Хорошая дорога к любой деревеньке — это, пожалуй, главный шанс для дальнейшего ее развития. Если нет дороги с твердым покрытием, то в дождливую погоду добраться до такого населенного пункта, кроме как в резиновых сапогах, вряд ли получится, а если идти не один километр и даже не два и не пять? Такое село на время осенне-весеннего ненастья становится практически отрезанным от всего мира.
О том, в каком состоянии находится сейчас сеть сельских дорог, говорили на выездном заседании Комитета Госсовета РТ по экономике, инвестициям и предпринимательству в селе Трудолюбове Аксубаевского района. Посвящено было заседание реализации целевой программы «Развитие транспортного комплекса Республики Татарстан на 2006-2010 годы».
Аксубаевский район для проведения выездного заседания выбрали не случайно. «В свое время это был самый неприглядный сельский район, где отродясь не было добротных дорог. Сейчас здесь в этом плане заметные подвижки», — прокомментировал этот выбор председатель Комитета Госсовета по экономике, инвестициям и предпринимательству Марат Галеев. В частности, к выездному заседанию было приурочено открытие новой асфальтированной трассы протяженностью 4,5 километра, которая соединила село Трудолюбово с районным центром. Кроме того, как сообщил глава Аксубаевского муниципального района Камиль Гилманов, в селе недавно была проложена еще одна дорога протяженностью 600 метров. И это при том, что на территории района нет собственного песка и щебня. Однако работы по строительству дорог еще предостаточно — 40 процентов дорожной сети муниципального образования не покрыто асфальтом.
Обсуждая вопрос твердого покрытия сельских дорог, нельзя не сказать о том, что в будущем году в районе войдет в строй новый асфальтобетонный завод, рассчитанный на потребности шести районов республики. Его строительство началось летом текущего года и идет полным ходом, в чем участники заседания смогли убедиться воочию. Завод будет оснащен немецким оборудованием и даст аксубаевцам дополнительно 240 рабочих мест. Данное производство должно ускорить процесс асфальтирования дорог, и не только в Аксубаевском районе.
Если же говорить в целом о картине, которая складывается в республике в плане строительства сельских дорог, то пока она оставляет желать лучшего — до сих пор 45,1 процента населенных пунктов остаются без асфальтированных подъездов. «Если мы в ближайшие два года резко не увеличим объемы работы в данном направлении, то программа реализации может оказаться под угрозой срыва», — подчеркнул в своем выступлении первый заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства Павел Чернов.
Нужно сказать о том, что на реализацию заданий по развитию транспортного комплекса республики на 2006-2008 годы было запланировано израсходовать 70,6 млрд. рублей. Фактически же средства, выделенные в течение трех лет, составили около 48,6 млрд. рублей, или 68,8 процента от запланированного. При этом из федерального бюджета денег было выделено почти на 1,6 млрд.рублей больше, чем планировалось, а из республиканского — почти на 6,4 млрд.рублей. Однако муниципальные средства выделялись в недостаточном объеме, низок оказался процент финансирования и со стороны предприятий, а также не сработали в полную меру кредитные и лизинговые схемы.
«Мы нереально оценивали свои возможности, — сказал Павел Чернов. — Назрела необходимость корректировки
существующей программы. Казань станет столицей Универсиады 2013 года, а это повышает требования к уровню развития транспортной инфраструктуры Татарстана. Чтобы выполнить намеченные объемы строительства сельских дорог, необходимы вложения в размере нескольких десятков миллиардов рублей. В связи с этим мы приняли решение о разработке отдельной программы по развитию автомобильных дорог».
На заседании было принято решение о том, что в первом квартале 2009 года в Госсовет будет представлена скорректированная республиканская целевая программа развития транспортного комплекса Татарстана до 2010 года. А проект республиканской целевой программы развития сети автомобильных дорог — уже в конце текущего года.
Улучшить качество придорожного сервиса
На заседании комитета было обсуждено и состояние придорожного сервиса в республике. Чем могут «похвастать» наши дороги? Если «повезет», то иногда можно увидеть на обочине покосившийся туалет, один вид которого отбивает всякое желание воспользоваться его услугами. Автозаправки порой строятся чуть ли не друг на друге, а что касается качества приготовления пищи в придорожных кафе, то это тоже из разряда «повезет — не повезет». В некоторых местах продукты продаются прямо на обочинах дорог — пирожки и кулебяки домашнего производства впитывают дорожный «аромат», который, к слову, весьма небезопасен для здоровья. Здесь можно привести следующие цифры, озвученные на заседании. При разработке программы «Развитие транспортного комплекса Республики Татарстан на 2006-2010 годы» были поставлены амбициозные задачи по снижению валового выброса загрязняющих веществ в атмосферу в два раза к 2010 году. По оценкам специалистов, в текущем году величина этого показателя не уменьшилась, а, напротив, увеличилась в 1,7 раза (!).
Вряд ли кто не согласится, что дороги — это лицо республики. Насколько они комфортны не только для езды, но и в услугах придорожного сервиса — по этим качествам, в первую очередь, будет складываться мнение гостей о Татарстане. «Нам необходимо поднять планку придорожного сервиса, и для всех должны стать привычными нормальные придорожные кафе и бесплатные туалеты», — подчеркнул Марат Галеев. На заседании было принято решение о разработке отдельного законопроекта, касающегося придорожного сервиса.
Логистика — слабое звено
Еще один вопрос, затронутый на заседании, который весьма немаловажен для развития республики, — это создание Свияжского мультимодального логистического центра, строительство которого в итоге даст возможность быстро и оперативно доставлять свою продукцию как в другие регионы России, так и на ведущие зарубежные рынки и, в свою очередь, получать товар из разных точек мира. Как отметил Марат Галеев, республика очень нуждается в данном центре. «Логистика — это слабое звено, и консервировать данное состояние недопустимо», — подчеркнул он. По словам Павла Чернова, в настоящее время проект бизнес-плана Свияжского логистического центра прошел экспертизу и утвержден заказчиком, коим является ФГУ «Дирекция по реализации ФЦП „Модернизация транспортной системы России“. Что касается разработки технического проекта на строительство, то ее перенесли на следующий год. Таким образом, в 2009 году необходимо будет принять технический проект, а также провести тендер на строительство и выбор подрядчика, параллельно должен быть проведен конкурс на управление этим центром. Срок же ввода в эксплуатацию данного объекта — 2013 год.