Вверх по лестнице, ведущей в глубь веков

Можно долго и красиво рассуждать о том, как важно знать и любить историю родного края, и о том, как эту любовь следует прививать, а можно, выкроив погожий денек, провести его в Билярском историко-археологическом и природном музее-заповеднике, который можно назвать главной культурной достопримечательностью Алексеевского района.

Автор статьи: Ольга СТРЕЛЬНИКОВА

Можно долго и красиво рассуждать о том, как важно знать и любить историю родного края, и о том, как эту любовь следует прививать, а можно, выкроив погожий денек, провести его в Билярском историко-археологическом и природном музее-заповеднике, который можно назвать главной культурной достопримечательностью Алексеевского района. С тех пор как появился мост через Каму, путь от Казани до этих действительно заповедных мест занимает всего-то час с небольшим, к тому же по хорошей дороге (это отдельная гордость алексеевцев). Но дело не только в комфортности такого путешествия. Здесь как-то особенно понимаешь, что чувство патриотизма прививается не словами, во всяком случае, меньше всего словами. Это нечто, передающееся человеку если не на генном уровне, то посредством какого-то шестого чувства, когда мы вдруг начинаем отчетливо припоминать то, что, казалось бы, в принципе не может быть окрашено нашим личным отношением, поскольку случилось задолго до нас… Вот и здесь, в Билярском заповеднике, неизменно возникает это почти мистическое ощущение личной сопричастности к событиям, которые остались далеко за рамками нашей собственной жизни.


Подобное притягивает подобное

Между прочим, довольно распространено заблуждение, что территория заповедника ограничивается Билярским городищем, границы которого в виде земляных валов – остатков древних оборонительных укреплений – повторяют очертания некогда “великого города” Биляра, известного в X-XIII веках как крупнейший центр политической, экономической и культурной жизни Волжско-Камской Булгарии и превосходившего по своей площади средневековые Владимир, Киев и Париж вместе взятые. Есть даже версия, что именно Биляр, а не Болгар, как принято считать, был столицей средневекового государства булгар и что именно здесь в 922 году предками казанских татар был официально принят ислам. Но директор Билярского музея-заповедника Анас Абдрахманович Кутуев, как и большинство ученых, убежден, что оба города – и Болгар, и Биляр – в разные периоды истории имели столичный статус, по аналогии с Москвой и Санкт-Петербургом.

…Наибольшего расцвета Биляр достиг к началу XIII века. Здесь жили гончары, кузнецы, ювелиры, плотники, каменщики, стеклодувы и других ремесленных дел мастера. Центр города украшала соборная мечеть. Рядом располагались каменные и кирпичные дома местной знати. В Биляре сходились торговые пути из Средней Азии и Ирана, Руси и Прибалтики, Кавказа и Византии. Вместе с прилегающими посадами город на правом берегу реки Малый Черемшан занимал площадь до 1 000 гектаров. Однако ни мощные крепостные стены, ни мудрость правителей не уберегли Биляр, в 1236 году огромный, хорошо укрепленный город после монгольской осады был взят, разграблен и разрушен.

Город погиб, но богатая история осталась. С 1967 года в Биляре активно ведутся раскопки. Находок здесь так много, что, говорят, осколки булгарской глиняной посуды XIII века здесь можно собирать прямо на свежевспаханном поле…

Безусловно, Билярское городище, памятник истории и культуры федерального значения, является жемчужиной заповедника. Однако в его состав входят и другие археологические памятники разных эпох. Неменьший интерес среди них представляют Больше-Тиганский могильник, оставленный древневенгерскими племенами, кочевавшими в VII-IX веках между Волгой и Белой, а также Балынгузское городище – культурный слой города с фундаментами мавзолеев XIII-XIV веков.

Сегодня основные фонды Билярского заповедника насчитывают более 75 тысяч единиц хранения, и, пожалуй, самая богатая коллекция древностей хранится в Билярском историко-археологическом музее. А среди билярских находок есть подлинные шедевры булгарского ювелирного искусства. Такие, например, как золотые и серебряные женские височные подвески с фигуркой уточки, держащей в полураскрытом клюве бусинку – прообраз Земли, которую, согласно легенде, достала из морской пучины Мировая Уточка…

В том же селе Билярске, по соседству с историко-археологическим музеем, находится Дом-музей академика Александра Ерминингельдовича Арбузова. Дом этот перевезен из деревни Арбузов-Баран Алексеевского района, где и родился выдающийся химик. В этом же помещении сейчас создается экспозиция, посвященная научной деятельности Aлександра Бутлерова, еще более знаменитого уроженца этих мест. Под “опекой” Билярского заповедника находится и его могила… Это в полуверсте от того места, где когда-то была родовая усадьба Бутлеровых. Самой Бутлеровки сейчас уже нет, а для желающих поклониться праху великого русского химика ориентиром служит изящная часовенка над местом его последнего упокоения.

Своим землячеством с двумя видными учеными-химиками в Алексеевском районе гордятся не меньше, чем билярскими древностями, и при случае вам обязательно расскажут о случайной встрече девятилетнего Саши Арбузова и петербургского профессора Бутлерова, приехавшего погостить в родные места. Разумеется, сколь-нибудь серьезного общения между ними не было и не могло быть, но символический смысл этой встрече придает тот факт, что она произошла за сорок дней до внезапной кончины Александра Михайловича в той же Бутлеровке…

Причем, чтобы услышать эту удивительную историю, а также красивые местные легенды о Биляре и Святом ключе (наш рассказ о нем впереди), совсем не обязательно прибегать к услугам профессионального гида-экскурсовода. В Алексеевском районе их знает каждый школьник, не говоря уже о старожилах этих мест. И здесь практически любой может заменить вам гида. Это опять же к вопросу о воспитании любви к истории родного края… К слову, хорошо поставлено это дело и в Больше-Тиганской средней школе, учащиеся которой проводят самые настоящие экскурсии в сельском краеведческом музее, носящем имя их земляка, татарского писателя Салиха Баттала.

И все-таки, думается, главное, что на протяжении всей жизни подпитывает чувство патриотизма, гордость алексеевцев за свою малую родину, происходит не на школьных уроках. Возможно, все начинается с благодарного созерцания того, как чья-то бережная и часто незримая рука поддерживает в идеальном порядке, скажем, ту же часовенку над могилой Бутлерова. И это при том, что здесь ни сторожей, ни засовов – любой заходи! И, заметьте, ни у кого не поднимается рука “засвидетельствовать” свое присутствие здесь хотя бы сломанной “на память” веткой…

Как говорили древние мудрецы, подобное притягивает подобное. Вот и отношение алексеевцев к своей истории – бережное не на словах, а на деле – возвращается им же из поколения в поколение…

Маленький Иерусалим

Но, пожалуй, самое удивительное и, не побоимся этого слова, мистическое место в Билярском заповеднике – это Святой ключ у подножия горы Хужалар-тау (“Гора господ”), которую в народе еще называют Девичьей. По легенде, эту гору наносили платками плененные монголами девушки, а когда красавиц хотели убить, они превратились в птиц и унеслись в небо…

С давних пор и мусульмане, и христиане, и язычники не только верили в исцеляющую силу Святого ключа, но и, совершая здесь религиозные обряды, получали знамения от своих небесных покровителей. И никто никому не мешал, не вмешивался в священнодействие другого. Хотя, конечно, разные были времена. В эпоху “воинствующего атеизма” и милицейские кордоны на пути верующих сюда выставлялись, и Святой ключ пытались засыпать землей… Но и поныне это место паломничества людей разных вероисповеданий, своего рода “маленький Иерусалим”.

Мусульмане отмечают здесь Курбан-байрам со всеми присущими этому древнему празднеству обрядами, христиане совершают сюда крестные ходы… А пестрые ленточки на деревьях напоминают о том, что изначально Святой ключ был все-таки языческим святилищем.

В 1997 году по инициативе и на средства татарстанских нефтяников были проведены работы по реконструкции и благоустройству древнейшего места поклонения. И сегодня “одетый” в мрамор “Святой ключ” – это целый архитектурно-культовый комплекс с обустроенными площадками для совершения религиозных обрядов и павильонами отдыха для паломников и туристов в виде изящных исламских беседок.

После трапезы, помолившись и испив “святой воды” (а в ней и вправду обнаружены ионы серебра), многие паломники совершают восхождение на гору, на вершину которой ведут 444 ступени. И это тоже своего рода таинство, прикосновение к первоистокам. Ведь тот же путь наши предки, независимо от того, какое имя Бога произносили они в своих молитвах, совершали и сто, и тысячу лет назад… Поистине, вверх по лестнице, ведущей в глубь веков.

“Биляры мои, Биляры…”

Эта строчка запала в память еще со студенческих лет, когда мы, будущие журналисты, с завистью слушали рассказы сокурсников-историков о раскопках на Билярском городище, где они каждое лето проходили практику. У них даже было что-то вроде своего гимна, который так и начинался: “Биляры мои, Биляры…”.

Видимо, с тех пор у меня сложилось впечатление, что на Билярском городище денно и нощно трудятся археологи, сначала вонзаясь в культурный слой лопатами, а затем колдуя над каждым черепком с кисточкой в руках… Однако, как выяснилось, это не совсем так. Нет, раскопки здесь по-прежнему ведутся, но все же не так интенсивно, как двадцать, тридцать лет назад. Например, в этом году их площадь составила всего 80 кв.метров. Учитывая огромные размеры городища, которые удалось зафиксировать при помощи аэрофотосъемки, это, конечно же, капля в море… Всего же, по оценке археологов, в настоящее время обследовано только 0,03 процента от всей площади древнего города Биляра (для сравнения: в Болгаре – 0,3 процента).

А потому неудивительно, что самое первое впечатление от Билярского городища – это бескрайнее чистое поле, окаймленное живописными холмами-курганами, над которыми парят хищные птицы да ветер теребит ковыль. И только приглядевшись, можно заприметить едва выступающие над поверхностью земли остатки соборной мечети, “караван-сарая” и жилого здания под условным названием “дом феодала”.

Вот, собственно, и все… Конечно, настоящего историка и знатока древностей даже эти руины способны привести в благоговейный трепет. Но обычные туристы, оказавшись здесь, часто не могут скрыть своего разочарования. Может быть, чуть легче тем, у кого богатое воображение, которое помогает “дорисовать” и минареты, и древние улицы, и восточные бани… Но таким воображением, увы, обладают не все.

Впрочем, не только туристы, но и местные жители все чаще испытывают желание сделать более зримым некогда разрушенный до основания город. Один из таких людей – фотожурналист Сергей Тарсуков. Он тоже с детства заслушивался местными легендами, которыми окутана история возвышения и гибели Биляра. И вот, спустя годы, Сергей решился-таки “населить” мертвый город, пусть призрачными, но персонажами, прежде всего из тех же легенд… Их лица и силуэты проступают на его фотопейзажах, ничуть не нарушая, но как бы делая более одухотворенной величественную тишину над Биляром…

А местные власти пошли и того дальше: теперь при въезде на Билярское городище вас встречают две сторожевые башенки, а чуть дальше еще одна… Отношение к этим почти игрушечным новоделам разное: с точки зрения тех же археологов, это едва ли не кощунство, поскольку башенки не имеют под собой сколь-нибудь исторического или научного “фундамента”, но, скажем, у местных жителей и туристов такого отторжения они не вызывают, более того, многие с удовольствием фотографируются на фоне “средневековых” башенок.

У дирекции Билярского заповедника тоже есть огромное желание, во-первых, активизировать раскопки и продолжить археологическое обследование городища (тем более что “черные археологи” не дремлют и регулярно наведываются сюда), а, во-вторых, создать здесь подлинный центр культурологического туризма. И в немалой степени увеличению потока туристов могло бы способствовать частичное воссоздание памятников Биляра – например, фрагмента крепостной стены с “золотыми воротами” или минарета соборной мечети (исторические документы свидетельствуют, что еще в XVIII веке среди Билярских руин возвышался “преогромный каменный столб – минарет соборной мечети”). Ну а начать, по мнению директора заповедника
А.Кутуева, следует с создания историко-этнографического и археологического музейного комплекса в непосредственной близости от Билярского городища.

К сожалению, в настоящее время большая часть билярских древностей хранится в запасниках, а попросту говоря, в подвале Историко-археологического музея в Билярске, который не располагает ни достаточными выставочными площадями, ни современными техническими средствами, которые бы обеспечивали должный уровень безопасности и сохранности уникальных экспонатов, выставленных на всеобщее обозрение. А потому вопрос о создании своего рода филиала музея, современного во всех смыслах – и по техническому оснащению, и по дизайну, давно назрел.

А в перспективе Билярский государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник мог бы стать частью интереснейшего туристического маршрута: Казань – Болгар – Сувар – Биляр – Чистополь – Елабуга. Здесь уже и название ему придумали – “Серебряная дуга”.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще