Решат ли жилищные сертификаты квартирный вопрос

Канули в Лету те времена, когда единственной возможностью решить жилищный вопрос было получение бесплатных государственных квартир.




Канули в Лету те времена, когда единственной возможностью решить жилищный вопрос было получение бесплатных государственных квартир. В девяностых годах в нашей стране объем бюджетных ассигнований на строительство такого жилья был урезан более чем в три раза. И сегодня мы уже смирились с тем, что квадратные метры на безвозмездной основе нам никто не предоставит.

С началом XXI века в целом по Российской Федерации наметился небольшой рост объемов жилищного строительства, но потом показатели вновь поползли вниз. Причин подобного спада множество. Это и несовершенство законодательства, которое не стимулировало потенциальных застройщиков к возведению многоквартирных домов, и бюрократическая волокита, слабое развитие ипотеки и так далее. Как следствие – взвинчивание цен на рынке жилья, что повлекло за собой сокращение числа платежеспособных покупателей “квадратов”.

Правда, в Татарстане, начиная с середины девяностых годов, объемы строительства жилья неуклонно росли. Повлиял на это такой мощный фактор, как реализация в 1996-2004 годах президентской республиканской программы ликвидации ветхого жилого фонда, а с 2005-го и по сей день – программы социального ипотечного кредитования.

Тем не менее в нашей республике, как и в России, жилье остается товаром дорогостоящим, недоступным значительной части населения. Особенно для определенных категорий граждан, которые опекаются государством. И фактически безальтернативным способом решения “квартирного вопроса” для таких россиян стало предоставление им бюджетных субсидий – в основном посредством государственных жилищных сертификатов, которые вошли в социальную практику более десяти лет назад.

В январе 1998 года Правительство РФ утвердило федеральную целевую программу “Государственные жилищные сертификаты”, где впервые был описан механизм обеспечения жильем военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы. А в 2005 году было принято решение утвердить в составе целевой программы “Жилище” на 2002-2010 годы новую подпрограмму “Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством”. В последний документ были добавлены еще четыре категории: граждане, выехавшие из районов Крайнего Севера; ликвидаторы последствий радиационных аварий и катастроф; вынужденные переселенцы и те, кто подлежит отселению с комплекса “Байконур”.

По информации, предоставленной Министерством регионального развития РФ, с начала 2006-го до августа текущего года льготным категориям россиян было выдано более 25 тысяч сертификатов на общую сумму около 28,5 млрд. рублей. Всего же за 10 лет существования государственных жилищных сертификатов было обеспечено квартирами более 156 тысяч семей (что составляет почти 510 тысяч человек), приобретено свыше девяти миллионов квадратных метров жилья. Расходы федерального бюджета составили более 92 млрд. рублей.

Как сообщили в татарстанском Министерстве строительства, архитектуры и ЖКХ, в нашей республике с 2006 года и по сей день 253 льготника получили сертификаты на сумму 307,3 млн. рублей. Из них 160 семей уже стали новоселами, их жилищные субсидии составили в общей сложности 181,3 млн. рублей. Большая часть таких документов (156 сертификатов стоимостью 201,5 млн. рублей) досталась участникам ликвидации последствий радиационных аварий. Меньшая – “северянам”, переселившимся из ликвидированных населенных пунктов: сертификаты на сумму 2,3 млн. рублей получили три семьи.

Казалось бы, общая картина по стране неплохая. Однако ее портят данные Минрегионразвития о количестве бесквартирных льготников: сегодня в крыше над головой нуждаются почти 511 тысяч семей, перед которыми государство имеет жилищные обязательства. Среди них почти 230,6 тысячи военнослужащих, подлежащих увольнению либо уже уволенных с военной службы, 214,8 тысячи “северян”, более 38,4 тысячи вынужденных переселенцев, 26,7 тысячи ликвидаторов аварий и 392 семьи “байконурцев”. Причина недополучения субсидий банальна – недостаточное бюджетное финансирование. До 2010 года запланировано потратить на “сертификатную” подпрограмму чуть более 160 млрд. рублей, что позволит обеспечить жилищными документами всего лишь 116 тысяч льготников, то есть меньше 29 процентов от количества нуждающихся. 

В пресс-службе татарстанского Минстроя сообщили, что в нашей республики в течение нынешнего года изъявили желание участвовать в подпрограмме “Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством” пока 854 гражданина. 

Однако сегодня есть острая необходимость в том, чтобы не только подкрепить этот проект дополнительным бюджетным финансированием, но и оптимизировать существующую нормативно-правовую базу. Министерство регионального развития и ФГУ “Объединенная дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ” уже внесли на рассмотрение российского Правительства ряд соответствующих предложений.

К примеру, нужно внести изменения в закон “О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей”. По мнению чиновников, дабы избежать неоправданного роста потребности в обеспечении сертификатами “северян”, новая редакция закона должна быть составлена с учетом следующих факторов. Во-первых, результатов детального обоснования географических, экономических и демографических причин для определения принадлежности регионов к Крайнему Северу. Во-вторых, с учетом инвентаризации северных населенных пунктов на предмет целесообразности их ликвидации.

В-третьих, следует пересмотреть очередность предоставления жилищных субсидий.

Кроме того, Минрегионразвитие предложило определять норматив стоимости одного квадратного метра по Российской Федерации раз в год (доселе это делалось раз в полугодие) для всех льготных категорий, за исключением “северной”. Благодаря такой мере стоимость сертификатов в течение года будет фиксированной, что позволит точно прогнозировать количество их получателей.

Помимо прочего, в Минрегионразвитии сообщили, что вскоре будет отменено драконовское обязательство по сдаче льготниками государству имеющегося у них жилья. И если гражданин не захочет отказаться от квартиры, в которой проживает на данный момент, то сертификат он обязательно получит, но сумма социальной выплаты по нему будет меньшей. Данная мера направлена, прежде всего, на популяризацию института государственных жилищных сертификатов, ведь многие участники подпрограммы отказываются от получения таких документов исключительно из-за нежелания терять жилье. Главным образом это относится к ликвидаторам  последствий радиационных аварий: большинство из них “квадратами” уже обеспечены и нуждаются только в улучшении жилищных условий, потому требование о безусловной сдаче занимаемых помещений является для них абсурдным.

В настоящее время контроль за обеспечением льготников жильем сильно затруднен из-за дополнительных выпусков сертификатов, а ведь до сих пор реализуются жилищные документы 2007 и даже 2006 годов. В связи с этим планируется регламентировать производство таких “ценных бумаг” только одним разом в год.

Не менее актуально предложение Минрегионразвития об увеличении срока, отведенного на выдачу сертификатов, до трех месяцев (пока этот период ограничен двумя месяцами). Одновременно предполагается разрешить ежемесячную замену жилищных документов, установив срок их действия не более, чем для ранее выданных. За исключением случаев, связанных со смертью владельцев сертификатов или членов их семей, здесь период должен исчисляться заново и составлять шесть месяцев.

Есть и другие, не менее важные проблемы, решение которых назрело давно и не терпит отлагательства.

Новая редакция Налогового кодекса РФ, вступившая в силу с января нынешнего года, определяет субсидии, выделенные за счет средств федерального бюджета для строительства и приобретения жилья, как “доходы, не подлежащие налогообложению”. Ранее столь четкой формулировки в налоговом законодательстве не было. Но еще в 2002 году Министерство по налогам и сборам России официальными письмами уведомило получателей сертификатов о том, что налог на жилищные субсидии с них не взимается. Однако в начале этого года Минфин потребовал от граждан, которые в течение последних трех лет реализовали свои права на государственные жилищные сертификаты, “произвести налоговые отчисления”. 

Неоднозначность трактовки чиновниками правовой позиции в столь важном вопросе негативно сказывается на доверии населения к механизму предоставления сертификатов. Налогообложение субсидий (то есть социальных выплат) серьезно осложняет этот процесс. А с учетом неуклонного роста цен на рынке недвижимости данное обстоятельство делает жилье еще менее доступным. В связи с чем Минрегионразвитие предложило Правительству России определить официальную позицию государства по вопросу налогообложения жилищных субсидий, предоставленных за счет средств федерального бюджета и реализованных в период до 1 января текущего года.

По заверениям информированных источников, окончательное утверждение перечисленных новшеств не за горами.

Ирина ЧУПИНА.

 

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще