В начале текущего года в со-ответствии с указом Президента РТ была создана новая структура — Комитет Республики Татарстан по тарифам, который стал правопреемником Республиканской энергетической комиссии. Однако если РЭК регулировала тарифы на электрическую, тепловую энергию и газ, то данный комитет государство наделило более широкими полномочиями.
К примеру, он контролирует деятельность естественных монополий, регулирует цены на продукцию производственного назначения, товары и услуги жилищно-коммунального комплекса. А также устанавливает тарифы на перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта (кроме железнодорожного), торговые надбавки к ценам на лекарственные средства и продукты детского питания. Кроме того, этот орган правомочен привлекать к административной ответственности юридических и физических лиц за нарушения законодательства в сфере ценообразования и государственного регулирования цен. Новая структура вошла в систему исполнительной власти Татарстана в качестве республиканского ведомства, а ее руководитель — в состав Правительства РТ.
В связи с чем возникла необходимость в создании Комитета РТ по тарифам? Почему он наделен столь обширными полномочиями? На эти и другие вопросы отвечает его председатель Марина Файрушина.
Регулировать с умом
— Как известно, в советскую эпоху существовал Госкомцен, который утверждал цены и тарифы на все товары и услуги, — напоминает Марина Анатольевна. — Потом в связи с административной реформой его упразднили. В девяностые годы началась либерализация экономики. И в марте 1995-го после указа Президента РФ было принято правительственное постановление №239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)». Был определен перечень товаров и услуг, на которые устанавливались регулируемые государством расценки, и такой же перечень товаров и услуг, которые предоставлялись по свободным ценам. Этот список достаточно часто корректировался: одно из него убиралось, другое — добавлялось. Но и сам процесс государственного регулирования тарифов тоже претерпевал изменения. Тогда в Татарстане полномочиями бывшего Госкомцена частично обладал Комитет по защите прав потребителей, который в свое время тоже упразднили. И до нынешнего года регулирование цен проводилось разными министерствами и ведомствами.
Возьмем, к примеру, жилищные и коммунальные услуги. Тарифы на жилищные устанавливались органами муниципальных образований, на электроэнергию, тепло и газ — Республиканской энергетической комиссией. Что касается остальных коммунальных услуг, то предельный индекс по ним (максимальный процент, на который они могут повыситься в том или ином городе и районе в следующем году по сравнению с предыдущим) определялся Министерством строительства, архитектуры и ЖКХ, а потом уже утверждался в муниципалитетах. Пакет же предельных индексов для республики устанавливался Федеральной службой по тарифам. Из-за такой огромной разобщенности получалось, что иногда за счет повышения стоимости одних услуг занижались расценки на другие. А нам нужно, чтобы население вовремя получало качественную услугу и могло ее оплатить самостоятельно либо получить на нее субсидию. И при этом обслуживающие и ресурсоснабжающие предприятия не обанкротились, а могли нормально работать.
Главным образом, для того чтобы соблюсти такой баланс, Президентом Минтимером Шаймиевым и было принято решение о создании комитета.
— В общем, произошла централизация в сфере ценообразования и контролирующих функций, вам переданы полномочия по госрегулированию тарифов не только от РЭК, но и от отраслевых министерств, ведомств. Хватит ли сил, чтобы справиться с таким объемом задач?
— Будем стараться. Коллектив РЭК состоял из 24 человек, которые выполняли лишь небольшую часть из наших сегодняшних функций. Однако уже несколько лет назад стало ясно, что такого количества сотрудников недостаточно. Фактически они уже только регулировали определенный тарифный поток, но не могли оказать значительного влияния на энергетические предприятия. У них не было физической возможности проводить там контрольные мероприятия, анализ и мониторинг цен.
По решению Кабинета Министров численность персонала нашего комитета должна составить 145 человек, из них 129 — госслужащие. В штат добавили специалистов и по энергетической отрасли, и, конечно же, по другим сферам.
Какой прок для населения?
— Марина Анатольевна, а для населения какой прок от новой структуры?
— Во-первых, у нас есть сектор по работе с обращениями граждан. Любой человек, интересующийся вопросом регулирования ценообразования, может обратиться напрямую к нам. По мере возможности также будем проводить мониторинг некоторых цен, которые складываются на рынке Татарстана и в соседних регионах, и размещать эти данные на нашем сайте, в средствах массовой информации. То есть человек будет иметь возможность узнать рыночную стоимость той или иной услуги или какого-либо товара. У нас хорошая связь с коллегами из соседних регионов, и это взаимодействие будет усиливаться.
Во-вторых, планируем внедрить единую информационно-аналитическую систему регулирования цен в рамках реализации программы «Электронное Правительство». В чем заключается этот проект? Мы выведем на сайт определенные индикаторы, допустим, по типу жилья. И человек, выбрав те из них, которые соответствуют характеристикам его квартиры, узнает, какую плату он должен вносить за предоставляемые конкретно ему жилищно-коммунальные услуги. Будет вся база данных по нормативам, тарифам и так далее, причем в разрезе муниципальных образований. В итоге гражданин, сравнив полученные данные со своим счетом-фактурой, может удостовериться, правильно ему начисляют квартплату или нет. И если разница между суммами в платежке и на сайте окажется значительной, то можно будет смело жаловаться на тех, кто выставляет неправильный счет.
— Уверена, эта система будет пользоваться популярностью. И когда ее запустите?
— Сейчас она дорабатывается. Надеемся, в следующем году начнет функционировать. Еще один момент. У нас есть такие услуги, которые регулируются федеральным законодательством, например, взимание пошлин при оформлении каких-либо документов. Эту информацию мы тоже будет размещать на сайте, чтобы люди могли сориентироваться, сколько стоит соответствующая услуга. То есть сфера ценообразования станет гораздо прозрачнее и понятнее.
Вот такая «бухгалтерия»
— Каким образом сейчас происходит процесс повышения тарифов на ЖК-услуги на следующий год?
— Прежде всего, хочу уточнить: если коммунальные предприятия обслуживают два и более муниципальных образований, то тарифы для таких организаций регулируем мы, устанавливая для них предельный индекс, а если они функционируют в одном муниципалитете, то в таких случаях цены на их услуги регулируют местные органы, для которых мы устанавливаем предельные тарифы.
Чтобы рассчитать эти показатели, еще весной коммунальщики и муниципалитеты прошли процедуру защиты экономически обоснованных тарифов на будущий год. Сейчас мы ждем приказа Федеральной службы по тарифам о предельных уровнях. Как только он выйдет, сразу начнем работу с коммунальными организациями и муниципальными образованиями по согласованию окончательных показателей. Процесс этот сложный. Мы должны уложиться в пределы того «потолка», который установит ФСТ.
— Не секрет, что некоторые главы администраций из популистских целей занижают стоимость ЖК-услуг. Это поддается контролю?
— Конечно. Наш комитет обладает и контрольными функциями. В республике 956 муниципальных образований, в которых имеется по несколько коммунальных предприятий, их всех следует проверить, отмониторить. Тарифы должны быть такими, чтобы, с одной стороны, не было убыточных организаций (ведь, если обанкротится водоканал — это же будет катастрофа), но с другой — население должно быть в состоянии оплачивать услуги.
Коммунальщики повышают свои расценки на величину индексов, установленных Федеральной службой по тарифам. Далее в цены закладывается инвестиционная составляющая. Этот показатель по коммунальному комплексу ФСТ определяет на основе экспертных данных, устанавливая, у каких организаций есть право на инвестиции, то есть необходимость в обновлении основных фондов. В текущем году рассматривались инвестиционные программы по предприятиям, оказывающим услуги по тепло-, водоснабжению и водо-отведению. Проводились согласительные совещания с главами муниципальных образований, которые по Федеральному закону №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» несут ответственность за обеспечение населения газом, теплом, водой и прочими услугами. Не вкладывать деньги в обновление коммуникаций — значит через определенное время привести их в упадок. Поэтому мы объясняем главам, что в 2009 году расценки будут несколько выше, однако если они получат экономию, допустим, в 30 рублей на гигакалорию, то в 2010 году это зачтется — рост тарифов, безусловно, будет происходить, но уже меньшими темпами.
— То есть стимулируете их к энергосбережению…
— Совершенно верно. Кроме того, с теми предприятиями, у которых есть возможность управлять своими издержками, выполнять программы оптимизации, ресурсосбережения и так далее, по законодательству мы имеем право заключить соглашение, в соответствии с которым на два года «заморозить» для них «тарифную базу», а они на сэкономленные средства обновят свои основные фонды.
И еще. В связи с тем что у нас будет формироваться трехлетний бюджет, и тарифы будут трех-, пятилетними. Чтобы и коммунальщики, и население, и инвесторы заранее знали, на что могут рассчитывать в перспективе. Это, прежде всего, должно привлечь в отрасль инвесторов.
— Жители Казани, а именно — 24 процента столичного населения, не могут смириться с тем, что с этого года платят за тепло в два с половиной раза больше, нежели остальные горожане. Понятно, что себестоимость теплоэнергии, вырабатываемой котельными «Казэнерго», гораздо выше, чем производимой комбинированным способом (вместе с электроэнергией) на теплоэлектроцентралях «Татэнерго». Но ведь людям от этого не легче…
— Действительно, по данному поводу поступает очень много вопросов. В свое время законодательством позволялось усреднять тариф. Потом это отменили, и такое решение, скорее, позитивное, чем негативное. Почему? Потому что раньше коммунальные предприятия, у которых были высокие тарифы, существовали за счет тех, у кого они низкие. Не было прозрачности. А теперь понятно: если у организации большие расценки, значит, следует предпринимать меры, чтобы уменьшить их, то есть каким-то образом оптимизировать, проанализировать, насколько они эффективны. Не обозначить реальные тарифы было невозможно. Сейчас все идет к тому, чтобы выявить все эти болевые точки и конкретно на местах выполнять оздоровительные процедуры.
— С экономической точки зрения целесообразность такого решения очевидна. Однако тарифы выросли именно в том жилом фонде, где проживают далеко не самые обеспеченные граждане, а богатые горожане как раз оказались в выигрыше. Несправедливо.
— Согласна с вами. Но, если у гражданина нет возможности оплачивать дорогую услугу, он вправе обратиться за получением субсидий. Государство в подобных случаях не забывает о социальной защите населения.
Кроме того, проводятся определенные мероприятия, которые направлены на снижение тарифов. Сейчас реализуется программа оптимизации теплоснабжения в Казани. Отключение котельных, их демонтаж и присоединение жилых домов к ТЭЦ требуют достаточно больших денег и времени. Процесс идет поэтапно. Изменение схемы теплоснабжения — это колоссальная работа. Важно все хорошенько просчитать, чтобы не ошибиться. И утвердить такие тарифы, которые и людям были бы по карману и при которых коммунальные предприятия не просто выживали, а нормально существовали и оказывали качественные услуги. Этот вопрос на контроле у Президента. Так что, думаю, в ближайшее время мы с вами почувствуем позитивные изменения.
Подсоединимся по-новому
— Много слышится нареканий, особенно от предпринимателей, по поводу высокой платы за подключение объектов к электрическим сетям. Теперь цены на подсоединение к этим коммуникациям устанавливает Комитет РТ по тарифам. Так как сегодня решается данный вопрос?
— Дело в том, что до 2006 года в законодательстве об этом вообще ничего не говорилось. Если какое-либо предприятие хотело построить объект, оно обращалось в водоканал, сетевую компанию, теплоснабжающую организацию, ему выдавали технические условия, в соответствии с которыми оно должно было, допустим, само проложить трубу, возвести подстанцию и так далее. И предприятию приходилось строить, причем эти работы ему могли обойтись в миллионы рублей (для сравнения: сегодня плата за подключение к электросетям для юридических лиц — 15-18 тысяч рублей за киловатт). То есть оно самостоятельно возводило для себя электрообъект и подключалось к нему. В то время поступало невероятное количество жалоб по поводу «диких» технических условий, коррупции и прочего. Поэтому законодатель заявил, что вводит такой регулируемый вид деятельности, как плата за подключение: сколько она составляет для юридических лиц, я уже сказала, а для физических лиц — 550 рублей за киловатт.
Потом в течение полутора лет был принят еще ряд документов, позволивших дифференцировать эту плату под конкретных потребителей. Недавно нашим комитетом принято постановление по приведению в соответствие с законодательством платы для физических лиц и некоммерческих организаций — дачных, гаражно-строительных кооперативов и других объединений граждан, а также религиозных организаций, которые содержатся на средства прихожан, — до 15 киловатт на одного человека. По юридическим лицам эта работа ведется с мая прошлого года. Приступило к ней еще прежнее Министерство экономики и промышленности, которое предложило руководителям министерств, ведомств, муниципальных образований, круп-ных предприятий дать свои заявки на то, какие объекты в ближайшие три года и в перспективе до 2012 года они собираются вводить. На основании этих данных расчет по плате за технологическое присоединение делается дифференцированно по муниципалитетам.
Сама методика расчета предполагает, что плата за подключение устанавливается тогда, когда есть необходимость в не менее чем десяти подсоединениях. Иначе она не устанавливается. Получается, что сначала нужно набрать это количество. С другой стороны, есть Градостроительный кодекс, где четко прописано, что каждый город и крупное поселение обязаны иметь генеральный план развития, в котором должна присутствовать инженерная инфраструктура. Сегодня мы столкнулись с тем, что не все населенные пункты имеют такие документы.
Плату за подсоединение к электросетям будем устанавливать дифференцированно по территориям. Там, где есть мощности для подключения, она будет не такая уж и высокая. Например, в Чистополе она станет раза в два меньше, чем сейчас, поскольку там имеются свободные мощности, тем более что с точки зрения государства развитие этого района перспективно. Там, где не хватает мощностей, нужно либо производить реконструкцию существующих энергообъектов, либо строить новые.
Законом четко оговорено: все, что касается надежности и поддержания в работоспособном состоянии действующих сетей, ложится в тариф на передачу электроэнергии по республике. А все, что касается подключения новых объектов, модернизации энергосетей для расширения возможностей подключения, — это будет учитываться в инвестиционной программе, которая реализуется за счет платы за присоединение.
В общем, сейчас в данном направлении ведется большая работа. Думаю, до конца года мы ее завершим. А пока остаются действующие расценки. На днях наши специалисты побывали в Москве и Санкт-Петербурге как раз по обмену опытом в этом деле, которое у нас в числе приоритетов. Мы ищем подходы — как сделать так, чтобы эта плата была конкретной и чтобы можно было бы подключиться с наименьшими затратами.
Что касается малого и среднего бизнеса, то сейчас у предпринимателей появилась возможность получить из бюджета субсидии, покрывающие треть платы за подсоединение к сетям.
Недавно в Москве состоялась конференция «Энергетика — потребителям», на которой говорилось о необходимости сделать отношения, связанные с платежами за подключение, публичными. На сайтах нашего комитета и «Татэнерго» есть образец стандартного договора, с которым можно ознакомиться, а также регламенты, разъясняющие, к какой точке и какую мощность необходимо подключить… В общем, стараемся сделать и этот процесс максимально прозрачным.
— Хотелось бы затронуть еще одну очень острую проблему, которая касается общедомовых нужд в электроэнергии.
— Знаете, с момента образования Комитета РТ по тарифам, наверное, не было ни дня, чтобы мы не обсуждали этот вопрос с кем-либо — начиная с граждан и заканчивая руководством республики. Дело в том, что в принятом еще в мае 2006 года постановлении Правительства РФ №307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» есть серьезные погрешности. Несправедливо распределять платежи за электричество, потребляемое в местах общего пользования, на жильцов, имеющих квартирные приборы учета. Мы даже обратились в республиканское и федеральное правительства, в Министерство регионального развития РФ, ставшее инициатором названного постановления, с предложением внести изменения в этот документ. И «работа над ошибками» в этом ведомстве сейчас ведется.
Пытаемся решить данный вопрос, при этом стараемся соблюсти баланс интересов всех сторон. От конфронтации никто не выиграет: население перестанет платить за услугу, а энергетики начнут отключать от сети. На данный момент соответствующий документ, разработанный нашими специалистами, проходит согласование в заинтересованных структурах.
— Сегодня уже не редкость, что во многих квартирах полы оборудуются электрообогревом. Поэтому нежелание других жильцов, не пользующихся таким благом цивилизации, расплачиваться за своих соседей вполне объяснимо.
— Между прочим, как раз те, кто имеет теплые полы, и демонтируют квартирные счетчики, поскольку им дешевле платить по нормативу, который не учитывает наличие таких благ. Поэтому необходима масштабная программа по установке приборов учета. Нужно разработать стимулы к тому, чтобы граждане сами были заинтересованы иметь счетчики. Если мы не будем заниматься установкой приборов учета, то не сможем предложить населению «тарифное меню». Кроме того, сейчас есть ночной и дневной тарифы, которые фиксируют двухтарифные счетчики. По закону мы можем устанавливать льготные и экономически обоснованные расценки. Все, что в пределах социального норматива для населения, — это плата по льготному тарифу, а выше — по экономически обоснованному. Без прибора учета определить эти величины очень сложно.
По линии Фонда содействия реформированию ЖКХ выделяются средства на капитальный ремонт многоквартирных жилых домов, и одним из видов работ является установка приборов учета. То есть все объекты, которые вошли в эту программу, оборудуются счетчиками. В других домах жильцы должны сами устанавливать такие приборы.
Навести порядок в транспортной сфере
— Достаточно часто ведутся споры по поводу стоимости и себестоимости транспортных перевозок, экономически обоснованных тарифов на проезд. Одни автотранспортники утверждают, что себестоимость перевозки одного пассажира у них переваливает за 30 рублей, а другие признаются, что не превышает и шести рублей…
— Несмотря на то что, допустим, в Казани перевозчиков много — трамваи, троллейбусы, метро, наибольшее число горожан пользуется автобусами. Себестоимость перевозки у автотранспортных предприятий разная по многим причинам и зависит от того, мелкие АТП или крупные, какую систему налогообложения они применяют, от маршрутов и других нюансов. Если жестко следовать букве закона, то, в принципе, мы должны утверждать стоимость проезда пассажира конкретно для каждого перевозчика. Но представляете, сколько тогда в городе будет транспортных тарифов?.. Поэтому нам дано право усреднять их в рамках одной территории. В итоге мы рассчитываем средний уровень тарифа, исходя из себестоимости всех перевозчиков. А потом определяется критерий доступности поездок для гражданина.
— И как он рассчитывается?
— В Татарстане соответствующая методика, к сожалению, пока не утверждена. Кстати, в Республике Саха очень сильный регулирующий орган, который разработал свою методику. Сейчас и мы занимаемся этим, в комитете есть отдел методологии. Будем издавать либо методические рекомендации, либо порядок ценообразования в данной сфере, который должен быть понятным всем — как муниципальным образованиям, автоперевозчикам, так и гражданам.
— По данным Министерства транспорта и дорожного хозяйства, сейчас для казанцев критерий доступности оценивается в 8,9 рубля. Зачем он нужен, если все равно цена за проезд устанавливается как средняя величина от себестоимости перевозок всеми автопредприятиями?
— Если для гражданина тариф окажется недоступным, то он имеет возможность обратиться в органы соцзащиты за субсидированием. Правда, в транспортной сфере эта система пока плохо развита. Поэтому соответствующую работу совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами тоже будем проводить.
Сейчас для Казани мы установили предельный уровень тарифа в 15 рублей, хотя экономически обоснованный составляет 18 рублей 40 копеек. Но мы понимаем, что цены на транспортные услуги для населения нужно повышать не чаще одного раза в год. Такую работу проводим со всеми муниципальными образованиями, чьи комитеты по транспорту окончательно утверждают тарифы, но в пределах обозначенного нами «потолка». Наша структура теперь будет устанавливать тарифы на межмуниципальные и междугородные перевозки. Будем тесно работать с самими перевозчиками, проанализируем, какие они получат показатели при установленном тарифе, появятся ли убыточные предприятия. В выигрыше окажется тот, у кого меньше издержки, кто старается увеличить объем перевозок пассажиров. Здесь тоже существует конкуренция. И мы нацелены на то, чтобы повысить эффективность работы АТП.
— Марина Анатольевна, у меня к вам такой вопрос. Ваша структура сильно напоминает прежний Госкомцен. Не превратится ли Комитет РТ по тарифам в аналог этого советского органа?
— Госкомцен, в отличие от нашего комитета, устанавливал и регулировал цены на абсолютно все существовавшие на тот период товары и услуги. Правда, наш комитет несколько схож с этой структурой, но уже с учетом условий рыночной экономики.
Институт государственного регулирования цен должен существовать в любом случае, даже при рыночном механизме ценообразования. Методология для расчета цен необходима. В какой-то момент этот институт был утерян, и сейчас власти пытаются его возродить. Причем во многих регионах России такие структуры созданы уже в 2002-2004 годах — раньше, чем в Татарстане.
В свое время федеральный центр практически отстранился от этого вопроса, поэтому в субъектах Федерации принимались свои документы, на основании которых эти территории и работают. К примеру, в регионах Севера и на Северном Кавказе аналогичные органы регулируют ценообразование гораздо большего объема товаров и услуг, чем у нас. Но эти территории имеют ряд специфических особенностей, поэтому там по-другому нельзя. То есть каждый регион определяет свои правила игры, но в рамках федерального законодательства…
Комитет Республики Татарстан по тарифам наделен всеми контрольными функциями за установлением и применением цен, порядком ценообразования в закрепленных за ним сферах. И мы полностью будем отслеживать этот процесс в интересах в первую очередь граждан.