Звонит телефон, и сразу же узнаю знакомый голос в трубке:
— Это некий Султанбеков беспокоит…
Ну вот, опять он со своими шуточками, словно мы и не знакомы почти двадцать лет. Правда, Булат Файзрахманович давненько не заходил в редакцию. Может, подумал: дескать, с глаз долой — из сердца вон? Только как же его забудешь…
Вообще-то, звоня в редакцию, он чаще представляется рабкором Султанбековым. Подзабытое ныне слово означает «рабочий корреспондент», в советские времена газеты имели таких добровольных помощников на предприятиях, промыслах, стройках, публиковали их заметки, острые сигналы. Но Султанбеков автор совсем иного масштаба. Профессор, известный историк с широким кругом научных интересов «от гуннов до Шаймиева», он известен читателям нашей газеты своими очерками о видных деятелях республики и страны, исторической публицистикой. Откуда же эта его самоирония? Впрочем, вполне вероятно, что сегодня Султанбеков в понятие «рабкор» вкладывает свой смысл: работающий корреспондент. По-прежнему работающий! Для человека, отмечающего свое 80-летие, важно ощущать себя в творческой «обойме“.
— Чем порадуете в ближайшее время, Булат Файзрахманович?
— Есть заготовки для одного очерка, но времени катастрофически не хватает. Сейчас с головой окунулся в работу над новой книгой…
* * *
Из биографической справки. »Султанбеков Б. Ф. родился 18 ноября 1928 года в Казани. Окончил исторический факультет Казанского государственного педагогического института (1950). Заслуженный работник культуры ТАССР (1987) , заслуженный деятель науки Республики Татарстан (1995). Профессор (1996). В годы Великой Отечественной войны подростком некоторое время работал слесарем на оборонном заводе, награжден медалью. После окончания института преподавал историю в сельской школе, служил в армии, с 1953 по 1961 год — инструктор отдела науки и школ Татарского обкома КПСС, затем преподавал в ряде вузов Казани, возглавлял кафедру истории и теории культуры Института повышения квалификации кадров народного образования. Председатель правления общества историков-архивистов РТ (1993-2003) , член Центрального совета Российского общества историков-архивистов, член редколлегий журналов «Гасырлар авазы — Эхо веков», «Казань“, ряда других изданий… »
Цитата, приведенная выше, освобождает меня от необходимости описывать биографию нашего героя, да такая задача и не стоит. А вот перечислить книги, вышедшие из-под пера Султанбекова, в данном случае необходимо.
Итак, «Первая жертва генсека» (1991) , «Тайны национальной политики» (1992) , «Драматические страницы истории Татарстана» (1993) , «История Татарстана: страницы секретных архивов» (1994) , «Сталин и „татарский след“ (1994) , „Из тайников истории“ (1995) , „Трагические судьбы“ (1996, в соавторстве) , „История в лицах“ (1997) , „Не навреди. Размышления историка“ (1999) , „Татарстан ХХ век: личности, события, документы“ (2003, в двух томах). Этот список можно продолжить рядом учебных и методических пособий по истории Татарстана, подготовленных как самим Булатом Файзрахмановичем, так и при его активном участии, статьями в научных сборниках, периодике — их более 250.
Таких, как он, не случайно называют великими тружениками.
* * *
В нашу редакцию, где он давно стал своим человеком, Султанбеков приходил довольно часто. В моей памяти почему-то отложилась такая картинка: в конце коридора, подсвеченная контровым светом от широкого окна, появляется его коренастая фигура с неизменной папкой в руке. В этой папке всегда было
Случалось, он и не открывал папку, а просто предлагал обсудить возможность той или иной публикации.
— В основе своей материал уже готов, — говорил он, похлопывая крепкой ладонью по дерматину переносного „хранилища“, —, но нужно подработать, кое-что уточнить в архивах.
О работе в архивах — скрупулезной, требующей времени, предельной концентрации внимания и порядком изматывающей, причем не только физически — он рассказывал с воодушевлением первооткрывателя, с молодым блеском в глазах. Тогда, на рубеже 80-х — 90-х годов, для многих историков наступила поистине золотая пора: архивы становились все более открытыми, доступ к некогда секретным фондам давал гораздо больше возможностей прикоснуться к тайнам и хитросплетениям политики тоталитарного режима, лучше узнать судьбы исторических персонажей, вывести из тени забвения людей, ставших жертвами репрессий.
— Знаешь, — сказал он
Да, цепкая память архивиста прочно впечатала в сознание и расстрельные списки, завизированные сталинской верхушкой, и взаимные доносы, истории чудовищных предательств и примеры истинного благородства. При этом он проследил прямо-таки мистическую связь между жертвами и палачами. Султанбеков никогда не верил в одноцветность истории, его и сейчас возмущают любые попытки упрощенного ее толкования.
А в пору горбачевской гласности,
Тогда же в своем выступлении на одном из представительных собраний Султанбеков, говоря об авторах, торопившихся снять вершки на ниве разоблачений, осуждения и переиначивания прошлого, с горечью обронил: „Сейчас мы видим все больше желающих упасть грудью на амбразуру. Тем более что пулемет уже давно не стреляет“.
* * *
Из статьи доктора исторических наук, профессора Энгеля Тагирова в журнале „Гасырлар авазы — Эхо веков“.
«Наверное, такое тонкое и острое ощущение, понимание особой важности исторического материала переходных эпох и выработало авторский исследовательский стиль профессора Б.Ф.Султанбекова, которому характерен дотошно-скрупулезный взгляд „в глубь — в толщину“ предмета осмысления. „Зри в корень“ — это его несдаваемый принцип исторического анализа. Отсюда исключение поверхностности, легковесности, но обеспечение объективности, документальной точности и весомости формулируемых выводов. Имея в виду приверженность документалистике, в принципе, и его непримиримость ко лжи и лжецам в истории, вклад в развитие отечественного архивоведения, друзья-коллеги называют его „архивным аксакалом“.
Эти строки напечатаны пять лет назад, но нисколько не утратили актуальности. Более того, сегодня еще весомее звучит такой вывод авторитетного коллеги нашего героя:
„Тем и ценны сочинения Б.Ф.Султанбекова, что они, будучи посвящены сложным историческим сюжетам (татарское национально-освободительное движение, духовность и просветительство на рубеже XIX-XX вв.; политические репрессии 1930-х гг.; Татарстан в годы Великой Отечественной войны и послевоенного восстановления; татарстанская модель реформирования общества, татарский фактор на рубеже XX-XXI вв.) , часто носят характер открытий, становятся предметом таких дискуссий, которые придают науке новое интеллектуальное наполнение, выводят ее на новый исследовательский уровень“.
Разумеется, самую объективную оценку деяниям ученого выставит время. А в „текущем режиме“ лучше полагаться на мнения его собратьев по цеху. Вполне допускаю, что в публикациях, высказываниях о Султанбекове можно встретить и другие мнения. Научная среда — это живые люди, разные темпераменты, подходы, свои симпатии и антипатии. В силовое поле иногда закипающих здесь страстей гарантированно не попадают фигуры незаметные, ординарные. А уж Булата Султанбекова к таковым никак не отнесешь. Человек по натуре толерантный и даже добродушный, он, отстаивая свои позиции, может становиться и жестким, бескомпромиссным, „булатно-твердым“.
Кстати, отголоски его полемики с коллегами присутствуют и в публикациях, подготовленных для нашей газеты. Это не случайно — явления, о которых он пишет, многомерны и противоречивы, а это требует от автора не только четкой документальной основы, но и определенного риторического запала.
* * *
За три с лишним десятилетия работы в редакции не могу припомнить другого случая столь продолжительного и продуктивного сотрудничества ученого с газетой. Рад, что именно наше издание открыло для массового читателя интересного исследователя и публициста. Ведь немалая часть вошедших в библиографию Султанбекова статей впервые опубликованы на страницах „Советской Татарии“ — „Республики Татарстан“. Можно сказать, что на газетной почве всходили и ростки ряда его книг, по-прежнему востребованных. Более того, порой работа „только на газету“ придавала научному поиску некий толчок, а уже новая энергия вела его дальше, к результату, на который он поначалу, может быть, и не рассчитывал.
Вообще, сама тема — историк в газете — весьма любопытна. Кандидатов и докторов исторических наук у нас в Татарстане немало, да вот только не торопятся они в редакции, чтобы регулярно рассказывать о своих находках и открытиях на страницах периодики. Причины тому, конечно, есть. Один считает приемлемым для себя „форматом“ лишь готовую монографию в твердом переплете. Другой — не желает размениваться «по мелочам», отвлекаясь на подготовку газетных вариантов публикаций. Третий просто лишен способности излагать интересный, в сущности, материал хорошим литературным языком, лаконично и увлекательно.
Уникальность Булата Султанбекова в том и заключается, что по натуре своей (видимо, сказались родительские «учительские» гены) он не может не быть просветителем. Парнишку с Суконки, где в одном дворе вырастали и профессора, и уголовники, судьба могла кинуть куда угодно. Но она, предоставляя разные варианты, неизбежно выводила его на стезю учительства. В широком, разумеется, смысле.
Отсюда потребность делиться тем, что узнал сам, разъяснять, доказывать. Отсюда постоянное стремление учиться самому, оставаясь в контексте времени, и погружать в этот контекст других, побуждая к самостоятельным поискам и размышлениям. Сужу и по личному опыту: занимаясь подготовкой материалов Булата Файзрахмановича к печати, не раз, когда дело было уже сделано, я вдруг обращался к той или иной книге, журнальной публикации — так срабатывали султанбековские «зацепки». А это, согласитесь, дорогого стоит!
* * *
Из интервью Булата Султанбекова еженедельнику «Персона», 2003 год:
«Я вступил в партию в 1948 году. Для моего поколения Сталин и партия были олицетворением того, что обеспечило победу в Великой Отечественной войне… После ХХ съезда я начал сомневаться в полной правоте того, что делалось. Это были сомнения, а не отрицание партии. Мы верили, что ее можно реформировать, что можно сделать партию с „человеческим лицом“… Так что из партии я не выходил, даже партбилет до сих пор хранится. Это партия вышла из меня».
«Что было самым печальным в моей жизни? Боюсь, что самое печальное меня еще ждет впереди… (Смеется). Я не могу сказать, что недоволен жизнью. У меня любимая работа, я люблю читать и писать, издал более десяти книг. И вообще мне везло на хороших людей… У меня до черта недостатков. Но есть вещи, которые я никогда не делал и делать не буду».
Вопрос: Толстой говорил, что ему будет жаль покидать этот мир, потому что там не будет цыган и музыки. А что вам будет жаль оставлять на этой земле?
«Я не уверен, что в раю — хотя не уверен и в том, что попаду именно туда, — будет хорошая библиотека…
Знаете, Толстой последние свои десять лет каждое письмо заканчивал аббревиатурой ЕБЖ, что значит „если буду жив“. Вот и я сегодня, если планирую
* * *
… Нужно сегодня же позвонить Булату Файзрахмановичу и, притворившись, что не узнал его, попросить к телефону рабкора Султанбекова. Он оценит. С чувством юмора у него по-прежнему все в порядке.