Все друзья и знакомые называли ее не иначе, как Котиком или Зайцем. Во-первых, потому, что она родилась в год Кота (Зайца) по восточному календарю. Во-вторых, в своей компании девушка была самой спокойной, “белой и пушистой” и к тому же не ела мясо.
На всех праздниках в кругу друзей для Тамары готовили специальные салаты и отваривали овощи, а она всегда смеялась и благодарила, что не забывают про зайцев. К вегетарианству Тома пришла еще в последних классах школы, когда увлеклась индийской историей и философией. Мама тогда думала, что это временно и пройдет так же быстро, как началось. Но школьное увлечение оказалось серьезным.
В студенческие годы Тома много ездила по Союзу. Побывала на Украине, в Эстонии, Литве и Грузии, но заветной мечтой всегда оставалась поездка в Индию.
Со своим будущим мужем она познакомилась на дне рождения лучшей подруги. Статный и широкоплечий, Владимир привлек внимание почти всех девушек на том вечере. И не удивительно: из хорошей семьи, с блестящим образованием и знанием трех иностранных языков… За столом он оказался рядом с Томой-Котиком – так Володе представили худенькую темноволосую девушку. На фразу именинницы о том, что салаты для зайцев находятся рядом с вазой, он внимания не обратил, подумал, что в компании так шутят, и через некоторое время, чтобы поухаживать за симпатичной соседкой, предложил ей тарелку с мясной нарезкой. Сидящие за столом дружно захохотали, а потом наперебой стали объяснять, что Тома и есть Заяц, потому что вегетарианка. С тех пор они не расставались.
Свадьба была пышной и с большим количеством гостей. А в медовый месяц муж исполнил заветную мечту своего Котика – устроил им поездку в Индию. Так началась их семейная жизнь.
Володя много работал и хорошо зарабатывал. Основной деятельностью его в те годы был перевод иностранных фильмов на русский язык. Эта профессия обеспечивала семью солидным доходом и позволяла жене не работать. Тома занималась хозяйством и воспитывала ребенка. С сыном Владимир всегда разговаривал на двух языках, поэтому к шести годам Андрюша свободно лепетал по-английски. Супруги часто путешествовали, побывали во многих странах Европы, еще раз в Индии, в Америке и Египте. Тогда Котику казалось, что счастье будет длиться вечно.
Все оборвалось в один год. Владимир вернулся из очередной командировки и почувствовал себя плохо. Врачи поставили страшный диагноз – рак печени. За жизнь мужа Тамара боролась до последнего, не жалея ни сил, ни денег, ни своего здоровья. Она перечитала кучу медицинской литературы, объездила лучших врачей в России, но все было напрасно. Володя скончался, и она осталась совсем одна с малолетним сыном на руках.
Деньги, скопленные мужем за годы работы, тратились быстро. Тома совершенно не умела экономить, к тому же старалась купить все игрушки, которые просил Андрюша, чтобы как-то отвлечь его от мысли, что папа умер. Первые трудности начались вместе с кризисом, разразившимся в стране. В одно утро Тамара проснулась и узнала, что все деньги на книжке из небольшого состояния превратились в копейки. В тот день сын долго капризничал и отказывался есть приготовленную на ужин гречневую кашу, а к чаю просил шоколадку. Котик впервые со дня похорон расплакалась. Все это время она старалась сдерживаться, хотела казаться сильной, а тут сорвалась. Андрюша затих, подошел к маме, не понимая, почему она рыдает, и обнял.
На следующий день Тамара собрала все украшения, подаренные мужем, и отправилась в ломбард. Особенно тяжело было расставаться с чудесными сапфировыми сережками, купленными в Египте на годовщину свадьбы. Но деньги были нужнее. Из украшений Тома оставила лишь обручальное кольцо, которое не снимает и по сей день в память о Владимире.
Но вырученных денег хватило ненадолго, да и Андрюшу нужно было собирать в школу, и вскоре Котик отправилась на поиски работы. По образованию она была психологом, но по специальности работала совсем мало, да и времени с тех пор прошло много. Пришлось устроиться уборщицей в магазин недалеко от дома, а затем еще подрабатывать дворником в своем дворе.
Денег едва хватало на пропитание, про одежду Тома и не задумывалась – достала старую мамину швейную машинку и перешивала вещи. Бывало, что несколько дней подряд она ложилась спать на голодный желудок, чтобы отдать последние деньги сыну на школьное питание. Друзьям о своих проблемах она старалась не рассказывать, ей почему-то было немного стыдно. Может быть, из-за того, что уже не было в доме вкусных угощений, нарядов и украшений, как раньше, а может быть, потому, что от веселого и мягкого Котика за эти годы не осталось и следа. Знакомые едва узнавали в почерневшей и осунувшейся женщине некогда улыбчивую и милую Тамару.
Справиться с горем и вереницей постоянных финансовых проблем помогала любимая Индия. Тамара по нескольку раз прочитывала книги об этой стране и ее философии, зажигала ароматические палочки, которыми в свое время надолго запаслась, медитировала и занималась йогой. Мысль о том, что любимое занятие может приносить неплохой доход, возникла случайно. Однажды в газете она увидела объявление о наборе сотрудников в новый центр здоровья и решила сходить туда. И в один день ее жизнь перевернулась.
Не так давно лучшая подруга Тамары отпраздновала свой 50-летний юбилей. Котик пришла на торжество с охапкой роз, в шикарной шубе, красивых сапфировых сережках, похожих на те, что у нее когда-то были, ухоженная и помолодевшая. Сегодня она – один из лучших инструкторов по йоге, или, как ее в шутку называет сын, Мастер Йоги. Она, как и в прошлые времена, много путешествует в сопровождении любимого мужчины Андрея. Сын учится в московском университете и часто приезжает к маме.
– Котик, садись поближе ко мне, – лучшая подруга обняла Тамару и придвинула ей стул, – твои любимые салаты стоят как раз рядом со мной. Тома улыбнулась: “Спасибо, что не забываете про зайцев!”.