Одиноким предоставляется общежитие?

Казань традиционно считалась и считается студенческим городом и объединяет в стенах своих вузов представителей различных городов и стран. Одна из главных проблем, с которой сталкиваются иногородние студенты, приехавшие получать высшее образование в столицу, – найти место проживания.

Автор статьи: Гульшат МУТАВАЛОВА




Казань традиционно считалась и считается студенческим городом и объединяет в стенах своих вузов представителей различных городов и стран. Одна из главных проблем, с которой сталкиваются иногородние студенты, приехавшие получать высшее образование в столицу, – найти место проживания.

Этот вопрос волнует многих. Хорошо, когда дело решается просто – любимая бабушка с большим удовольствием поселит драгоценного внука у себя или тетя предоставит кров дорогому племяннику. Некоторые родители, недолго думая, на радость риэлторам и агентствам недвижимости, сразу решают снять жилье для своего ребенка. Хотя этот вариант тоже не является беспроигрышным: хозяин в любое время может надумать не сдавать больше квартиру, и тогда нужно искать варианты заново. Кто-то, кому позволяют финансы, просто покупает квартиру. Но доступно это далеко не всем.

Есть и другой путь, на который в основном и рассчитывают родители приезжих студентов вместе со своими детьми, – место в общежитии. Да и вуз при поступлении вроде как такую возможность обещает. Но, как оказывается на деле, не факт, что, даже пожив год в общежитии, по приезде с летних каникул ты вновь получишь место в нем.

Многие студенты одного из ведущих вузов Казани именно так нынче, в сентябре, остались без крыши над головой. Причину того, что их не заселили, в администрации учебного заведения им объяснили так: по истечении года каждому, кто жил в общежитии, выставляется аттестационная оценка. На нее влияет то, как человек вел себя в стенах общежития: не хулиганил ли, не возвращался ли домой позже положенного времени, насколько регулярно и хорошо убирал комнату, дежурил на вахте. Тех, кому была поставлена оценка “отлично”, заселяют, что называется, без вопросов. Остальных же – как повезет. Однако самое интересное рассказывают сами студенты. По их словам, данная оценка не всегда может претендовать на строгую объективность. Вот один случай, который произошел с Зульфией Гумировой (имена и фамилии здесь и далее изменены по понятным причинам): ей поставили “хорошо”, а не “отлично” только за то, что она пропустила одно-единственное дежурство на вахте, которое, надо отметить, совпадало со временем занятий в вузе. Была важная контрольная, с которой студентку просто не отпустил преподаватель, и, конечно, дежурство “пострадало”. По словам того же представителя администрации учебного заведения, есть определенные механизмы, которые регулируют подобные ситуации. Выходит, они не застрахованы от сбоя?

Или еще один случай, который уже не лезет ни в какие рамки. Без комнаты в “общаге” остался Тимур Закиров, парень с инвалидностью. Причина та же – низкий балл за “дисциплину”. А как же то, что эта категория студентов должна заселяться в общежития в первую очередь? Молодой человек просто остался на улице. Списки получивших право на заселение появляются только перед самым началом учебы, не раньше.

По требованию Роспотребнадзора в одну комнату не разрешается заселять больше трех студентов. И оказавшимся без общежития ничего другого не остается, как снимать квартиру. Однокомнатная в среднем обходится сегодня в десять тысяч рублей в месяц. Хорошо, если родители состоятельные, в противном случае придется студенту искать работу и совмещать ее с занятиями. Что, разумеется, негативно будет отражаться на учебе.

Дефицит мест в общежитиях сегодня существует во многих вузах Татарстана. Данную проблему прокомментировала проректор по молодежной политике и внешним связям ТГГПУ Венера Закирова.

– В прошлом году я была членом комиссии по оценке работы общежитий, и мы изучали разные аспекты их деятельности, в том числе и заселение, проживание студентов. В каждом вузе этот вопрос стоит достаточно остро. Такая ситуация в нынешнем году возникла не вдруг, – рассказала она. – Это объясняется тем, что каждый вуз Казани получил предписания о приведении в соответствие с нормами условий проживания в общежитии. На одного студента положено иметь не менее шести квадратных метров жилья. Наши дома студентов – это типовые общежития с комнатами, предназначенными для двух или трех человек. И если раньше эти нормы не всегда соблюдались, то с этого учебного года мы решили четко им следовать. Были ведь и обратные заявления от студентов: почему в комнатах, предназначенных для двух человек, проживают три, а там, где должны жить трое, – четверо? Поступали такие заявления и индивидуальные, и коллективные.

По словам Венеры Закировой, существует определенная процедура, по которой в конце учебного года начинает работать комиссия, определяющая список студентов, рекомендуемых к заселению на следующий год. Разъяснительная работа с учащимися проводилась уже с мая прошлого года.

– Эта комиссия работала, и достаточно долго и честно. И соблюдался принцип гласности – проводились собрания, где вместе решали, кто достоин проживать в общежитии на следующий год. С весны каждый учащийся нашего вуза был ознакомлен с решением комиссии – все списки заселяемых вывешиваются на стенде факультета. У всех была возможность за лето позаботиться о том, где они будут жить после летних каникул, – заключила проректор.

Тем не менее хочется отметить, что из этого правила, видимо, тоже есть исключения. И те студенты, которые весной увидели свои фамилии в списках, сегодня, к сожалению, не проживают в общежитиях. И, как уже говорилось выше, об этом они узнали лишь перед началом учебы…

– Тут решение проблемы такое. У каждого студента есть возможность подойти к ректору и обсудить с ним этот вопрос. Чаще всего он решается в пользу студентов. Даже при провинности, если она несерьезная, мы идем им навстречу и заселяем в общежитие, – заявил начальник отдела по воспитательной работе ТГГПУ Ильсур Хисматуллин.

Что касается вопроса об очередности заселения, то, как нам пояснили, прежде всего место в “общаге” дается первокурсникам из других городов и районов. Следом за ними идет социально незащищенная категория населения – сироты, инвалиды первой и второй групп, дети из малоимущих и неполных семей, из семей с низким материальным достатком.

– Заключая со студентом договор на обучение, как и любой другой вуз, мы не гарантируем заселение в общежитие, так как не в состоянии заселить всех желающих. И это проблема всего российского студенчества, – резюмирует Ильсур Хисматуллин.

Если же студент, объективно имеющий право на койко-место, остался без такового, он может прийти с заявлением к декану факультета. Оно будет рассмотрено комиссией по заселению. На вопрос о том, как сам вуз решает проблему с нехваткой мест в общежитиях, руководство университета поделилось своими наработками. Так, здесь создана база данных казанцев, готовых заселить студентов в своих квартирах. Кроме того, уже началось строительство нового дома студентов на двести мест на улице Парижской Коммуны.

По словам президента молодежной общественной организации “Лига студентов Республики Татарстан” Марата Бухараева, в перспективе есть идея превратить “олимпийскую деревню”, которую собираются построить в Казани к Универсиаде-2013, в студгородок.

– Сегодня, по подсчетам специалистов, более трех тысяч студентов снимают жилье в Казани. Практически эти деньги уходят не в казну республики, а в карман домовладельцев. Кроме того, неизвестны условия, в которых проживают студенты. Поэтому мэр города и предложил “олимпийскую деревню” после Универсиады отдать под жилье студентам, – рассказал он. – Какая разница для студента, где и кому платить за жилье? Квартиры будут сдаваться на тех же условиях, а то и дешевле. Давайте подсчитаем: если однокомнатную квартиру в Казани можно снять минимум за семь тысяч рублей, то умножив это число на три тысячи студентов, получаем 21 миллион рублей ежемесячно. Если же будет студград, то эти деньги пойдут в казну.

Конечно, если данная идея воплотится в реальность, проблема нехватки общежитий для студентов в Казани в какой-то мере разрешится. Но это будет лишь после 2013 года. Вопрос же о том, что делать студентам, которые уже сегодня не имеют места жительства, остается пока без ответа.

– Надо отметить, что общественная сознательность у наших студентов невысокая, – продол-жил Марат Бухараев. – Ребята очень редко приходят с проблемой к нам – то ли не верят, что можно что-то сделать, то ли просто о нас не знают. У лиги очень хорошие отношения со всеми вузами и их ректорами. Если есть проблемы с жильем, мы готовы по возможности содействовать в их решении.

Хочется сказать еще вот о чем. В советские времена случаев, когда студент оставался без места в общежитии, было гораздо меньше. Хотя и тогда существовали определенные предписания для заселения – хорошая успеваемость и дисциплина, но без койко-места не оставались из-за троек и “неудов”. Жили по пять-шесть человек в комнатах, но не жаловались на тесноту.

Так что и самим студентам надо быть активнее, особенно когда дело касается их прав. Во многих случаях проблемные ситуации можно разрешить, тут главное быть услышанным.

 

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще