Появится ли в Тетюшах суперсанаторий?

Парадокс, но в богатом лесами, реками и минеральными источниками Татарстане нет санаториев класса “люкс”, как у наших соседей в Чувашии и Марий Эл.

Автор статьи: Светлана АРСЕНТЬЕВА




Парадокс, но в богатом лесами, реками и минеральными источниками Татарстане нет санаториев класса “люкс”, как у наших соседей в Чувашии и Марий Эл. Есть, конечно, ведомственные, но, хоть и принимают здесь “клиентов со стороны”, все же на широкий круг желающих отдохнуть и поправить здоровье они не рассчитаны.

На самом деле – несправедливо, когда нуждающиеся в лечении урологических заболеваний татарстанцы едут, к примеру, в ульяновский санаторий “Ундоры”, когда в десятке километров от него расположено место, где есть все условия для создания не худшего по своим качествам и, возможно, лучшего по комфорту и возможностям подобного же заведения.

Недавно село Пролей-Каша, что в Тетюшском районе Татарстана, стало объектом пристального внимания специалистов – ученые татарстанской Академии наук под руководством президента АН РТ А.М.Мазгарова обследовали окрестности этого села на предмет строительства здесь современного санатория.

Сразу оговоримся, что исследования продолжаются и по сей день, но уже первые результаты обнадеживают: выявлены минеральные источники с весьма неплохой по своему составу водой и даже залежи природной целебной грязи. Как известно, ученые – народ суеверный, а потому делать выводы заранее не любят. Однако для “Республики Татарстан” представитель группы ученых, занимающихся исследованием предполагаемого места размещения суперсанатория – так, и никак не меньше! – начальник научно-инновационного отдела АН РТ Венер Арсланов сделал исключение. Итак…

– Место исследований выбрано не случайно, – говорит Венер Абдуллович. – Судите сами. Тетюшский район – один из самых живописных в Татарстане. Многим известны знаменитые Тарханские дубравы, раскинувшиеся на площади более восьмисот гектаров, природный парк “Щучьи горы” с озером Лабай, нехожеными тропами и редкими видами животных. О настоящей жемчужине района – природном и историко-архитектурном парке “Долгая поляна”, в состав которого входит и насчитывающая более чем вековую историю усадьба графа Молоствова с уникальной лиственничной аллеей, не писал разве что ленивый. Уже великолепной природы, не испорченной цивилизацией, вполне достаточно для размещения именно здесь прекрасного места отдыха и лечения. Но есть и еще более веские доводы в пользу строительства современного санатория – это источники природной и минерализованной воды, которыми район просто изобилует. Так, только паспортизированных родников здесь насчитывается более ста семидесяти. Причем многие из зафиксированных по всем правилам источников были описаны еще в XVII веке. А сколько еще тех, что известны только местным жителям? Прибавьте к этому месторождения природной целебной грязи, которых в районе тоже предостаточно, и поймете: упускать возможность использования таких богатств на благо татарстанцев просто не по-хозяйски. Сумели же ближайшие соседи тетюшан из Ульяновской области распорядиться подарком природы. Говорят, вода из минеральных источников, которой “Ундоры” поддерживают здоровье своих пациентов, порой просто чудеса творит. Но ведь что интересно – подземное озеро, питающее ульяновские источники, только краем выходит под “Ундоры”, тогда как основная его часть расположена именно под Тетюшским районом. Пока не известны точные границы подземного водоема, их предстоит исследовать в ближайшие месяцы, но солидные размеры озера не вызывают сомнений. Даже по предварительным подсчетам запасов целебной влаги здесь хватит на десяток санаториев.

Пока самым перспективным считается место неподалеку от села с интересным названием Пролей-Каша. Уж не знаю, кто здесь и когда проливал сие блюдо, но на красоту и богатство родников целительной водой здесь природа явно не поскупилась. И что интересно: правый берег Волги, вообще, не очень удобен – обрывистый, высокий. А в окрестностях Пролей-Каши как по заказу – отлогий удобный спуск к воде от двух обширных солнечных полян, окруженных лесом. Ни одного дерева не придется вырубать, если санаторий будет решено строить именно здесь. Есть еще одно очень неплохое “резервное” место – Дубравы, на самой границе с Ульяновской областью.

Когда мы принялись за изучение района, то были поражены его богатством. Например, в деревне Вожжи есть источник, вода которого богата ионами серебра. К сожалению, дебит этого источника невысок, требуется дополнительное обследование, чтобы полностью изучить его возможности. Неподалеку от Вожжей – деревня Сендюково, где есть фосфорные месторождения – вторые по качеству в России. Как известно, фосфор входит в большое количество медицинских средств. В свое время отсюда на весь район везли фосфорные удобрения. Далее – Бессоново с месторождением голубой глины, которую весьма уважают косметологи. В Тарханах – торфяные залежи с месторождениями лечебной грязи. В Больших Тарханах – сернистые источники. В районе Урюма – богатые родники с хорошим дебитом. Неподалеку от Тоншермы – свое грязевое месторождение, местные жители издревле пользуются этой грязью для облегчения ревматических болей.

– Получается, что в центре нужно строить санаторий, а по местам расположения источников – филиалы?

– Нет, конечно. Просто к санаторию должны вести хорошие подъездные пути, чтобы все компоненты лечения можно было подвозить бесперебойно. Собственно, так делается везде – и в “Бакирово” грязи привозные, и в “Ижминводах”, и в “Ундорах”. Только в нашем случае это будет куда более целесообразно с экономической точки зрения – расстояния-то по нынешним временам небольшие. Ну что такое пять-десять километров?

Конечно, строительство медицинского или профилактического учреждения – дело очень ответственное, и определять приходится не только уровень природных условий, но и степень риска, чистоту тех или иных предполагаемых к использованию месторождений. Здесь важно все. Ну, казалось бы, какое отношение к будущему санаторию имеют захоронения двух-трехсотлетней давности? На самом деле, прямое. На чистоте подземных источников они вряд ли могут сказаться, ведь любые захоронения расположены на глубине максимум десять метров, тогда как подземные воды текут, как правило, ниже ста метров от поверхности. Но вот когда воду поднимут наверх, ее же промышленным способом добывать придется, бурить скважины, ставить насосы, не исключено, что подъем может пройти через зараженное какими-то бактериями место. К счастью, ни древних, ни тем более новых кладбищ в районе строительства санатория нет. Но это только один пример, а еще существует множество нюансов определения самого безопасного и удобного места расположения лечебно-профилактического учреждения.

– В любом деле необходим толчок. Насколько мне известно, застрельщиком в деле задумки строительства суперсанатория в Тетюшах стал глава парламента республики Фарид Мухаметшин.

– Да, именно он стал инициатором этих исследований. Мол, как это так – в десяти километрах от границы района родники минерализованной воды есть, а в районе нет? С этого все и началось.

А когда Фарид Хайруллович, будучи на открытии кирпичного завода в тетюшском селе Жуково, вскользь упомянул о возможном строительстве санатория, то уже на следующее утро к главе администрации района явились потенциальные инвесторы с предложением вложить свои средства в это мероприятие. Даже изыскания научные готовы финансировать. Но, скорее всего, в частные руки полностью татарстанское медучреждение не отдадут, и как минимум половину трат на строительство и обслуживание возьмет на себя республика.

– Но это пока радужное, но все же – будущее. Какие вы обозначили бы сроки появления на тетюшской земле суперсанатория?

– Я могу отвечать только за свою часть работы – за исследования. Думаю, четырех месяцев нам будет достаточно, чтобы представить полный отчет о возможности и целесообразности строительства санатория в Тетюшском районе исходя из природных и экологических данных. А дальше – проект и определение инвесторов, утверждение сметы и т.д. Если вас интересует мое личное мнение, то уверен: давно нужно было этим заняться. Выше по Волге – несколько санаториев, ниже – тоже. А у нас такие прекрасные места, все условия, на редкость удачное сочетание всех компонентов – и ни одного. Это первые изыскания такого плана, такого масштаба в республике, во всяком случае, за последние двадцать-тридцать лет. А вот в России подобные разработки ведутся куда как активно.

При удачном стечении обстоятельств санаторий может начать работу года через два-три. Окупаемость – через семь-восемь лет при грамотном менеджменте. А сколько рабочих мест появится сначала при строительстве, а потом при обслуживании санатория! Так что от появления хорошего медучреждения этого профиля в Татарстане – сплошная выгода.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще