы ФАС России ежемесячно проводят мониторинг агропродовольственных рынков.
В татарстанском управлении ведомства сообщили, что в первую очередь они обращают внимание на социально значимую группу товаров, к которой относится молоко. Контроль над ценами ведется по всей «цепочке» производства продукта. Особое внимание при этом уделяется изменению цен в процессе товародвижения: отпускная цена — оптовая — розничная. Самым крупным сетям, реализующим товары на республиканском рынке, чтобы не дать возможность монополистам взвинчивать цены на продукты первой необходимости и тем самым дестабилизировать ситуацию, антимонопольщики уделяют особое внимание.