С оглядкой на Эйнштейна

Каждый год в сентябре тысячи детишек впервые переступают школьный порог. Они так долго ждали встречи со школой, так тщательно готовились к ней, вместе с родителями выбирали красивый портфель, покупали тетрадки, ручки, искали дневник с самой необычной картинкой.

Автор статьи: Евгения ЧЕСНОКОВА




Каждый год в сентябре тысячи детишек впервые переступают школьный порог. Они так долго ждали встречи со школой, так тщательно готовились к ней, вместе с родителями выбирали красивый портфель, покупали тетрадки, ручки, искали дневник с самой необычной картинкой. Им так много рассказывали о том, что 1 сентября – это праздник, что в этот день у них начнется новая удивительная жизнь… И глядя на сияющих, “свежевыглаженных” и гладко причесанных первоклашек, радостно волокущих огромные, почти неподъемные для их маленьких ручек букеты, как-то не хочется думать, что уже через каких-нибудь полгода за каждым из них закрепится определенный, как нынче принято говорить, имидж. Одни станут лучшими учениками, отличниками и умницами, другие – вечно отстающими, хулиганами, страшным сном педагогов. Последний вариант, конечно, очень пугает родителей. Но не стоит сильно переживать – даже если ваш ребенок в годы учебы не стал гордостью школы, это еще ни о чем не говорит.

Кризис первоклашки

Конечно, каждый родитель мечтает, чтобы его ребенок был отличником. Ну, или почти отличником. Между тем школа предъявляет к детям стандартизированные требования. А ведь все мы знаем, что каждый человек, и маленький тоже, – это индивидуальность, которая совершенно не обязательно вписывается в стандарт.

– Ребенок, даже умея читать и считать, может быть не готов к школе эмоционально и психологически, – говорит психолог казанского центра помощи семье и детям “Гаилэ” Ирина Чулкова. – Это зависит от множества факторов, скажем, от того же уровня дошкольной подготовки. Но если родители в своей жизни ориентируются на высокие социальные цели, а не на особенности личности ребенка, у малыша может возникнуть внутренний конфликт, когда он чувствует, что не соответствует родительским ожиданиям. А ведь нередко бывает, что состоятельные родители, не уделив достаточно времени подготовке ребенка к школе, тем не менее стремятся записать его в самый сильный, “престижный” класс…

К тому же, напоминает психолог, после вольной жизни в детском саду утомительно привыкать к тому, что надо ходить каждый день на уроки, подолгу сидеть за партой, выполнять домашние задания. Помните, как в том анекдоте про первоклашку, который 1 сентября вечером спросил родителей: “А чего ж вы меня сразу не предупредили, что эта волынка на 11 лет?” Поэтому у многих малышей примерно в октябре-ноябре случается кризис – они не хотят ходить в школу. И это, считают специалисты, даже хорошо, потому что если в это время кризиса нет, он может “вынырнуть” значительно позже, например, в подростковом возрасте, когда справиться с ним будет гораздо сложнее.

Что же делать родителям, столкнувшимся с кризисом первоклашки? Все очень просто – надо морально поддержать ребенка, убедить его, что он справится с новыми задачами. И не предъявлять ему завышенных требований. Помните: чем комфортнее ребенок будет чувствовать себя дома, среди родных людей, тем проще будет ему адаптироваться в школе. Если же в начальном звене за юным учеником все же закрепится образ “серого троечника”, имеет смысл подумать, не перевести ли его после четвертого класса в другую школу, где над ним не будет довлеть этот ярлык и появится возможность проявить себя по-новому. И не стоит, полагает Ирина Чулкова, ориентироваться непременно на статус школы – учиться ребенку лучше всего не там, где для учителей важнее всего показатели, а в обстановке максимальной благожелательности. Правда, трудно однозначно сказать, можно ли сегодня в большом городе еще найти учебное заведение, где не гонятся за показателями…

В служении разным богам

“Кто из него вырастет?” Не правда ли, знакомый вопрос? Сколько родителей хватались за голову, услышав его от педагогов, сопровождающих замечания демонстрацией классного журнала, где отметки их чада колебались от твердой “двойки” до натянутой “тройки”… Хотя жизнь убедительно доказывает: из многих таких “неудачников” вырастают вполне успешные люди. Одному моему однокласснику, как сейчас помню, на математике учительница прямо говорила: “Ты поспи, пока умные люди контрольную решат, потом спишешь”. Сегодня у него своя фирма, собственный дом в пригороде, хорошая машина… В материальном плане он сильно “обскакал” большинство отличников и хорошистов нашего класса. Свои успехи он мне однажды, смеясь, объяснил так:

– Понимаешь, мы, троечники, сами ничего не знаем и не умеем, вот и приходится организовывать тех, кто знает и умеет, чтобы они на нас работали.

Как говорится, в каждой шутке есть доля шутки… Танзиля Якупова, учитель с семнадцатилетним стажем, полагает: большинство школьных отличников добиваются успехов вовсе не потому, что необыкновенно умны и сообразительны. Нет, они берут усидчивостью и добросовестным выполнением всех учительских требований. При этом ориентация на отличную оценку приводит к тому, что они и вне школы ужасно боятся ошибиться, дабы не получить “неуд” уже от жизни. А ведь известно, что, не совершая ошибок, невозможно достичь успеха. Который часто и сопутствует троечникам, не знающим чувства страха перед оценкой своей работы.

– Условно я бы поделил школьников на три типа, – говорит врач-психотерапевт, психолог Николай Курмышкин. – Первый – это как раз “правильные” отличники. Их можно назвать аполлонийцами, по имени греческого бога Аполлона, который олицетворяет государственность, законы, классическое образование. Такие люди – приверженцы строгой классики, они живут только по правилам, хорошо учатся, всегда аккуратно одеты. Их внутренняя задача – соответствовать ожиданиям социума. При этом они уверены, что, выполняя все требования общества, вправе требовать адекватного вознаграждения – увы, мы знаем, что в жизни так получается далеко не всегда.

Второй тип, тех самых троечников, я бы назвал меркурианцами – по имени бога Меркурия, покровителя торговцев и, между прочим, воров. Это люди гибкие, подвижные, свободно чувствующие себя на любом жизненном поле и при необходимости легко нарушающие общепринятые правила. Если в какой-то ситуации им нужно будет перейти на, так сказать, теневую сторону жизни – меркурианцев это нисколько не смутит, они прекрасно себя чувствуют в этой “тени”. Но если они находят себя в социально значимой сфере, то могут добиться успехов значительно больших, нежели аполлонийцы. Классическая для них деятельность – это, конечно, торговля. А вот, скажем, в юриспруденции из них выходят прекрасные адвокаты, в то время как приверженцев справедливости, “правильного” Аполлона вы чаще встретите среди работников пенитенциарной системы (системы мест лишения свободы).

Но есть еще третий тип учеников. Я бы назвал их гипервайзерами – есть такой термин в программировании, обозначающий программу, которая позволяет запускать на компьютере приложения других операционных систем. Эти дети как бы служат двум богам одновременно – хорошо знают и четко отслеживают все правила, но внутри этих правил умеют обрести глубокую степень свободы. Как правило, они хорошо учатся, но при этом могут быть хулиганами и доставлять немало хлопот учителям. Так что нельзя однозначно утверждать, что троечники в жизни всегда устраиваются лучше, чем отличники. Если человек со светлой головой умеет принимать нестандартные решения, он, без сомнения, добьется в жизни многого.

Правда, дорогие родители, будьте готовы, что и такого “умного хулигана” учителя не будут воспринимать на “ура”.

– Я помню, как ко мне в пятый класс пришел один мальчик, – вспоминает Танзиля Якупова. – Он с трудом подчинялся требованиям дисциплины, мог во время урока ходить по классу, зато задавал настолько интересные вопросы (конечно, самовольно вскакивая с места, не поднимая руки), что общаться с ним было одно удовольствие. И каково же было мое удивление, когда его первая учительница как-то сквозь зубы спросила меня: “Ну чего, достал тебя уже этот умник?..” К сожалению, наша школа больше нацелена на усредненные штампы, нежели на конкретного ребенка, пусть и одаренного.

– Вообще-то на различных совещаниях и курсах повышения квалификации нам постоянно твердят, что мы должны в своей работе ориентироваться прежде всего на детей, а потом уж на результаты, – продолжает тему учитель Галина Халикова. – Но в то же время требуют, чтобы росло качество обучения. И если оно снижается, если успеваемость падает, то следуют всяческие взыскания. Поэтому, конечно, учителям проще работать с успевающими детьми. Причем желательно – с успевающими по всем предметам. В то время как некоторые юные таланты талант-ливы в чем-то одном, а другие уроки им просто не интересны. Хотя я лично считаю, что все-таки многое зависит от учителя – сможет ли он заинтересовать ребенка своим предметом. У меня вот была ученица – самая что ни на есть троечница, а какую экскурсию она разработала по теме “Серебряный век русской литературы в Казани”! Заслушаешься…

Любите своих детей

– Но отношение учителей к “нестандартным” детям – это одна сторона вопроса, – продолжает тему Танзиля Якупова. – А ведь есть еще и позиция родителей. К сожалению, по своей практике могу сказать, что если учитель критикует ребенка, родитель чаще всего тоже на него ополчается – ах ты такой-сякой, да мы для тебя все, а ты учиться не хочешь… В нюансы, как правило, никто не вникает. Хотя ребенка своего нужно любить без условий, просто любить – и все.

– Родители должны помнить, что ребенок – это другой человек, с собственным внутренним миром. Проявите к нему интерес – спросите, о чем он думает, что чувствует… Может, тогда вы увидите, что повода ругать его нет, – советует психолог Ирина Чулкова. – Общайтесь с ним с позиций старшего друга, который может дать ценный совет. И главное – верьте в него. Ребенок не может быть абсолютно бездарен! Тройки по основным предметам? А вы присмотритесь внимательнее – может быть, он легко находит общий язык с разными людьми и это умение общаться сделает его в будущем прекрасным администратором? Хотя я бы не советовала ставить перед ребенком такие туманные цели, как хорошая работа в неясной перспективе. Даже если это делается для того, чтобы мотивировать его на учебу. Для ребенка отдаленное будущее значения не имеет. Лучше убедить его, что если он будет хорошо учиться, то повысится его авторитет у одноклассников. Ну а уж если совсем не удается заинтересовать его чем-то в школе, поищите для него сферу деятельности вовне – кружки, секции, где он сможет проявить свои скрытые до того таланты.

Кстати, особенно внимательными психологи советуют быть к так называемым гиперактивным детям. Как известно, нынче даже диагноз медицинский есть – СДВГ, синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Хотя, если понаблюдать повнимательнее за жизнью семьи такого “пациента”, можно заметить, что в большинстве случаев как раз ему-то внимания должного и не уделяется. Родителям проще спрятаться за хитрым диагнозом, нежели изо дня в день, терпеливо и настойчиво общаться со своим малышом, находить для него интересные занятия, способные увлечь надолго. Ну а если уж родные мама с папой не желают потратить на такого живчика лишний час в день, что говорить об учителе, у которого в классе сидит 25-30 человек… Для него гиперактивный ребенок становится сущим наказанием.

Между тем оптимальный выход для кипучей энергии такого ученика – занятия спортом.

– Причем лучше выбирать индивидуальные виды спорта, где бы ему пришлось бороться со временем, так как борьба с реальным соперником тяжело дается гиперактивным личностям, – советует Николай Курмышкин. – А родителям такого ребенка нужно постараться найти контакт с учителями, чаще бывать в школе, участвовать в жизни класса. Так им будет проще контролировать происходящее, да и отношение к ребенку обычно улучшается, если его мама – активистка родительского комитета…

Ну а классическим примером (кстати, именно из спортивной жизни) того, как умный наставник может превратить гиперактивность из недостатка в достоинство, может служить история героя нынешних Олимпийских игр в Пекине, американского пловца Майкла Фелпса. Тоже, говорят, был гиперактивным и почти неуправляемым ребенком. Пока не попал в руки тренера, умело ставящего мальчику серьезные цели. Результат всем известен – 14 золотых олимпийских медалей на двух последних Олимпиадах. Страшно представить, сколько детишек по всему миру с потенциалом не хуже, чем у американца, остались за бортом этой жизни или направили свою кипучую энергию в деструктивное русло…

И еще несколько примеров, призванных успокоить родителей, чьи дети в школе не числятся в списках лучших учеников. Маленького Эйнштейна в школе считали тугодумом, а по физике постоянно ставили двойки – он ведь не умел работать по стандартной схеме, предложенной учителем, потому что мыслил вне стандартов. Примерно такая же ситуация в детстве сложилась у знаменитого изобретателя Томаса Эдисона – учителя полагали, что ему “не место в нормальной школе”. Да и “наше все” Пушкин в Царскосельском лицее, как известно, показывая недюжинные успехи в русской и французской словесности да фехтовании, к остальным наукам относился, мягко говоря, весьма прохладно.

Все это, конечно, вовсе не означает, что в каждом сегодняшнем троечнике непременно кроется будущий гений. Но если родители, принимая своего ребенка таким, каков он есть, помогут ему обрести свою дорогу в жизни, не исключено, что через энное количество лет изрядно устававшие когда-то от “нестандартного” воспитанника педагоги будут с гордостью говорить: “А ведь это я его учила…”

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще