В начале октября исполнилось шестнадцать лет, как Резида Зайнуллина работает на птицефабрике «Юбилейная». Эта симпатичная, улыбчивая женщина воплощает в себе классический образ птичницы с плаката.
Возможность свить собственное семейное гнездышко заставило молодую семью Зайнуллиных сорваться с обжитого места и поехать в незнакомый молодой поселок Габишево. Населенный пункт рос вместе с птицефабрикой: строились цеха — одновременно возводились дома, детский сад, магазин и школа… Работникам фабрики предоставлялось общежитие, позже — квартиры. Поэтому, выйдя замуж, как ниточка за иголочкой, поехала Резида с мужем в Габишево. Предложили ухаживать за курами — дело хлопотное, ответственное. До этого имела дело с железом, работала на заводе токарем, но и с живностью ей, деревенской девчонке, общаться было не впервой.
— Тем не менее было очень страшно, — вспоминает Резида свой первый день в птичнике. — Так много кур сразу в одном месте я никогда не видела.
Учиться приходилось на ходу. За короткий срок стала признанным знатоком своего дела, мастерски сортирует птицу, умело кормит ее. Научилась с первого взгляда определять, какая несушка как себя чувствует. Ее куриное царство доходит теперь до 50 тысяч голов, каждая несушка приносит до 300 яиц в год, а целое стадо — около 10 миллионов. И все эти миллионы хрупких яиц проходят через ее руки: их нужно перебрать, бережно сложить в тару. Этот процесс пока автоматизировать невозможно даже на импортном оборудовании. Вопрос, как добивается, чтобы куры неслись практически каждый день, Резиду ставит в тупик:
— Ничего особенного не делаю, — удивляется она. — Просто контролирую температуру воздуха и влажность, режим подачи кормов и питьевой воды, уровень освещенности, сортировки слабых птиц…
Казалось бы, в условиях автоматизации в производстве яиц от птичницы мало что зависит. Но курица, как любое живое существо, любит уход и заботу. Об этом Резида не говорила, но по ее непроизвольным движениям и взглядам стало понятно: вниманием ее куры не обделены. Пока ходили среди клеток, разговаривали, птичница нет-нет, да и глянет по-хозяйски на несушек — все ли у них в порядке, какое у них настроение. Стеснительная, тушевавшаяся перед столичными журналистами, слова лишнего не вытянешь, а когда фотограф предложил сфотографировать ее воспитанниц, всполошилась:
— Может, не нужно, это их побеспокоит…
Действительно, любой резкий звук, незнакомые люди — стресс для несушек, тормозящий процесс яйцеобразования. Зайнуллина согласилась на «фотосессию» лишь после наших заверений не направлять фото-вспышку на кур.
Рядом с ней все эти годы успешно трудится слесарь-оператор Юрий Степанов. У него стаж работы на фабрике еще больше — почти полвека. Именно он много лет назад поддержал начинающую птичницу, да и теперь является надежным напарником в работе.