Не можешь – научим. Не хочешь – заставим

Государство, реформируя ЖКХ, практически отпустило отрасль в свободное плавание, отдав в ее руки бразды правления многоквартирным жилым фондом. Все управляющие организации стали частными.

Автор статьи: Ирина ДЕМИНА

Жилищные организации не спешат раскрывать информацию о своей деятельности. А придется…

Государство, реформируя ЖКХ, практически отпустило отрасль в свободное плавание, отдав в ее руки бразды правления многоквартирным жилым фондом. Все управляющие организации стали частными. Однако очень многие частники не оправдывают надежды государственных мужей на качественное обслуживание жилья. Об этом, в частности, свидетельствует следующий факт: по статистике, из всех жалоб и обращений россиян в различные властные структуры по поводу нарушений в правоохранительных органах, сферах здравоохранения, образования и других 56 процентов касаются жилищно-коммунального хозяйства.

– Когда на прилавках российских магазинов появилось много разнообразных товаров и наших граждан перестало беспокоить, что они не смогут купить нужный продукт, люди начали обращать внимание уже на то, насколько вежливо их встречают торговые работники. Мы должны обеспечить и в ЖКХ такой же уровень сервиса и при этом добиться того, чтобы ни одна неоказанная услуга не оплачивалась, – так высказался министр строительства, архитектуры и ЖКХ Татарстана Ирек Файзуллин во время прошедшего на днях в министерстве «круглого стола», посвященного вопросам обеспечения прозрачности деятельности жилищно-коммунальных предприятий.

Да хоть трава не расти!

К управленцам, курирующим многоквартирные дома, у народа действительно немало претензий – будь то управляющие компании, ТСЖ, ЖСК и прочие специализированные кооперативы. Конечно, среди них есть добросовестные организации. Однако в среде татарстанских жилищников все чаще стали выявляться злоупотребления в части начисления за ЖК-услуги, случаи, когда собранные с населения средства расходовались не по назначению (деньги тратились на автомобили и недвижимость, устраивали корпоративы, формировали беспроцентные ссуды и так далее). Имели место и такие возмутительные факты, как продажа управляющих компаний (УК) с многомиллионными долгами сомнительным лицам, за которыми в различных регионах страны числятся десятки коммерческих фирм. На месте исчезнувших УК появлялись новые, начинавшие жизнь с чистого листа, то есть без висящих на них долгов.

Власти в итоге поняли, что полную свободу управленческо-жилищный рынок переварить не в состоянии, поэтому решили повысить его прозрачность. Так, в сентябре 2010 года увидело свет постановление Правительства РФ №731 «Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами». Государство обязало предоставить неограниченному кругу лиц доступ к общим сведениям об управленцах, но главное – к показателям финансово-хозяйственной деятельности организаций, информации о стоимости и условиях оказания выполняемых работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, о ценах на коммунальные ресурсы и так далее. «Собственники жилья должны знать, куда и на какие нужды уходят их деньги», – считает глава Минстроя Ирек Файзуллин.

За нераскрытие или искажение информации о деятельности управляющих организаций введены штрафы: на должностных лиц – от 30 до 50 тысяч рублей, на юридических – от 250 до 300 тысяч. А за повторное нарушение руководителей дисквалифицируют на срок от одного года до трех лет

Вместе с тем жилищные предприятия не торопятся публично «обнажаться». Изначально предполагалось, что информацию они раскроют уже к весне прошлого года. Татарстанским руководством для этого был определен официальный сайт – портал «Мониторинг жилищного фонда». Не тут-то было! На сегодня, по данным Государственной жилищной инспекции РТ (ГЖИ), из 1301 организации начали раскрываться лишь 695, из 16 662 домов сведения предоставлены только по 10 204 домам.

Что касается полного предоставления информации, как того требует государство, то в этом до сих пор не замечена ни одна татарстанская управляющая организация. В связи с чем генеральный директор госкорпорации «Фонд содействия реформированию ЖКХ» Константин Цицин еще в конце минувшего года на заседании коллегии Минстроя покритиковал нашу республику за нерасторопность…

Свобода – осознанная необходимость

В общем, власти решили несколько ограничить свободу участникам рынка управления многоквартирным жилфондом – с нынешнего года их на законодательной основе начали контролировать государственные надзорные органы, в Татарстане – Госжилинспекция РТ.

Кроме того, в декабре минувшего года в Кодекс об административных правонарушениях РФ была введена новая статья, предусматривающая наказание для жилконтор, не пожелавших полностью раскрыть информацию о своей деятельности, либо предоставивших искаженные сведения. Введены штрафы: на должностных лиц – от 30 до 50 тысяч рублей, на юридических – от 250 до 300 тысяч. А за повторное нарушение законодательства руководителей нерадивых фирм дисквалифицируют на срок от одного года до трех лет. Быть может, подобные жесткие меры помогут навести порядок в данной сфере.

В некоторых регионах России надзиратели уже вовсю «стригут купоны» с нарушителей. В Татарстане – политика в этом отношении пока более лояльная. Правда, начальник ГЖИ Сергей Крайнов пригрозил: терпим только до первого апреля, а потом…

– Работа по раскрытию информации достаточно сложная, – признается генеральный директор УК «ЖКХ «Дербышки» Нияз Гиниятов. – Представьте, что помимо основных финансово-технических показателей деятельности организации на портал нужно вывесить пакет сведений по каждому дому, состоящий из 471 пункта! Там значатся даже такие параметры, которые не относятся к общедомовому имуществу. К примеру, сколько во всем здании розеток, окон, количество проживающих, какова площадь приватизированного жилья, фамилии, имена, отчества и номера телефонов собственников… Чтобы обновить данные, мы вынуждены обращаться в БТИ, а после проведения капитального ремонта домов – заказывать новые техпаспорта на них… Наши работники сутками сидят за компьютерами и набивают информацию. Объяснимо, когда человек интересуется, к примеру, какая сумма ушла на ремонт инженерного оборудования в его доме. Но зачем ему знать, сколько всего розеток в этом здании…

Новая ступень к открытости

Еще в 2002 году в республике была образована система расчетных центров, предназначение которых заключалось не только в формировании счетов-фактур на квартплату, но и в сборе средств с населения и их распределении по поставщикам услуг. В 2006 году в этом деле появился посредник в виде управляющих компаний, сыгравших, скорее, негативную роль при перечислении денег коммунальщикам. В итоге, по словам заместителя главы Минстроя Алексея Фролова, на сегодня текущая задолженность населения за ЖКУ по республике составила 3,168 млрд. рублей – а это фактически месячная стоимость всех жилищно-коммунальных услуг в Татарстане.

– В прошлом году вышло распоряжение Кабинета Министров РТ, в соответствии с которым во всех муниципальных образованиях республики были созданы единые расчетные центры. В состав их учредителей вошли органы местного самоуправления, ресурсоснабжающие и управляющие организации, что, безусловно, привело к прозрачности в сфере распределения платежей, – рассказывает Алексей Фролов. – Кроме того, в ЕРЦ была внедрена новая версия прикладной электронной программы «Коммунальные платежи», которая позволяет всем участникам процесса через Интернет видеть начисление и перемещение денег. Мы перешли на новую ступень открытости между жилищниками и коммунальщиками, чьи разногласия часто решались в суде. И обеспечили всесторонний контроль за деятельностью ЕРЦ.

Попытка номер…

По словам заместителя министра строительства, архитектуры и ЖКХ Равиля Каримова, в процессе реализации 731-го постановления о раскрытии информации чиновники столкнулись с проблемой, которая знакома, пожалуй, каждому жителю многоэтажки – люди в случае возникновения каких-либо бытовых неисправностей не могут дозвониться до своей управляющей организации, чтобы оставить соответствующую заявку. Тогда возникла идея создания единого республиканского интернет-ресурса по приему и мониторингу обращений граждан, к разработке которого подключились ведущие татарстанские программисты.

Суть работы этой системы заключается в следующем: в нее интегрированы все структуры, имеющие отношение к ЖКХ, – муниципальные органы власти, управляющие, ресурсоснабжающие и подрядные компании, жилинспекция – в общем, все, кто несет ответственность за данную сферу. Человек звонит на единый бесплатный номер контакт-центра 8-800-100-00-33 (гарантированно дозванивается с первого раза), обращение заявителя в режиме реального времени фиксируется на сайтах заинтересованных сторон и ставится на контроль в Минстрое. Программа автоматически формирует заказ-наряд на его выполнение определенными службами. А на электронной карте Татарстана отображается, какие районы эффективно работают с обращениями граждан – эти территории окрашены в зеленый цвет, у «желтых» есть просроченные заявки, а с «красными» придется разбираться…

Этот ресурс был запущен в тестовом режиме в феврале текущего года. На сегодня к системе подключены Казань, Набережные Челны и все 43 муниципальных района республики, 207 управляющих компаний, 11 714 многоквартирных домов. За неполные два месяца в единую службу по приему и мониторингу обращений граждан поступило 4333 заявки, из них более трех тысяч уже удовлетворены, остальные – на контроле. Планируется, что в апреле данный ресурс заработает на постоянной основе. А в обозримой перспективе – будет интегрирован с порталами государственных услуг и «Электронного правительства». И тогда канут в Лету «амбарные книги», в которые работники жилконтор записывают заявки жильцов, а потом благополучно забывают об этом.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще