В начале нынешней весны на заснеженную еще акваторию Казанки, словно на поле, выползла техника. Казанцы всполошились: опять бедную речку калечат, того и гляди летом она вовсе пересохнет.
С учетом «зеленой» составляющей
Власти города раскрыли секреты активных строительных манипуляций, проводимых в ложе водной магистрали. Они совсем не страшны, а, наоборот, очень даже к месту. Потому что наконец столица Татарстана избавится от болота в центре города и получит к Универсиаде 2013 года великолепный ландшафтно-спортивный парк на территории, примыкающей к Казанке.
Этот комплекс возьмет на себя роль одного из главных элементов экологического каркаса города, окажет благотворное влияние не только на прибрежные участки, но и в целом улучшит качество городской среды, что нам давно необходимо. Тем более что Казанка в черте города официально признана заливом Куйбышевского водохранилища, а это – медленное течение, застойные явления на мелководных участках. Так что болото, если не принять мер и оставить все как есть, будет только усугублять наши беды.
На одном из недавних брифингов первый заместитель казанского мэра Иршат Минкин пояснил журналистам:
– Главной целью преобразований является осуществление целостной градостроительной концепции на территории протяженностью около 30 километров и площадью около трех тысяч гектаров. Это позволит объединить разобщенные участки в единую систему рекреационных зон и городских набережных. В рамках данной концепции общим градостроительным решением станут существующие, проектируемые и перспективные объекты ландшафтного и капитального строительства. Также будет создана современная система транспортного обслуживания на развиваемых территориях, что позволит обеспечить гражданам максимальную доступность к акваториям Волги и Казанки. Уникальная система так называемых переливных шлюзов, на которую мы очень рассчитываем, сохранит закрепившийся в сознании горожан устойчивый образ исторического центра Казани.
Иршат Минкин добавил, что реализация проектов подобного уровня возможна лишь при совместном, скоординированном участии республиканских и городских властей, инвесторов, проектных институтов и организаций, градостроителей, архитекторов, социологов и горожан.
В поисках взаимопонимания
При обсуждении концепции природно-спортивного прибрежного парка Универсиады-2013 на правом берегу Казанки обозначились разные позиции. Проект, представленный Минстроем на заседании научно-технического совета Министерства экологии и природных ресурсов, оказался пятым по счету. Он презентовался уже как окончательный, разве что с небольшими исправлениями по ходу дела. Вполне справедливо в этой ситуации замечание директора Института проблем экологии и недропользования Академии наук РТ Рифгата Шагидуллина о том, что «осуществление столь многостороннего проекта на такой большой территории возможно лишь в том случае, если он в целом рассматривается в рамках планировочного проекта, соответствующего генеральному плану».
Доктор биологических наук Нафиса Мингазова и группа молодых разработчиков из КФУ предложили свою концепцию водно-болотного парка, предусматривающую наибольшее сохранение природной среды в акватории Казанки. Однако не все на совете поддержали эту концепцию, некоторые ученые посчитали, что болото в центре города – это все-таки нонсенс. Решено было дать «зеленую улицу» проекту, предложенному Минстроем республики. Члены научно-технического совета Минэкологии поддержали его единогласно.
– Мы создадим оригинальную парковую зону, в которой будет расположен, в числе других объектов, центр образования, – пообещал на заседании заместитель министра строительства, архитектуры и ЖКХ Владимир Кудряшов. – В результате получим уникальный комплекс, сочетающий в себе природоохранный, спортивный и эстетический компоненты. Продумывается также вопрос сохранения ценных природных участков в акватории Казанки от отрицательного антропогенного воздействия.
Вообще, главная цель концепции обустройства акватории Казанки, как убеждают специалисты, – максимальное сохранение береговой линии. Это позволит иметь большую акваторию и на долгие годы сохранить устойчивый архитектурный градостроительный ландшафт. При таком подходе ансамбль Казанского Кремля будет красиво отражаться в воде.
Дорогая ты наша дорога!
По мнению руководителя научно-производственной лаборатории «Татинвестгражданпроекта» Евгения Евсеева, преобразование прибрежной территории – от Ленинского моста до речного порта и дальше, до Зеленодольска, – для градостроителей вышло за рамки генерального плана Казани, утвержденного пять лет назад. Поэтому так актуальны сегодня корректировки. Что же мы будем иметь благодаря им?
За Казанью, в западной ее части, в настоящее время приращивается довольно большой перспективный район, который свяжет Зеленодольск и столицу. Также в перспективе рассматривается огромный проект по строительству IT-деревни, или Иннополиса, во Введенской Слободе Верхнеуслонского района. В комплекс войдут остров Свияжск как центр культурного и духовного значения, Раифский монастырь, примыкающая к нему территория Раифского участка Волжско-Камского биосферного природного заповедника, а также крупный логистический центр на станции Свияжск.
Эти перспективные площадки, в свое время не учтенные генеральным планом Казани, начинают формироваться. Но уже сегодня ясно, что здесь необходимы дополнительные транспортные коммуникации, которые обеспечат передвижение большого количества людей.
– Сегодня улицы Казани, особенно центральная ее часть, задыхаются от автотранспорта, – считает генеральный директор ОАО «Институт по проектированию объектов дорожного хозяйства РТ «Татдорпроект» Елена Пановская. – Выход юго-западной части города на федеральную трассу «М-7 Волга» обеспечивается только через Горьковское шоссе, что создает дополнительные нагрузки на центр. Альтернативой может стать строительство новой современной автомобильной дороги протяженностью до 17 километров с мостами, эстакадами, которые вполне успешны с архитектурной точки зрения и не будут закрывать вид на Кремль. Ливневые и талые стоки с автодорожного полотна будут подвергаться глубокой очистке.
Доцент Казанского государственного энергетического университета, заведующая кафедрой инженерной экологии и рационального природопользования Роза Дыганова напомнила, что по закону в проектную документацию любого сложного строительства обязательно закладывается экологический раздел, включающий комплекс природоохранных мероприятий. Чтобы строительство новой автомагистрали не навредило нашим водоемам, и в первую очередь реке Волге, необходимо готовиться к этим мероприятиям заранее.
– Предварительные экологические исследования, которые мы проводили в течение полугода, свидетельствуют: есть три зоны, которые необходимо обновить, – заметила Роза Дыганова. – Одной из них, заиленной и обмеленной, требуются либо засыпка, либо дноуглубительные работы. И не надо бояться последних. Если грамотно их провести, откроется большое количество родников, активизируется течение, обновится состав воды.
Второй участок требует профессионального бетонирования, третий я бы назвала плацдармом для обустройства островов, на которых с успехом можно разместить зеленые парковые зоны. И по ним проложить дорогу. Она не только разгрузит городские магистрали, но и будет способствовать улучшению качества окружающей среды в Казани. Так что мы на правильном пути.