Одним из самых, пожалуй, главных летних событий для Бавлов стало успешное завершение запланированного на этот год капитального ремонта жилья, который производился в Татарстане повсеместно. Причем справились бавлинцы с важной социально-бытовой программой одними из первых в республике, а качество ее реализации получило высокую оценку соответствующих надзорных структур. О том, как местным властям, строительным, иным организациям, предприятиям удалось добиться такого результата, – разговор с заместителем главы Бавлинского муниципального района Миннифоатом Хасиятуллиным. (на снимке).
– Миннифоат Галимуллович, первыми, насколько мне известно, были реанимированы старые дома не в городе, где их существенно больше, а в сельской местности. Почему?
– Ну, во-первых, потому, что в них проживают в основном пенсионеры, которые особо нуждаются в максимально ускоренном улучшении их жилищных условий, а во-вторых, эти дома еще более ветхие, чем здания аналогичного возраста в городе, построены 30-40 лет назад, большей частью хозспособом колхозами и совхозами. Потому качество возведения этого жилого фонда и коммунального ухода за ним оставляло, как говорится, желать лучшего с учетом вечной нехватки денег на селе.
Впрочем, нельзя сказать, что судьбой многоквартирных домов в селах района мы занялись лишь в нынешнем году, с началом развертывания по всей стране федеральной программы по капремонту жилья. Еще семь лет назад была сформирована организация под названием “Райсервис” специально для того, чтобы привести сельский жилой фонд в приличное состояние, взять на себя все проблемы по ЖКХ за чертой города. И, надо отметить, в целом новоиспеченный коллектив с поставленными задачами справился. Помню, как жители села Крым-Сарай радовались новой кровле, свежеокрашенным подъездам, металлическим дверям на них, тому, что на верхние этажи их домов стала наконец поступать вода, а также появившемуся на их улице дворнику. Подобного рода изменения произошли и в других населенных пунктах района. Однако ограниченные финансовые возможности “Райсервиса” не позволили ему вслед за текущим в полном объеме провести и комплексный, то есть капитальный ремонт сельских двухэтажек, который у нас минувшей весной и начался широким фронтом.
– А вот интересно, в связи с чем те дома, где он уже завершен, проживающие в них сельчане стали называть термосами? С явным при этом удовольствием и благодарностью за ремонт.
– Что и неудивительно. Ведь, приводя в полный порядок фасады сельских жилых зданий, мы их еще и основательно утепляем по технологии с использованием слой за слоем ряда стройматериалов, включая спецпленку, нарядный профиль, наиболее надежные наполнители между ними.
Обходится это, конечно, недешево, но труженики района заслужили такую заботу о себе и прежним трудом, и нынешним, вырастив очень хороший урожай зерновых культур. Если в прошлом году мы собрали 75 тысяч тонн зерна, то нынче намолотили 98 тысяч и признательны Президенту нашей республики. Благодаря его своевременному содействию район получил такое количество минеральных удобрений, что на каждый гектар пашни мы сумели внести более 40 килограммов действующего вещества.
Продолжая улучшать быт сельчан, мы, к слову, наряду с капремонтом модернизуем и систему отопления их жилья. Поначалу оно согревалось котельными, работавшими на мазуте, потом они были заменены на газовые мини-котельные (топочные), установленные “Райсервисом”. И они, несомненно, добрую службу сослужили, были в свое время явлением прогрессивным. Однако теперь успели морально устареть, и на смену им пришли более экономичные, эффективные двухконтурные котлы, которые устанавливаются в квартирах жителей района.
– А также и жителей города. Верно?
– Да. Применение двухконтурных котлов в райцентре позволяет нам сэкономить значительные средства на другие цели, в том числе и на проведение капремонта. Например, мы установили такие котлы в окраинных домах и тем самым избежали необходимости тратить уйму денег на замену обветшавшей теплотрассы большой протяженности. Добавлю, что и в иных случаях мы используем двухконтурные котлы вот так же точечно, исходя из просчитанной целесообразности. А в целом отопление Бавлов производится централизованно, и все одиннадцать котельных в городе совершенно новые.
– А правда, что в одном из подвалов ремонтники неожиданно для себя увидели Премьер-министра республики или это байка?
– Вообще-то Рустам Нургалиевич приехал в район познакомиться с ходом посевной, но нашел время посмотреть, как мы реализуем программу по капремонту жилья. Ну и начал изучать, как обстоит дело в одном доме, потом в другом, причем руководствуясь не нашим выбором, а своим, чтобы определить истинную ситуацию с капремонтом. Премьер-министр счел для себя необходимым даже в подвалы с фонариком спуститься, где долго ходил, тщательно все осматривал, ощупывал, не боясь испачкаться. Вот там его сантехники и встретили, не веря своим глазам. Но если знать, насколько глубоко, до мельчайших деталей, Минниханов всегда вникает в то, что подвергает проверке, то ничего необычного в этом нет.
– Ну и что вам Премьер-министр сказал после того, как завершил осмотр ремонтируемых зданий?
– Сказал так: “Видно, что работаете…” И услышать такие слова нам было приятно. Полагаю, что мы их заслужили, сумев достаточно добротно “вылечить” уже немало домов. На достигнутом успокаиваться, естественно, не собираемся, да и не позволят это сделать бавлинцы, которых мы привлекли к контролю за ходом капремонта еще на стадии составления дефектных актов. И они с такой заинтересованностью отнеслись к ревизорским своим обязанностям, что начали контролировать не только темпы ремонтных работ, насколько добросовестно они выполняются, но даже то, какие материалы при этом применяются. Дома после капитального ремонта первыми тоже принимают представители жильцов. И пока они не поставят подписи под актами о выполненных работах, подрядчики денег не получат.
– В городах республики бывали случаи, когда при ремонте крыш старая кровля снималась, а вот с заменой ее на новую происходила существенная заминка, и дожди заливали верхние квартиры таких зданий. Выражали вам бавлинцы претензии по этому поводу, много ли их было?
– Мы постарались так, чтобы у горожан находилось как можно меньше причин сетовать на капремонт, хотя совсем без них, разумеется, не обошлось. Что же касается крыш, то у нас давно уже разработана и применяется схема, по которой вот в таких случаях, как вы привели, мы покрываем дома сверху надежной полиэтиленовой пленкой. Кстати, пленку эту потом не снимаем, а используем надлежащим образом на крышах в качестве дополнительной водозащитной изоляции.
– А что за конфликт произошел между ремонтниками и жительницей одного из сельских домов?
– Он возник из-за ошибки, допущенной при определении объема предстоящих ремонтных работ, поскольку не было учтено то, что сельские жилые здания не имеют подвалов. Вот из-за этой оплошности проектировщиков при замене канализации, прочих инженерных сетей монтажники вынуждены были в квартирах сельчан на первых этажах убирать перегородки, вскрывать полы, углубляться минимум на полметра, и, конечно, людям это не нравилось. Однако они все-таки соглашались перетерпеть неудобства ради лучшего коммунально-бытового будущего. А вот та бабушка никак не хотела временных неудобств, не пускала к себе ремонтников. И чисто по-человечески ее, несомненно, можно было понять. Потому давить на нее мы не стали, а вынужденно обошли квартиру старушки траншеями с внешней стороны здания. Стоило это немалых дополнительных затрат, но что поделаешь, сроки капремонта надо было выдерживать. И мы в них в конце концов уложились.
В целом же замечу, что тех, кто был занят капремонтом сельских жилых домов, поправлять практически не приходилось, поскольку они прекрасно понимали, что сельчане натерпелись в крайне запущенных своих двухэтажках еще больше, чем горожане, в домах которых время от времени хоть какой-то ремонт худо-бедно, да производился. Нельзя было, к примеру, без ужаса взглянуть на восьмиквартирное строение по улице Гагарина в селе Кзыл-Яр. Построенное еще существовавшим там колхозом, оно когда-то доставило большую радость новоселам, но затем за десятки лет толком в порядок ни разу не приводилось и пришло в полный упадок: фундамент разрушился, крыша нещадно протекала, канализация полностью отсутствовала, электропроводка обветшала. Однако у совета местного самоуправления, в чьем ведении находится село, на капремонт денег хронически не находилось, а к тому же с развалом колхоза вообще стало неведомо, кому этот дом принадлежит, кто о нем должен заботиться. Полагаю, понятно, с каким восторгом жильцы злополучной двухэтажки встретили ремонтную бригаду.
– Выполнив план по капремонту на этот год, вы намерены его продолжить уже нынешней осенью, не дожидаясь будущей весны?
– Да. Для чего просим еще миллионов 30 рублей, прикинув, что в состоянии поставить на ноги в ближайшие несколько месяцев дополнительно 14 домов.
– Будете ли вносить изменения в организацию ремонтных работ с учетом накопленного опыта?
– В целом тактику сохраним прежнюю, добиваясь, чтобы каждое ремонтное подразделение и впредь четко знало свои задачи, то есть сантехники, плотники, отделочники, кровельщики сменяли друг друга на очередных объектах без заминок. Строго придерживаясь схемы, во многом определенной на сходах граждан с участием главы района Альберта Галимзяновича Хабибуллина, руководителей административных, коммунальных ведомств.
Неизменной остается и стратегия капремонта домов, суть которой – привлечение к его осуществлению только местных организаций, предприятий. Нам есть с кого спросить, ежели кто напортачит, к тому же, что еще более важно, к капремонту домов подключались в основном как раз те организации, которые их же обслуживают.
– Я видел, что энергично приводится в порядок, благоустраивается и территория возле отремонтированных зданий…
– А как же иначе! Явным нонсенсом было бы красоту на дом навести, а вокруг него не убраться, оставить стоять средь мусора. Скоро тем улицам, где они расположены, и многим другим добавят нарядности различные деревья, которые мы намерены нынешней осенью высадить в большом количестве. А рядом со строящимся детским комбинатом разбить еще один парк. Пирамидальные тополя, березы, декоративные кустарники появятся и у новостроек, а в этом году мы сдаем более 18 тысяч квадратных метров жилья, а также возле многопрофильного спортивного комплекса, который возводится у нас в дополнение к ледовому дворцу, стадиону, закрытому бассейну, другим аналогичным объектам. В его залах можно будет играть в волейбол, футбол, баскетбол, прочие игры, включая большой теннис, заниматься художественной гимнастикой. Замечу, что такого сооружения – 30 на 90 метров – нет ни в одном другом райцентре не только в Татарстане, но и в округе. Спасибо огромное за это “Татнефти” и генеральному директору компании, почетному гражданину нашего района и города Бавлы Шафагату Фахразовичу Тахаутдинову, благодаря финансовому содействию которого наш город украсил такой комплекс.
Об озеленении города, безостановочном наведении на его улицах порядка я заговорил отнюдь не случайно. Замечено, что чем живописнее, опрятнее тот или иной микрорайон, тем более хозяйски относятся горожане к своим домам, к коммунальному хозяйству, на текущий и капитальный ремонт которых в результате средств требуется меньше.
– НГДУ “Бавлынефть” можно назвать градообразующим. Каково его участие в реализуемых ремонтных, благоустроительных программах?
– Как всегда, конструктивное. И финансовое, и самое непосредственное, то есть производственное, осуществляемое силами ООО “Нефтестрой”, образованного на базе одного из подразделений НГДУ.
Будущей весной в дополнение к шести организациям, которые уже задействованы в капитальном ремонте жилья, мы для дальнейшего его ускорения намерены привлечь еще ряд коллективов, предложив им участие в тендере.