Национальное кино в республике переживает не лучшие времена
В Татарстане представлены и развиваются все жанры классического искусства – и театр, и опера, и балет. И лишь кинематограф остается на задворках культурной жизни республики. Причин тому несколько – нехватка профессиональных кадров, недостаточная государственная поддержка и неравномерная обеспеченность населения кинозалами.
Проблемы развития татарстанской индустрии кино и поддержки национального кинематографа на днях обсуждались на заседании Комитета Госсовета РТ по культуре, науке, образованию и национальным вопросам.
«Если мы хотим сделать нацию узнаваемой, нужно развивать кинематографию и снимать качественные и интересные фильмы. На сегодняшний день мировая общественность знает большей частью о наших спортивных успехах, но этого недостаточно. В республике есть государственные программы поддержки музеев и библиотек. Почему же нет такой программы в области кино?» – с таким вопросом председатель комитета Разиль Валеев обратился к собравшимся депутатам, представителям Министерства культуры Татарстана и кинематографистам.
По словам заместителя министра культуры республики Гузель Нигматуллиной, в настоящее время созданием фильмов в Татарстане занимаются более двадцати киностудий. Однако специализируются они в основном на документальных и анимационных картинах. С 2007 года за счет бюджетных средств было снято 44 документальных и 15 анимационных фильмов. В то же время из полнометражных кинолент увидели свет только две – «Бибинур» Юрия Фетинга и «Бэркетлер» Рамиля Тухватуллина. Еще пять игровых кинолент были сняты на спонсорские средства.
Гузель Нигматуллина сообщила, что с 2007 по 2011 год на создание фильмов из республиканского бюджета было выделено 62,9 миллиона рублей, из них в прошлом году – 8,9 миллиона. И этих денег явно недостаточно. Для примера: производство одного малобюджетного игрового фильма стоит от 15 до 30 миллионов рублей.
По словам директора ГУ «Татаркино» Владимира Батракова, два миллиона из выделяемых средств идут на покупку прокатных копий картин для республиканских кинотеатров, соответственно, оставшихся денег едва ли достаточно для производства 2-3 документальных лент. Он также отметил, что производство и прокат национальных картин, как правило, не окупаются, поэтому полностью зависят от государственной поддержки. Но, как и любой национальный продукт, кино играет важную роль в деле пропаганды традиций и обычаев народов, проживающих на территории Татарстана.
В связи с этим заместитель министра культуры высказала мнение о необходимости увеличения бюджетных средств на кинопроизводство до 40-45 миллионов рублей в год. В свою очередь депутаты Госсовета подняли вопрос контроля расходования этих денег. Вспомнили случай со съемками многосерийного фильма «Теплые ветры древних булгар». Предполагалось, что историческая картина выйдет к 1000-летию Казани, для этого за десять лет существования проекта из республиканского бюджета было выделено более 40 миллионов рублей. В итоге сценарий фильма несколько раз переписывался от двух до шести серий, а затем съемки были заморожены. Получается, государственные деньги ушли в никуда.
Председатель Союза кинематографистов РТ Ильдар Матуров пояснил, что сценарий фильма «Теплые ветры древних булгар» изначально вызывал множество вопросов и нареканий, но все же был одобрен как проект, направленный на сохранение историко-культурного наследия Татарстана. «Чтобы не допускать траты средств на подобные сомнительные проекты, республике необходим художественно-экспертный совет по кино при Министерстве культуры. Его члены смогут давать профессиональную оценку сценарию фильма, на съемки которого запрашиваются средства», – подчеркнул он. Это предложение было одобрено собравшимися.
В то же время, если говорить о завершенных проектах, то чаще всего их прокатная судьба заканчивается премьерой в Казани и двумя-тремя показами в городах республики. Жители Татарстана попросту не имеют возможности посмотреть национальные фильмы. Например, картина «Бибинур», вызвавшая многочисленные положительные отклики зрителей, была выпущена в количестве четырех копий, которых явно недостаточно для полноценного проката в наших кинотеатрах.
В качестве решения обозначенной проблемы депутат Владимир Грицких предложил выкладывать такие фильмы в Интернет для бесплатного скачивания. По его мнению, таким образом население будет хотя бы знать, что такое национальный продукт.
По словам заместителя министра культуры, по-прежнему остается актуальной проблема отсутствия кинозалов в сельских поселениях. Гузель Нигматуллина посетовала: несмотря на хорошую обеспеченность республики кинотеатрами, они сосредоточены лишь в крупных городах, а ситуация в малых населенных пунктах оставляет желать лучшего.
«Сельская молодежь активно интересуется новинками кино, в том числе и в 3D-формате, однако для просмотра им приходится выезжать в ближайшие города. Решить проблему можно, закупив специальное мобильное видеооборудование с функцией трехмерного показа. Такой современный передвижной кинотеатр позволит организовать кинопоказы во всех уголках республики», – предложила Гузель Нигматуллина.
По-прежнему неясной остается судьба Казанской студии кинохроники, которая находится на грани банкротства. По словам кинематографистов, необходимо приложить все усилия, чтобы сохранить студию, в которой, к слову, хранятся уникальные кадры съемок разных лет. И создавшаяся ситуация влечет за собой целый ряд проблем – от отсутствия рабочих мест для начинающих режиссеров до нехватки киноматериалов о важных событиях в жизни республики. Ведь в настоящее время делать хроникальную съемку попросту некому.
Проблем в татарстанском кинопроизводстве немало. С этим согласились все участники заседания. И средствами, которые периодически выделяются из бюджета на латание наиболее крупных дыр в татарстанском кинополотне, переломить ситуацию невозможно. Требуется разработка государственной программы поддержки национального кинематографа с увеличением ежегодного финансирования, созданием художественно-экспертного совета по кино и решением вопросов технического оснащения и многое другое. При этом необходимо помнить, что быстрых результатов в этой сфере культурной жизни республики быть не может. Поэтому афиши фильмов, снятых татарстанскими кинематографами, начнут регулярно появляться в республиканских кинотеатрах в лучшем случае через несколько лет.