Ударить автопробегом по безвестности провинциальных городов, а заодно, традиционно, и по бездорожью, решили руководители Ассоциации малых туристических городов России. В пятницу они прибыли в Елабугу, которая стала самой восточной точкой их маршрута. Стартовали из Углича (там же и финишируют), за восемь дней посетив Суздаль, Городец, Палех, Чебоксары, Болгар, Саранск, Муром, в общей сложности преодолев около двух тысяч километров. Называется пробег “В малые города за большой историей”.
Никаких ретрокаров или чего-то подобного – две самые обычные иномарки и “Газель”, вот весь транспорт пробега. Ведь цель не удивить кого-то, а подготовиться к составлению нового туристического автомобильного маршрута и выпуску соответствующего путеводителя. Зачем это нужно? Да просто машины сейчас есть у многих, люди мобильны, путешествовать на автомобилях любят, а вот куда поехать – зачастую не знают и вслепую ехать не рискуют. А посмотреть в средней полосе России есть что. Участники пробега – люди, чья жизнь связана с туризмом, сами были поражены, как богата российская глубинка. На основе увиденного они составят путеводитель для автотуристов, где будут обозначены музеи, гостиницы, рестораны, заправки и прочие необходимые путешествующему объекты. Маршрут будет начинаться от Москвы – жителей столицы провинция особенно притягивает. Путеводитель предполагается разместить на туристических сайтах, в информационных центрах. Ну а в самих городах Ассоциации в происходящем заинтересованы кровно – туризм для многих из них постепенно становится одной из основ экономического развития.
В автопробеге приняли участие глава города Суздаля, он же вице-президент Ассоциации Сергей Годунин, директор этой организации, замглавы Углича Елена Канева, студенты из Елабуги и другие. Ассоциация малых туристических городов была создана год назад, в нее входят сейчас Углич, Суздаль, Дмитров, Мышкин, Елабуга. В числе кандидатов – Кириллов, Тобольск, Городец и прочие города с населением не более 150 тысяч человек, основанные не позднее XVIII века, имеющие развитую сферу туризма и располагающие хотя бы одной “трехзвездочной” гостиницей. Цели объединения – разработка новых туристических маршрутов и совместные рекламные акции в России и за рубежом. Одной из них стал велопробег Углич – Суздаль – Углич протяженностью более 500 километров. Сергей Годунин и в нем принимал участие. В планах – создание первого в России сертифицированного велосипедного маршрута со специальными дорожками, местами отдыха… Но, конечно, на велосипеде без тренировки далеко не
уедешь. Другое дело – автомобиль. Этот вид туризма сейчас набирает обороты. Так, Суздаль ежегодно принимает почти 800 тысяч туристов, и 500 тысяч из них приезжают на автомобилях. А Елена Канева рассказала на пресс-конференции, что угличские экскурсоводы подметили, что одна семья, приезжающая на машине, оставляет в городе денег больше, чем целый автобус туристов. Только пока туристы ездят в основном по “Золотому кольцу”.
– Люди “закольцованы”, а ведь и другие исторические города не менее интересны, – говорит Канева. – Проезжая по России большие расстояния, встречаешь разные культуры, философии. Мы настолько очарованы, что хочется ехать и ехать дальше.
Оба руководителя взяли отпуска, хотя и выполняли в это время работу. И хором, вместе с главой Елабужского района Ильшатом Гафуровым, говорили об одном из главных преимуществ автотуризма – свободном планировании путешествия.
– В туристической группе ты регламентирован, все время нужно куда-то спешить, – сказал Сергей Годунин. – Это противопоказано людям с жестким графиком работы. У нас в Суздале разные виды туризма развиваются, в том числе “спальный”. Предприниматели приезжают и просто спят, сколько хотят. Это тоже релаксация.
Одна из целей пробега – привлечение внимания федеральных властей к необходимости ремонта дорог и создания дорожной инфраструктуры между городами – туристическими центрами. В целом состояние пройденных дорог участники оценили на три с плюсом. Татарстан порадовал масштабными строительными работами – расширением трассы М-7. Отметили, что на глазах развивается придорожный сервис. В основном же маршрут прокладывали по менее загруженным дорогам, чтобы туристы могли наслаждаться путешествием. В среднем шли со скоростью 100-120 километров в час. Что касается финансовой стороны вопроса, то такой отдых все же для более-менее обеспеченных семей. Только бензин для заправки одной машины, прошедшей весь маршрут, обходится около 10 тысяч рублей. Плюс питание, ночевки – номер в гостинице стоит в среднем 1,5 тысячи рублей… С другой стороны, билеты на поезд или, тем более, на самолет тоже недешевы.
О том, что в скором времени сможет предложить Елабуга, рассказал Ильшат Гафуров:
– Хотелось бы, чтобы большинство приехавших к нам туристов оставались на 2-3 дня. Для этого будем создавать зоны отдыха, в основном за счет частных инвестиций – бизнес пошел в эту отрасль. Так, предприниматели взялись за создание в 10 километрах от Елабуги охотничьего хозяйства, где можно будет охотиться на фазанов. В течение 2-3 лет мы планируем обустроить набережную рек Тоймы и Камы, соорудить пляж, яхт-клуб.
В общем, туризм в Елабуге в приоритете. Сергей Годунин тоже признался, что половину своего рабочего времени занимается именно развитием туризма – Суздаль живет за счет него.
– У нас промышленности нет совсем, вся экономика города строится только на туризме. При этом ВВП за последние три года растет на 27-30 процентов, количество собранных налогов в прошлом году выросло в полтора раза. Это очень хорошие показатели. Однако на федеральном уровне нет достаточного рекламного продвижения наших городов, на Западе о нас почти ничего не знают. В советские времена иностранных туристов в Суздаль приезжало гораздо больше, чем сейчас – до 200 тысяч в год, против нынешних 45 тысяч.
В Углич приезжают ежегодно 250-300 тысяч туристов, строятся новые гостиницы. К 2010 году здесь надеются принимать до миллиона туристов.
На увеличение потока гостей направлены все усилия. Но главное условие реализации больших планов малых городов – все-таки поддержка государства. Ассоциация вышла с инициативой принятия Федеральной целевой программы по развитию туризма именно в малых городах. Начинание было поддержано руководством государства, и сейчас принимаются предложения по разработке программы. Чтобы все больше людей ехало в малые города за большой историей России.