Казань «засветилась» на весь мир благодаря новому фильму о Джеймсе Бонде. Секретный агент на службе Ее величества в финальных сценах картины обнаруживает своего давнего соперника именно в столице Татарстана. И хотя съемки этого эпизода проходили в Англии, все равно отрадно, что теперь не только Москва и Санкт-Петербург мелькают в зарубежных фильмах.
А пока непобедимый агент 007 ищет справедливости у нас, российские режиссеры пытаются найти ее за рубежом. Этакий обмен «любезностями». В минувший четверг на больших экранах стартовал новый фильм Юрия Грымова «Чужие», рассказывающий о группе американских врачей, приехавших с миссией благотворительности в зону вооруженного конфликта на территории одного из арабских государств.
Незадолго до выборов президента США госсекретарь Кондолиза Райс порекомендовала американским кинокомпаниям не выпускать «Чужих» в прокат в своей стране. Однако эту но-вость сам режиссер на «прямой связи» с казанскими журналистами незадолго до премьеры опроверг: «Думаю, все это чушь и раздуто случайно. Скорее всего, в начале года фильм выйдет в США». По словам Юрия Грымова, современный мир не существует без треугольника в виде арабов, американцев и русских. «Но при этом я думаю, что мой фильм не политический, а социальный, — заявил он. — „Чужие“ просто попали в точку, и актуальность фильма сыграла на меня. Это никакой не антиамериканский фильм, а картина про сегодняшний день», — заверил собравшихся режиссер.
Честно говоря, после просмотра фильма все же есть ощущение, что он так или иначе пропитан темой навязывания американской культуры другим странам. Возможно, режиссер хотел показать, что все люди в какой-то степени навязывают свое видение мира другим, и просто сделал это на самом ярком примере под лозунгом главного героя «Американская демократия возвысит отстающие страны». Но получилось то, что получилось.
Негласный вопрос о том, что есть «нормальность» для каждого отдельного народа, в картине чувствуется практически в каждой сцене. Маленький арабский мальчик плачет, когда видит любовную сцену парочки врачей-геев, которые планируют усыновить ребенка. Для него это непонятно, а значит, ненормально. Дальше слезы льет бывшая американская учительница, ныне врач, когда пытается объяснить детям, что есть рис руками нельзя, и не понимает, отчего они все разбегаются и кричат на нее. Для них это нормально.
Некий итог в этом противостоянии подводит эпизод ссоры главных героев — мужа и жены. Позабыв свои слова о том, что Америка несет ответственность за искоренение бескультурья и диких нравов в этой стране, обезумевший от ревности супруг безжалостно убивает ни в чем не повинного человека. Вот и получается, что у каждого народа своя правда и свои ценности, и когда «чужие» их пытаются переделать, реакция оказывается непредсказуемой.
Сам Юрий Грымов объясняет название своей работы еще и тем, что в картине проводится некая параллель со знаменитым одноименным фильмом Ридли Скотта. Правда, на этот раз «чужие» представлены не инопланетными чудовищами, а страхами, ненавистью и самым темным, что вырывается из глубин человеческой души. Режиссеру удалось на редкость реалистично и ярко показать «внутренних монстров», живущих даже в самых добрых людях. Возможно, такая реалистичность и глубокая философская подоплека были достигнуты тем, что картину снимал не просто маститый художник, а бывший рекламщик. А все люди, пришедшие в искусство из рекламы, особенно четко представляют поставленные задачи и смело используют все приемы донесения главной темы до сознания людей. Ведь понимание продукта — один из ключевых моментов работы.
Для сравнения, кстати, можно посмотреть фильм «Домовой» режиссера Карена Оганесяна, который стартовал параллельно с «Чужими». Это как раз яркий пример того, насколько безрезультатной оказалась попытка создателя донести до зрителей основную идею фильма. Режиссер, образно говоря, сначала живо «взгромоздил» на свои плечи сюжет фильма, нашпигованный игрой именитых актеров (Владимир Машков, Константин Хабенский, Чулпан Хаматова) , долго и протяжно его нес, спотыкаясь на самых безобидных эпизодах и фразах, и
Идея о том, что автор многочисленных книг о похождениях неуловимого наемного убийцы сам становится киллером, дабы наскрести вдохновение для новой работы, кажется неадекватной. Считать, что писатели, работающие в детективных жанрах,