Сегодня газета «Республика Татарстан» отмечает свое 95-летие
Прошло уже пять лет, а я до сих пор чувствую неловкость перед одним из наших в недавнем прошлом внештатных авторов – Яковом Михайловичем Березкиным.
В 2007 году, когда отмечалось девяностолетие «Республики Татарстан», на торжественном вечере в мае тепло говорили о ветеранах, тем более что за несколько дней до этого отпраздновали очередной День Победы. Участники торжества аплодировали и ему, в былые годы активнейшему нашему внештатнику, исколесившему по заданиям редакции весь Татарстан. Как человек предельно скромный, он подошел ко мне уже в конце вечера и сказал: «Уместно было бы в какой-нибудь речи напомнить сегодня, что ведь я ровесник газеты».
Каюсь: этого факта в тот момент не знал. А в сценарий праздника он, конечно, лег бы очень красиво и выигрышно.
Компенсирую просчет тем, что рассказываю о нем сегодня, поздравляя и Якова Михайловича с очередной круглой датой газеты, на страницах которой были опубликованы десятки его материалов. Да, ветерану печати тоже нынче исполняется 95 лет. И мы его также с этой достойной датой искренне поздравляем.
Время – понятие относительное. Первые номера газеты «Рабочий», от которой ведет свое летоисчисление «Республика Татарстан», четко зафиксировали события апреля 1917 года. Кто-то назовет их сегодня уже седой стариной. А ведь посмотрите: девять с половиной десятилетий в нашем случае уместились в биографию одного человека. Пусть и замечательно долгую.
Только вот ни один человек, даже с феноменальной памятью, не сохранит в памяти столько великих и малых событий, сколько хранят их в строчках и иллюстрациях подшивки газеты. И в этом отношении печатная периодика – явление уникальное.
Да, газета, как и другие средства массовой информации советского времени, была «идеологическим оружием партии». Но журналисты вместе с народом по полной хлебали лиха и в Гражданскую войну, и в годы репрессий, и в роковые сороковые… Вот еще один достойный упоминания факт: в 1937-м менее чем за полгода в газете сменились пять (!) редакторов. Естественно, отправлялись они после этого не на берега теплых морей. (Интересно, с каким настроением приступал к исполнению обязанностей пятый редактор?)
В годы Великой Отечественной войны практически все боеспособные мужчины-журналисты редакции ушли на фронт. Несколько человек с фронта не вернулись.
В пятидесятые-шестидесятые годы журналисты «Советской Татарии» азартно месили грязь резиновыми сапогами возле буровых на нефтяных месторождениях, на площадках всесоюзных ударных строек в Нижнекамске, Набережных Челнах.
Коллектив «Советской Татарии» с гордостью принял в 1967 году государственную награду – орден Трудового Красного Знамени.
…«Рабочий», «Знамя революции», «Знамя труда», «Известия», «Известия ТатЦИКа», «Красная Татария», «Советская Татария», «Республика Татарстан». Названия газеты, согласитесь, как вехи на извилистом историческом пути, по которому вместе со страной шла и наша республика. А с ней – и те, кто создавал ее газетную летопись. Создавал, стараясь не только фотографически точно отражать в строчках события, но и наполняя полосы газеты своим «я». Авторские материалы – это еще и индивидуальный почерк журналиста или внештатника, суть его мастерства, характера, мировосприятия, гражданской позиции. Это важно сегодня для нас, ведь с газетой в свое время сотрудничали известные в стране писатели, публицисты, политики – Анатолий Луначарский, Лариса Рейснер, Александр Фадеев, Николай Асеев, Михаил Исаковский (его текст ставшего «хитом» военных лет вальса «В лесу прифронтовом» был впервые опубликован в «Красной Татарии»), Лев Ошанин, Леонид Леонов, Федор Панферов, Алексей Толстой, французский писатель Жан-Ришар Блок.
Сотрудниками «Красной (Советской) Татарии» в разные годы были известные поэты, писатели, драматурги – Александр Безыменский, Демьян Бедный, Павел Радимов, Анатолий Мелузников, Бруно Зернит, Тамара Ян, Ян Винецкий и другие.
Уже легендарным для нас стал фотокор газеты довоенной поры Виктор Темин – знаменитый фронтовой мастер объектива, автор облетевшего весь мир в мае 1945 года снимка в «Правде», на котором запечатлено только что взвившееся над рейхстагом Знамя Победы.
Вся страна зачитывалась в послевоенные годы романом собкора «Красной Татарии» фронтовика Михаила Бубеннова «Белая береза». Одним из первых авторов произведений о войне он был удостоен в 1948 году Сталинской премии первой степени.
- С газетой в свое время сотрудничали известные в стране писатели, публицисты, политики – Анатолий Луначарский, Лариса Рейснер, Александр Фадеев, Николай Асеев, Михаил Исаковский, Лев Ошанин, Леонид Леонов, Федор Панферов, Алексей Толстой, французский писатель Жан-Ришар Блок
В нашей газете работал Андрей Алдан-Семенов – автор известной эпопеи о Гражданской войне «Красные и белые».
Отдел литературы и искусства редакции «Красной Татарии» в тридцатые годы возглавляла Евгения Гинзбург, автор «Крутого маршрута», мать известного писателя Василия Аксенова. Уже в наше время Галина Волчек поставила в «Современнике» по этому роману пьесу.
Заместитель главного редактора нашей газеты А.Прямков стал главным редактором союзной «Учительской газеты». У нас работали П.Ионов, который затем возглавил в Москве журналистский коллектив газеты «Индустрия» и журнала «Индустрия социализма», И.Кузнецов, ставший позднее главным редактором всемирно известного журнала «Советский Союз». Политический обозреватель «Республики Татарстан» О.Морозов многие годы является заместителем Председателя Государственной Думы…
История нашей газеты, как колодец без дна: черпай и черпай интересные сведения, факты, хоть для научной статьи, хоть для диссертации или просто из любопытства. Не вычерпаешь. Сколько было примеров: придет человек в редакцию, попросит пролистать подшивку, предположим, 1937 года – нужна ему для чего-то какая-то статья. Занятие – на час максимум. Но появится утром, а уйдет вечером со словами: «Надо же, просто не ожидал. Читаешь – дух захватывает…»
Конечно, не только прошлым, каким бы оно ни было богатым, жива газета. У нас и сейчас очень интересное и проблемное время. В условиях, когда на медиарынке республики, беспрецедентно для России насыщенном печатной периодикой, изданиям приходится активно толкаться локтями, на практике познавая, что такое конкуренция, «Республика Татарстан» сохраняет свое лицо, держит тираж. Растет число посещений электронной версии газеты. В интернет-формате ее читают на всех континентах планеты. Сайт является одним из лучших в России.
В основе этой работы редакции – прежде всего уважение к читателю. И понимание, что современная прогрессивная пресса – это не только зеркало времени, не только общественный информатор и регистратор событий, но и пропагандист высоких культурных, нравственных и эстетических ценностей. И это намного более трудный путь к душе и сердцу читателя, нежели «прикормка» его светскими скандалами, сплетнями, криминалом, эротикой и прочим духовным мусором, которым наполняет свой контент «желтая пресса». Мне больше по душе другой образ нынешней качественной журналистики – спички при коробке, которая, вспыхивая, привлекает внимание общества к тем или иным социальным, политическим проблемам. Без такого вот гражданского горения, неформального стремления изменить жизнь к лучшему мы, журналисты, рискуем стать квелыми, равнодушными учетчиками событий. А ведь по большому счету должны быть поводырями в нынешнем информационном безбрежье.
Александр ЛАТЫШЕВ,
главный редактор «РТ»