Древнегреческий писатель Эвмен рассказал о многочисленных попойках Александра Македонского. Так, после победы над Дарием он пьянствовал беспрерывно в течение 22 дней. Один из позднейших критиков Эвмена, Элиан, был настолько возмущен этими фактами, что отказал писателю в доверии и по другим поводам… Элиан считал, что свободнорожденный не может так безрассудно пьянствовать, это удел варваров и рабов!
Надо ли сегодня говорить о вреде алкоголя? Любой , если не лично перестрадал от зеленого змия, то наслышан, видел. Распадающиеся семьи, смертность и тяжкие преступления на почве опьянения, генетическая неполноценность детей алкоголиков, горе и беды как близких, так и самих неумеренно пьющих людей…
Ежегодно в России умирают более 2 миллионов человек, и почти каждая третья смерть связана со злоупотреблением алкоголем. Как правило, россияне предпочитают крепкие напитки, некоторые не гнушаются и отравой – денатураты, технический спирт, одеколон…
По данным Комитета Госдумы по безопасности, количество реализуемых спиртных напитков в стране на 80 процентов больше, чем их производство. По экспертным оценкам, за год производится не менее 600 миллионов литров домашнего самогона. Сегодня на душу населения в России приходится потребление примерно 16 литров алкоголя в год. Если не учитывать младенцев, непьющих и стариков, то получается: каждый пьющий россиянин в год выпивает чуть ли не по 30 литров крепкого алкоголя (в 7-8 раз больше, чем в США). Наука же утверждает, что потребление уже 8 литров алкоголя на душу населения катастрофично – больных детей рождается больше, чем здоровых. А при 10-11 литрах смертность начинает превышать рождаемость. Наступает вырождение народа…
Для многих россиян является неожиданным такой факт: две трети населения планеты живет в трезвости. И каждый день где-нибудь на Земле начинается чье-то выздоровление, когда один алкоголик ведет разговор с другим, делясь опытом своего отказа от спиртного, как правило, мучительным. Речь о сообществе анонимных алкоголиков (далее АА), возникшем в 1935 году в США и объединяющем, по осторожным оценкам, около 3,5 миллиона человек в 180 странах. Есть такое и в России, и, что нам ближе, в Казани и некоторых других городах Татарстана – Набережных Челнах, Нижнекамске, Зеленодольске. Единственное условие для членства – желание бросить пить. Стойкая ремиссия, то есть отказ от пития, в среде анонимных алкоголиков очень высока – 73 процента. В чем секрет?
Честная книга об алкоголизме
Одно из безусловных достоинств сообщества АА в том, что пьющий всегда получает здесь понимание. Независимые от спиртного люди не способны понять, почему человек напивается снова и снова. Но те, кто на собственном опыте пережил муки и ужасы этой болезни, дают действенные рекомендации в обретении трезвости.
Высококвалифицированные психиатры обнаружили: порой невозможно убедить пьющего честно обсудить ситуацию, в которой он находится. Как ни странно, женам, родителям, друзьям обычно еще меньше, чем психиатрам и врачам, удается заставить его быть откровенным. А вот алкоголик, вставший на путь выздоровления, может, как правило, завоевать полное доверие другого алкоголика за какие-то часы. А пока такое взаимопонимание не достигнуто, немногого можно добиться.
Пустопорожние эмоциональные призывы, а также аргументированные убеждения вкупе с самими “аргументами” – страданиями близких – на алкоголиков не действуют. Речь об этом идет в книге “Анонимные алкоголики”, презентация которой состоялась недавно в “Книжном дворе”. В ней рассказывается об опыте людей, которые нашли выход из, казалось, безвыходного положения. “Это честная книга о том, что такое алкоголизм, – сказал Алексей Золкин, пресс-секретарь казанского сообщества АА. – До сего дня она передавалась из рук в руки среди “своих”. Теперь впервые в России поступила в продажу. Книга предлагает духовный путь выздоровления по программе из двенадцати шагов”. Одобрена Русской православной церковью, советом муфтиев России и оказывает реальную помощь людям разных стран независимо от вероисповедания и социального положения.
– Это программа на всю оставшуюся жизнь, образ жизни. Когда человек его принимает – трезвость гарантирована, – сказала нарколог Республиканского наркологического диспансера Гульнара Мугинова. – А книга представляет интерес не только для алкоголиков и их близких. Для специалистов тоже – используем ее как учебное пособие. Книга появилась в Казани в 1991 году, привез ее сюда один из совершенно безнадежно больных людей, и первый человек, кто прочел ее, была жена алкоголика. Первая группа АА в Казани состояла всего из трех человек. Сегодня у нас существует 12 групп, и каждый день в разных точках города проходят по два собрания. Сообщество АА – очень нестандартная общественная организация. На данный момент насчитывает около 500 человек, за 17 лет существования через него прошли уже тысячи людей и обрели трезвость, изредка обращаясь за помощью в сообщество.
Что касается книги, ее можно купить или найти в Интернете по адресу http://www.aadubna.narod.ru/bk/bknig.htm. Это уже третье издание, начиная с 1935 года. Откровенные рассказы самых безнадежных алкоголиков о себе, об ужасах той ямы, из которой они выбрались, впечатляют. А программа из 12-ти шагов уже на первый взгляд кажется одновременно простой, но глобальной, ведь подразумевает духовный переворот в человеке. Неодолимой она не представляется – слишком все очевидно, пошагово. Любая работа одолима, если человек в ней кровно заинтересован. Главное тут, говорят, добровольность. Человек должен сам хотеть бросить пить. В противном случае все бесполезно. Убедительное впечатление производит и глава “Обращение к женам” в том смысле, что понимаешь: лечение алкоголика требует от них ангельского терпения, но если таковое проявится, то будет вознаграждено.
Такое послевкусие, пользуясь термином заданной темы, остается от прочтения книги.
Трезвый алкоголик: миф или реальность?
– Мы давно и тесно сотрудничаем с сообществом АА, оно анонимное – но не подпольное. В Республиканском наркологическом диспансере есть реабилитационный центр именно для больных алкоголизмом, где третий год практикуется наша программа с использованием двенадцати шагов. Именно через духовное преображение, самопознание, переоценку себя и жизни происходит выздоровление, – говорит Гульнара Мугинова. – Силой заставить трезветь и выздоравливать невозможно, нужно искреннее желание бросить пить. Бывает, человек приходит без большого желания, однако в среде выздоравливающих начинает понимать: это мое, мне это надо. То есть мотивация выздоровления формируется уже в группе. На сегодняшний день благодаря книге и программе “12 шагов” мы ясно видим, что выход есть. Раньше считалось: алкоголизм – это безнадежно, но теперь мы видим трезвых, счастливых алкоголиков.
Так она и говорит: “трезвых алкоголиков”, ибо установлено – бывших не бывает. Болезнь остается с человеком до конца жизни. Но научиться жить с нею возможно. Так же как живут с сахарным диабетом, соблюдая ряд рекомендаций и режим.
Еще о программе “12 шагов”: она универсальна, подходит для освобождения от многих зависимостей. Сейчас на ее основе работает около 50 различных сообществ в мире – анонимные наркоманы, игроки, обжоры и т.п. Что же касается сообщества АА, Алексей Золкин рассказывает:
– К нам приходят разные люди. Мужчины и женщины. Мировая статистика алкоголизма по гендерному признаку: 35 процентов – женщины, 65 -мужчины. В Казани эта цифра в соотношении 50 на 50. Самому молодому члену АА 18 лет, пожилому 75 – пришел к нам в 72 года, и жизнь его изменилась, он обрел новые ценности. Социальный уровень тоже разный. Есть люди, которые все потеряли, есть те, кто очень хорошо стоит на ногах. Прийти может любой, кто хочет бросить пить. Каждый сохраняет приемлемую для него меру анонимности. Не надо сообщать, какое у тебя социальное положение, можно назваться любым именем. Телефон казанского сообщества 253-50-13. У нас хорошие связи с РНД, МВД, кафедрой психиатрии КГМИ, РПЦ. Татарстанское сообщество динамично развивается, пытаемся расширить круг контактов. Это относится и к средствам массовой информации – объективный рассказ о природе алкоголизма – то же самое, что и сооружение инвалидных пандусов. У людей есть проблемы, и задача общества помочь, чуть-чуть помочь – сделать инвалидный пандус; объяснить, что алкоголизм – неизлечимая болезнь, но с ней можно жить вполне трезво и комфортно.
Пьян, да умен: что за угодья в нем?
Мы, умеренно пьющие или совсем не употребляющие спиртного люди, сталкиваемся в жизни и с безнадежными алкоголиками, и с трезвенниками, которые тоже когда-то “не просыхали”. У меня лично есть два знакомых человека, один из которых живет в обнимку с зеленым змием, потеряв уже почти все – семью, друзей, репутацию. В активе немного: остатки могучего здоровья да работа, на которой держится еле-еле, благодаря золотой голове и рукам… А другой перестал пить. Он признается: желание не пропало, но настолько сильно захотел избавиться от него, что рюмка с водкой в руке может присниться ему только в самом страшном кошмаре. Разница меж ними одна: первый считает, что бороться с пагубной тягой бесполезно, а второй просто захотел бросить пить. Может быть, изнутри все не так просто, как выглядит извне, может быть, играют роль и наследственные механизмы, в разной степени “награждающие” человека склонностью к тому или иному заболеванию. Иногда умению пить много, не теряя нравственного равновесия, мы обязаны предкам, незнакомым с “веселым зельем” – у нас просто еще не поврежденная алкоголем генетика. А может быть, права актриса Ахеджакова, объясняющая режиссеру Рязанову, почему она, такая маленькая, выпила столько же, сколько он – такой огромный, а по ней того не скажешь: “Эльдар, но ведь пьет-то не тело, а дух!..” Несомненно одно: сегодня наука признает алкоголизм заболеванием, причем наследственным. Как уберечь детей, зная, что есть генетическая предрасположенность к алкоголизму? Этот вопрос мы задали Гульнаре Мугиновой.
– Нужно информировать: если у тебя родитель алкоголик – ты мишень №1. Может, лучше не пробовать спиртного, не экспериментировать? Механизм болезни запускается уже с первой рюмки. Химического средства против нее еще не найдено. Единственное – полный, безоговорочный отказ от спиртного. Другого средства нет. Хорошо бы в школах проводить такие ликбезы…
– Еще один вопрос вызывает не меньший интерес: есть мнение, что кодирование ненадежно. Так ли это?
– Для меня это очень провокационный вопрос… Методов лечения много. Насильственное лечение больных алкоголизмом неэффективно, а психологические и медикаментозные внедрения – это своего рода насилие над организмом и психикой. Возможно, тяга к алкоголю притупляется – на время. Но излечить только этими методами невозможно. Необходим глубокий психологический перелом. В медицине это называется инсайт – духовное прозрение. Когда оно происходит, человек выздоравливает от тяги к алкоголю. От непреодолимой тяги! Он не может самостоятельно, в одиночку, с ней справиться. Поэтому, как бы ни плакали дети, жены, помимо своей воли идет и пьет. Нужно понять, что алкоголизм – это не радость, а страдание, боль, муки. Что человеку нужна помощь.
– В какие-то моменты алкоголику в обязательном порядке требуется медкоррекция. Хотя бы для того, чтобы снять интоксикацию – на начальной стадии выздоровления помощь медиков необходима, – считает Алексей Золкин. – В остром состоянии мы советуем обращаться к врачам РНД, которые знают проблему и давно с ней работают. У людей, которые хотят пить, много иллюзий, одна из них – деньги отдать и вылечиться. Большинство программ, предлагаемых республиканским диспансером, бесплатны. Помощь сообщества АА – бесплатна, и то и другое – эффективно. Помощь, что оказывают люди, которые делают на этом деньги, – профанация.
Пить – казну веселить
Об истории пьянства на Руси написано много. С XVI века начинают открываться кабаки, ознаменовавшие собой кабацкую многовековую эпоху, полную трагизма и общенационального бедствия.
В 1767 году Екатерина Вторая ввела откупную систему: казне – деньги, откупщику – право открытия питейного заведения. Она сознавала всю важность этой части бюджета, поэтому следила, чтоб народ случайно не отказался от своей старой привычки. В 1765 году по случаю торжества в городе Воронеже на площадь выкатили бочки с вином. Люди же “напились и стали безобразничать”. К ним вышел епископ города и своими речами о пагубности винопития утихомирил народ. Но городские власти пожаловались на епископа, и он был “отправлен на покой в Задонск”.
В XIX веке в России было около 150 000 кабаков и только 30 000 школ…
С началом заводского производства спирта в России получило широкое распространение употребление крепких напитков. На смену вину, пиву, браге, медовухе пришла водка. Русский психиатр Сикорский писал по этому поводу: “Раньше было пьянство, а с XIX века начался алкоголизм с его неизбежными последствиями”. Алкоголь становится важным средством обогащения как отдельных лиц, так и государства Российского. К сожалению, эта преступная нажива узаконена и процветает поныне.
Движение за трезвость не раз начиналось то религиозными подвижниками, то передовой частью интеллигенции и находило широкий отклик в народе. Однако раз за разом финансовые интересы государства брали верх над здравым смыслом, и все возвращалось на круги своя.
Государство всегда проводило политику если не пропаганды, то незапрещения пьянства, стимулируя употребление горячительных напитков. А народ разорялся, гибли массы людей, оставляя сирот – социальную базу преступности и нищеты.
Спасение упивающихся – дело рук самих упивающихся
В конце восьмидесятых годов прошлого века один успешный человек сказал: я рано понял, что быть в нашей стране постоянно трезвым – уже огромное преимущество над другими. Если ты трезв – выигрываешь: в карьере, любви, деньгах, детях, здоровье… Выигрываешь судьбу, в конечном итоге.
Что верно, то верно. Пьющий в трезвом состоянии может быть прекрасным человеком. Но во время опьянения – чем дальше, тем больше он мало похож на себя, трезвого. Со временем у него появляется дар напиваться в самый неподходящий момент, особенно если нужно принять важное решение или выполнить взятые на себя обязательства. Когда дело касается выпивки, он невероятно нечестен и эгоистичен. Почему ведет себя так? Почему не может воздержаться от выпивки?
По причине умственного и душевного состояния.
Стресс, что в буквальном переводе означает напряжение, легче всего снимается спиртным. Происходит некий отвал от действительности, которую по разным причинам человеку тяжело пережить. Наступает к тому же прекрасное, веселое, победительное состояние, которое, правда, длится недолго и заканчивается похмельем, но никак не переменой угнетавших человека обстоятельств.
С момента рождения каждый из нас имеет резерв адаптационной энергии к стрессам, количество которой небезгранично. И иллюзорный способ ее восстановления находится чисто интуитивно, а спиртное – легко доступно. В минуты душевной невзгоды человек не думает, что, применяя его, из пьяницы он постепенно превращается в алкоголика, потому что за медвежьи услуги алкоголь взимает двойную плату. Как писал Джек Лондон, “телу он дает ложную силу, духу – ложный подъем, а все окружающее заставляет казаться несравненно прекраснее, чем оно есть на самом деле”.
Вывод настолько очевиден, что не нуждается в огласке? Человек кончается как здоровая личность и начинается как алкоголик. Но даже в этом случае не все потеряно. В книге “Анонимные алкоголики” описываются умственные состояния, которые предшествуют запою, а ведь в них, по-видимому, заключена суть проблемы. У пьющего человека есть выбор: сдаться врагу человеческому или приобрести определенный духовный опыт, который вернет его к жизни, независимой от алкоголя. Всегда есть для чего жить…