Еще недалеко отошел в прошлое августовский день, когда двое рабочих Набережночелнинского ДСК выполняли на высоте задание, а третий, находившийся внизу, включил бетоноукладчик, рукав которого сбросил их вниз… И тот июльский день, когда уборщица (это уже случай в Казани) мыла окна, взобравшись на стол и стул, который стоял на этом столе… В обоих случаях — падение с высоты, исход смертельный. К сожалению, такое на производствах имеет место быть. Кривая травматизма и смертности из года в год изучается, анализируется, фиксируется, озвучивается в докладах на всякого рода совещаниях, однако случаи серьезных травм, в том числе с летальным исходом, не редкость.
За безопасность труда «борются», за нее, говорят, отвечает руководитель. Он, возможно, отвечает. Но потеря здоровья или жизни рабочего происходит вне его кабинета. Поэтому есть резоны серьезно отнестись к тому, что в Японии, например, бригада перед началом смены дает… клятву: «работать без нарушения требований безопасности, травм и аварий!»
В связи с этим стоит вспомнить о почине строителей советского времени — бригады Алексея Басова. Ну, почин и почин, мало ль их было в советские времена? Однако же последователи опыта басовской бригады были среди шахтеров, металлургов, водителей, связистов, токарей, сельских тружеников, моряков. И как результат — работа без единой травмы. Об опыте бригады Басова писали многие газеты и журналы, он перешагнул границы страны, внедрялся во многих странах, продолжает жить и теперь, а мы, россияне, о нем забыли. Он прост и сродни японскому:
бригада брала коллективное обязательство выполнять требования по охране труда и осуществлять контроль над этим ежедневно. Ее девизом было: «Создание здоровых и безопасных условий труда зависит от каждого из нас».
Ну, конечно, был там и пункт: «Работодатель обеспечивает финансирование мероприятий по предупреждению производственного травматизма и профзаболеваний». Однако же без так называемого человеческого фактора, считает главный технический инспектор труда рескома профсоюза работников строительства и промстройматериалов РТ Павел Глебов, почин неэффективен:
— Когда бригада берет на себя обязательство работать без травм и аварий, она чувствует себя по-настоящему ответственной за контроль над созданием безопасных условий труда.
На практике как это выглядит? Перед началом работы в прежние годы бригадир обязательно напоминал о соблюдении правил безопасности, сами рабочие больше общались между собой. А теперь — каску надел и пошел работать. Исчез человеческий фактор. Раньше ежегодно мы ездили в Москву на совещания по вопросам охраны труда. Нынче съездил — по истечении семи лет со времени последнего.
— О забытом почине басовской бригады вы говорили на всероссийском семинаре об охране труда в Москве, который состоялся в начале этого месяца?
— Более тридцати лет назад их метод был поддержан 757-ю бригадами строительной отрасли республики, и свидетельствую — результат был, я уже сорок лет в этой сфере деятельности, — говорит Павел Глебов. — На московском семинаре была выражена поддержка этой инициативы со стороны Свердловской области, Москвы, Санкт-Петербурга, Ставрополя. Сказали: молодцы татарстанцы — вспомнили об этом. Если